12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново
2

«Исследовательская деятельность учащихся – условие развития компетентной личности»

Кокина Оксана Владимировна

учитель биологии высшей категории

МОУ КСОШ №2 г.Кувшиново Тверской области

Современному миру необходимы люди, способные творчески мыслить, находить новые решения – исследователи. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, позволяет учащимся самореализоваться, добиваться успехов в рамках учебной и внеучебной деятельности, что повышает мотивацию к образованию в целом. Целенаправленная исследовательская деятельность способствует формированию и совершенствованию умений работы с информационными источниками, стремлению к максимально глубокой проработке изучаемой темы, высокой концентрации внимания, способности к длительной работе в одном направлении, что позволяет учащимся максимально раскрыться, самореализоваться.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нём уменьшается доля профориентационного компонента, факторов новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

При обучении школьников исследовательской деятельности следует:

Формировать рефлексивные умения путём приобщения учащихся к методам научного познания;

Формировать у учащихся умение критически оценивать получаемую информацию и находить различные пути разрешения учебных и исследовательских проблем;

Использовать проблемную технологию, как основу учебно-исследовательской деятельности и привитие навыка выделять основную проблему в любом материале.

Формировать исследовательские умения и мыслительные функции;

Рассматривать социальные и учебно-научные перспективы выполнения учащимися исследовательских работ.

В нашей школе сложилась определенная система работы по развитию исследовательской деятельности учащихся. Накоплен положительный опыт работы в результате совместной деятельности педагогов школы, учащихся и их родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Работа по развитию исследовательских навыков учащихся начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.В своей педагогической практике, как на уроках, так и во внеклассной работе я использую исследовательский подход в обучении.

Преподаваемый мною предмет биология является основой естественнонаучного мировоззрения в полной мере. Школа, в которой я работаю, уже несколько лет развивается в рамках региональной целевой программы «Школа здоровья», а потому мною интегрирована исследовательская деятельность учебного характера с аксиологически направленной исследовательской деятельностью по формированию культуры здоровья.

Формами работы исследовательского характера являются в моей деятельности:

Исследовательские работы, социально-физиологические исследования;

Исследовательские проекты;

Презентации учащихся;

Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, экологических слётах и конференциях;

Социально-значимые проекты по краеведению, экологии.

Широкие возможности для реализации исследовательской деятельности школьников в рамках учебных занятий предоставляют элективные курсы. Перекликаясь с целями предпрофильной подготовки, исследовательские работы учащихся позволяют создать общеобразовательное пространство, ориентирующее учащихся на самообучение, освоение практических умений и навыков, определение и реализацию их собственных внутренних потребностей и возможностей, профессиональных интересов и образовательных приоритетов. В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться не только изучения материала, но и его более глубокого осмысления. Необходимость в проведении анализа изучаемого материала и полученных результатов, использовании научной литературы, самостоятельная постановка целей исследовательской деятельности, выдвижение гипотез, подведение итогов приводят к развитию у учащихся способности анализировать и синтезировать информацию.

Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения прикладных задач. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую деятельность выявляются одарённые учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрения учащихся. Деятельность учителя по организации исследований включает следующее:

Обеспечение учащихся необходимыми знаниями по организации исследований;

Организация занятий по технике проведения исследований и активация учащихся к нахождению путей достижения цели;

Выяснение того, какое оборудование необходимо для исследования и что надо сделать своими руками;

Организация занятий по обучению НИД на разных этапах работы;

Обучение учащихся тому, как надо формулировать выводы, делать обобщения по результатам исследований.

Подростковый период и период ранней юности являются самыми благоприятными для формирования основ исследовательской деятельности. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. Поиск решения поставленной задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов.

Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:

Постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.

Постановка цели и задач исследования.

Разработка методики исследования.

Подготовка материальной базы исследования.

Проведение исследования.

Обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.

Выводы.

Анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.

Выбор темы исследовательской работы требует особого внимания, так как тема должна быть актуальной, интересной, увлекающей. Очень важно корректно, оригинально сформулировать тему исследования, чтобы у учащегося была возможность рассмотрения проблемы с нестандартной точки зрения. Далее важно грамотно поставить цели и задачи исследования.

