12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лещёва Светлана Николаевна28983
Россия, Ярославская обл.
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
17

Исследовательская работа «Многоликая ложка»



VII районная конференция исследовательских работ

обучающихся образовательных учреждений «Открытие юных».

 

Исследовательская работа

«Многоликая ложка».

Выполнила: Жилина Ксения

обучающаяся 3 класса

МОУ Бурмакинской СОШ №2

Руководитель: Лещёва Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МОУ Бурмакинской СОШ №2

 

Оглавление:

1. Введение……………………………………………………………….. 3

2. Основная часть………………………………………………………… 4-8

3. Заключение……………………………………………………………..9-10

4. Список литературы…………………………………………………….10

5. Приложение……………………………………………………………11-27

 

Деревянные ложки-

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Я люблю посещать кружок «Юные музееведы». На одном из занятий мы ходили на экскурсию в школьный музей народного быта «Истоки». В композиции «Предметы быта» почетное место занимала деревянная ложка. Учительница назвала ее «многоликой». Это слово было нам непонятным. Светлана Николаевна не стала пояснять, а попросила нас к следующему занятию выяснить, почему же ложку называют «многоликой». Я принялась за работу.

Моя цель: узнать, почему ложку называют «многоликой».

Для достижения цели поставлены задачи:

- Узнать историю происхождения ложки, её развитие и секрет изготовления.

- Доказать, что ложка неотъемлемая часть быта русского человека.

- Узнать о том, как деревянная ложка приобрела статус ударного музыкального инструмента.

В проведенной работе использовала следующие методы:

- поисковый (сбор информации);

- исследовательский (изучение, систематизация и оформление результатов работы);

- практическая работа (роспись деревянной ложки).

Вначале своего исследование я решила выяснить значение слова «ложка». В английском языке все понятно. Слово «ложка» (spoon) имеет общий корень со словом «щепка». Из этого материала, скорее всего, и изготавливали первые ложки. В русском языке сложнее. Есть предположение, что здесь замешано слово «лог» — «овраг», «углубление». Еще одна версия: слово «ложка» произошло от слова «лизать». Обе версии имеют право на существование.

Энциклопедия «Русская изба» дает четкое определение этому слову. «Ложка – это деревянный, костяной, металлический предмет для зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи. Представляет собой круглую или овальную вогнутую, неглубокую емкость на длинном или коротком, плоском или круглом черенке. (Приложение 1) В зависимости от величины, формы, назначения, ложки имели разные названия: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, чистой отделки.»

Подобное определения я прочитала в словаре Даля. Интересные названия, но современным людям совсем непонятные.

Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает.

Из чего делали ложки - в каждой стране из того, чего было больше - в Египте из дерева и слоновой кости, в Греции из ракушек, бронзы и серебра. Аристократы и короли пользовались ложками из золота и серебра. В России же ложки были деревянными. (Приложение 2)

Изучив историю происхождения ложки, я пришла к выводу, что ложка имеет довольно почтенный возраст. Самая ранняя из найденных археологами ложек, сделана была не из камня, а из обожженной глины. И это понятно – от ложки не требовалась прочность, ею ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. Известен и другой вид древней ложки – узкий желоб, со стороны ручки закрытый как маленький черпачок.

Самым распространенным материалом в Древней Руси для ложки было дерево. Русские деревянные ложки делались из осины, берёзы, клёна. Они были самых разных форм и видов. (Приложение 3) Деревянная ложка на Руси была уже вполне привычным предметом. Об этом упоминается в летописи «Повесть временных лет» (12 в.).

Я узнала интересные факты, что в 988 году в связи с Крещением Руси дружина князя Владимира Красно Солнышко в качестве компенсации за отказ от язычества потребовала заменить деревянные ложки серебряными. Владимиру пришлось скрепя сердцем исполнить это требование, значительно опустошив свою казну, поскольку в дружине было 500 человек, а каждая ложка весила 200 граммов. Так в России появились серебряные ложки. Много позже в домах с достатком всегда держали столовое серебро.

В ходе исследования я выяснила, что деревянные ложки использовались по прямому назначению. Считалось, что пища станет во стократ вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Ложки использовались как в городах, так и в крестьянских хозяйствах, подавались к столу в будние и праздничные дни, и служили единственным приспособлением для приема пищи.

Оказывается, существовали особые правила пользования ложкой.

1. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался самым прожорливым.

2. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу, можно приступать.

3. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, - смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Столовая ложка из металла, в том виде, какой мы её теперь знаем, появилась в Европе примерно в 1760 году. С тех пор непрерывно совершенствуются материалы и качество изготовления. Делали ложки из олова, золота, серебра. Кому что по карману. Дедушка вспоминает, что был период, когда ложки изготавливали из алюминия, по тем временам очень дорого металла, так похожего на серебро. Позднее такие ложки стали самыми дешёвыми.

Сейчас в быту используют ложки из качественной нержавеющей стали, полированные, с тщательно продуманным дизайном. Но назначение их остается тем же.

Изучая литературу, я узнала о приметах, связанных с ложками:

- Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность, несчастье).

- Считалось грехом убирать ложки со стола накануне церковных постов, поэтому ложки оставались на столе до утра.

- Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

- В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами.

- Есть за поминальным столом, полагалось только ложками. И после поминального обеда получали деревянную ложку на память о покойном.

- Ложка, забытая на столе – к гостю.

- Ложкой в край посуды стучать – к ссоре.

- Две чайные ложки на одном блюдце – к свадьбе.

Даже в народной медицине использовали ложку в различных способах лечения. При лечении испуга зачерпывали ложкой воду из блюда и поливали на четыре угла стола; затем снимали воду ложкой обратно в блюдо и этой водой лечили человека или скот.

К ложкам относились бережно. Часто их носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или в голенище сапога. Ложка была верным другом солдату во время войны. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит», «Со своей ложкой по чужим обедам», «О ложке не проси, всегда с собой её носи». (Приложение 4) Ей посвящены загадки (Приложение 5), песни (Приложение 6). Написана сказка о деревянной ложке. (Приложение 7) Можно сказать, что ложка стала героиней устного народного творчества.

Я проследила процесс изготовления деревянной ложки, и хочу сказать, что это очень трудоемкое и сложное дело. (Приложение 8) 7 мая - Пелагея. На Пелагею, рубили дерево на выделку ложек. Ложкари были в особом почете. За отдельную плату на ложке они могли вырезать имя владельца или даже семейный герб. В эпоху Возрождения в христианской Европе были распространены так называемые «апостольские ложки». На них изображали Христа и его учеников, апостолов, и дарили такие ложки на праздники. Отсюда пошла традиция сервизов на двенадцать персон.

В одной из книг я прочитала притчу:

«Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!»

Красивая сказка! Мне захотелось самой попробовать расписать деревянную ложку. Я выбрала хохлому. Думаю, неплохо получилось, да и подарок замечательный. (Приложение 9)

В ходе исследования у меня возник новый вопрос: как ухаживать за деревянной посудой? Мама сказала, что при неправильном уходе и чистке ложек из дерева этот предмет кухонной утвари может превратиться в источник болезнетворных бактерий и грязи. Однако если грамотно ухаживать за деревянной столовыми приборами, они будут служить верой и правдой многие годы. Во-первых, после контактирования с сырым, мясом, рыбой или птицей деревянные ложки необходимо тщательно промыть с помощью мыльного раствора или обварить кипятком, что станет самым надежным способом дезинфекции. Также решить проблему может мойка в посудомоечной машине: горячая вода и моющие средства сделают свое дело, и микробы бесследно исчезнут с поверхности дерева. Грязными или сомнительной чистоты тряпками, ложки да лучше не вытирать, проще дождаться ее полного высыхания. Все просто!

Я знаю, что деревянные ложки превосходный музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно гармоничный, чистый звук. (Приложение 10) Но почему наши предки стали на них играть это для меня загадка. Оказывается, с древнейших времен восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах. Известно, что в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, словом всё, что может издавать звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента не установлено. Первые сведения о них появляются в конце 18 века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам. Однако, что инструмент бытовал задолго до конца 17 века, косвенно свидетельствуют лубочные картинки, которые относятся к 18-19 веков. Так на них изображены ложки в руках скоморохов Савоськи и Парамошки.