Необходимо продумать и обсудить форму реализации и представления результатов исследования. Учащиеся должны знать требования к исследовательской работе.

В работе должна быть отражена актуальность разрабатываемой темы.

По оформлению работа должна отвечать современным требованиям.

В обзор литературы необходимо включить новинки научной литературы по данному вопросу.

Основная часть работы должна дать ответ на поставленные цели и задачи. Материал должен излагаться грамотно, научным языком.

Работа должна содержать выводы, к которым пришёл учащийся в процессе исследовательской деятельности.

Работа должна быть практико-ориентированной.

Очень важно отразить требования к публичному выступлению, учить выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.

Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у учащихся является изучение природы. Природа является для ученика одним из важнейших объектов исследования. Её многообразные проявления вовлекают школьника в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом, обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира. Учащиеся способны осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения, выносить оценочные суждения о деятельности взрослых, позитивной или негативной в экологическом плане, формулировать элементарные экологические прогнозы, и определять варианты своего личного участия в сохранении окружающей среды.

Экологическое направление является приоритетным. Через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить стремление к прекрасному.

Приведу тематику исследовательских работ учащихся, в которых я выступала, как руководитель. Исследовательские работы были опубликованы и отмечены дипломами, положительными отзывами.

1. «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной».

2. «Нутриенты и рациональное питание».

3. «Определение нитратов в растительной продукции».

4. «Компьютер и здоровье школьников».

5. «Метод зимнего маршрутного учёта охотничьих животных по их следам».

6. «Экологическое состояние школьного помещения».

7. Исследовательский проект «Чистота города зависит от каждого».

8. Исследовательский проект «Берегите лес».

9. «В поисках утраченного родника».

10. «Как вырастить махаона?»

11. «Влияние физических упражнений на здоровье учащихся».

12. «Город и бытовые отходы как фактор, влияющий на здоровье людей».

13. «Мониторинг физическогоразвития учащихся».

14. «Влияние экологических факторов на здоровье населения».

15. «Охраняемые виды растений на территории Кувшиновского района Тверской области».

Данные работы были представлены на следующих конкурсах:

Районная конференция «Юные исследователи».

Областной конкурс Земля – наш общий дом».

Областной проект «Время добрых дел».

Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». Номинации «Публицистика в защиту природы и культуры», «Эколого-краеведческие путеводители».

Региональный этап Всероссийского конкурса юные исследователи окружающей среды в номинации «Зоокультура и ветеринария».

Региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Лес в литературном творчестве» и «Экология лесных животных».

Региональная конференция «Твоё здоровье в твоих руках».

Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета – 2012» в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».

Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» в конкурсе «Учебный проект».

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки».

Всероссийский конкурс проектов «Открой себя миру».

Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды».

Результаты исследовательской деятельности:

1. Повышение уровня знаний учащихся;

2. Изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей;

3. Эмоционально-нравственное развитие школьников.

4. Проявление познавательных интересов детей.

5. Активное участие в творческой проектной деятельности.

Продвижение по пути исследований – это путь к повышению качества образования не в отметках и баллах, а в долгосрочном результате обучения, как процесса.

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития». Г.В. Плеханов. Именно этот тезис заставляет нас задуматься о том, что грамотно организованная и обоснованная исследовательская работа – это «выращивание» талантливых детей, педагогическая поддержка их на пути самореализации и развития.
 

Список литературы.

1. Богомолова А.А. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся / А.А. Богомолова // Биология в школе. – 2006. - №5.-с.35-38.

2. Гайфитулин М.С. Проект «Исследователь» /М.С. Гайфитулин // Школьные технологии.-2005.-№3.-с.102-104.

3. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности /Т.В. Громова // Практика административной работы в школе.-2006.-№7.-с.45-53.

4. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся /М.А. Мутик // Биология: изд. дом Первое сентября.-2002.-№40.-с.7.

5. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Под ред. Татьянкина Б.А., Макаренкова О.Ю., Иванникова Т.В. издательство «5 за знания» Москва 2007.

6. Усачёва И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М.: изд-во МГУ, 1986.

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учителя биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.