В 19-20 веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Они выделываются из более твердых пород древесины, а значит, обладают прочностью и большой звучностью. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки. Иногда вдоль рукоятки исполнители навешивают на ложки бубенцы, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.

Из Интернета я узнала, что "ложкарной столицей" России называют в народе город Семёнов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Но настоящий музей ложки находится в городе Нытва (70 километрах к западу от города Пермь). (Примечание 11) Вскоре в центре города собираются установить памятник ложке.

В ходе исследования я пришла к выводу, что деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и наших культурных традиций. Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. «Дорога ложка к обеду» - так гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых предметов.

Кроме того, ложке посвящают стихи, загадки, пословицы, поговорки, написана сказка. Некоторые суеверные люди верят в приметы, связанные с ложкой…

Деревянная ложка прекрасный сувенир.

Однако это еще не все достоинства. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

2 апреля - признан Международным днем ложки. У нее есть свой музей, скоро появится памятник.

Теперь я понимаю, почему ложку называют «многоликой».

В своей работе я использовала литературу:

Классные часы: 4 класс Авт-сост. Н.Н.Дробинина. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Учебный год). – с.40.

Лаковая миниатюра- Cordis&Media. – 2005.

Русская изба (Внутренне пространство, убранство дома, мебель, утварь) – Иллюстрированная энциклопедия. –

Ав.-сост. Д.А.Баранов, О.Г.Баранова и др. – Санкт-Петербург: Искусство – СПБ, 2004. - 374 с.

Русские пословицы и поговорки

В.И.Даль. Словарь русского языка . – в 4 томах.

Интернетресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki

yandex.ru/users/merlu/view

nauka.relis.ru /

www.membrana.ru/lenta

www.silvero.ru

www.home-edu.ru

http//www.festival.1september.ru

ru.wikipedia.org/wiki /

http://images.yandex.ru

http//www.feb.ru

Приложение 1. Деревянные ложки.

Приложение 2. Ложкарный промысел. Ложкарный базар.

Приложение 3.

Формы и виды ложек.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров — это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению.
Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком.
А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Приложение 4.

Пословицы и поговорки.

Дорога ложка к обеду.

Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам

Ложка дёгтя в бочке мёда.

Нечего хлебать, так дай ложку полизать.

В ложке Волги не переедешь.

Ложкой моря не исчерпаешь.

Перестав поставишь, так хоть ложкой вычерпай.

Я бы его в ложке утопил!

Коровушка с кошку, надоила с ложку.

Вымыла ложки, да вылила во щи.

Богатого ложка ковшом, убогого ложка весёлком.

Я тебе улью щей на ложку!

Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.

Ни пест, ни ложка.

Наш Мирошка ест и без ложки (подбирает и крошки).

Досужа кума: ложки вымыла, и щей налила (в щи слила).

Это потоп в ложке.

Ты ему ложка, он тебе плошки.

Красна ложка едоком, лошадь ездоком.

Не ложкою, едоком; не лошадью, ездоком, берут, славятся и пр.

Словно впотьмах ложкой рта ищет.

Без ложки и добрый едок станет.

Едоку и ложкой владеть.

Не хлебать, так и ложки не держать.

Пришлась ложка по рту, да хлебать нечего (да в кувшин не лезет).

Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!

Летом ложкой, а зимой спичкой, молоко.

Ложка забытая на столе, к гостю.

После обеда порожних (гуляющих) ложек много.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку!

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая.

Красненькая ложечка охлебается, под лавкой валяется.

Посла обеда с ложкой.

Сыт, тетушка, ложки нет.

На готовое с ложкою.

Ладно, а со своей ложкой, да по чужим обедам.

Ложка в бане не посуда; девка бабе не подруга.

Запасливый гость без ложки не ходит (а бурлак ее на шляпе носит).

Хоть ложку деревянную, да украсть что-нибудь с постою надо.

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

Один с сошкой (т. е. работник), а семеро с ложкой.

Приложение 5. Загадки о ложке.

1. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду -

Мимо рта я не пройду.

2. Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот.

3. Кто такая?

Каши зачерпнёт

И отправит в рот.

4. Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри!

5. По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

6.Сама не ем,

А людей кормлю.

7. Я совсем как поварешка,

Но счастливее немножко,

- Людям я милей и ближе,

Ведь меня еще и лижут!

Приложение 6.

Песня "Ложки деревенские" музыка, слова и исполнение Елены Соломатиной.

1. На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ -
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложечках игрец!
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские -
Ложки деревенские!
2. Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Трели наших ложкарей -
Веселят они людей!
3. Каблучком и ложкой бью,
Я танцую и пою!
Ложки, ложки, ну дружней.
Зазывайте всех гостей!

Приложение 7.

Пино К. Сказка «История деревянной ложки».

На полпути между лесом и морем в хорошеньком маленьком домике жила счастливая семья.

Отец всю свою жизнь рыбачил. Ему удалось отложить немного денег, и, состарившись, он ушел на покой.

Мать шила кофты и юбки деревенским щеголихам, и ее заработок выручал семью в трудную минуту.

А четырнадцатилетняя Жизлена была любящей дочерью, очаровательной девочкой, нежной и отзывчивой.

Вот, скажете вы, самая обыкновенная семья. Так что же интересного может случиться с ней? Но я еще не упомянул об одном немаловажном обстоятельстве. Отец был большим лакомкой, а его жена - замечательной поварихой. Не в этом ли и крылся отчасти секрет их благополучия? Жена проводила целые часы у печки, приготовляя изысканные блюда, которым ее муж затем отдавал должное. Что же касается Жизлены, то у нее был один недостаток: она совсем была не приспособлена к хозяйству. Не то чтобы она ничего не хотела делать, нет, она была услужливая девочка, но кухня совсем не привлекала ее, и заботы о пище лежали всецело на матери.

И вдруг в эту счастливую семью пришла беда.

Мать простудилась, заболела и через несколько дней умерла. Отец был в отчаянии - он очень любил жену, но особенно почувствовал он потерю лишь тогда, когда Жизлена принялась за хозяйство.

Начало было просто ужасным. Я не берусь описывать первый суп, первое рагу, первую попытку приготовить то, что из деликатности мы назовем кремом.

Так же неудачны были и последующие кулинарные опыты дочери. Отец Жизлены перестал садиться за стол. Он питался сухим хлебом и сыром, потому что дочь, надежда его старости, не могла предложить ему ничего лучшего. В несколько месяцев толстяк превратился в тень.

Девочка была в отчаянии. Она старалась изо всех сил, с раннего утра чистила овощи для супа, который стоял целый день на огне и вечером был уже совершенно несъедобен, она доставала у хороших хозяек проверенные рецепты, но и по ним у нее ничего не получалось. Она никак не могла сообразить, в каком порядке надо перемешивать муку, яйца, дрожжи, воду и масло, чтобы получилось тесто. Ее пироги то рассыпались еще в печке, то выходили такими сплющенными и твердыми, что их нужно было разбивать молотком.

Однажды, когда Жизлена обливалась слезами над компотом, она услышала, как кто-то постучал в дверь. Открыв, девочка увидела старую, седую женщину, одетую во все черное.

- Дитя мое,- сказала женщина,- я очень устала и проголодалась. Не можешь ли ты накормить меня? Я не так богата, чтобы идти в харчевню.

- Войдите, сударыня,- ответила Жизлена, у которой было доброе сердце.Считайте наш дом своим. Но только я должна предупредить вас, что я плохая стряпуха.

- Это неважно, мой старый желудок привык ко всему.- Старуха вошла и села за стол.

Жизлена подала ей ужин, приготовленный для отца. Она прекрасно знала, что отец все равно к нему не притронется. Гостья принялась за еду, а Жизлена наблюдала за ней, ожидая, что та скажет ей что-нибудь неприятное. Кушанья, которыми девочка угощала старуху и которые я не берусь даже описывать, не вызывали у гостьи ни отвращения, ни удивления. Ела она с большим аппетитом, а когда кончила, в ее глазах появилось выражение лукавства и удовлетворения.

- Превосходно,- сказала она.- Я очень довольна тобой.

Нельзя было понять, чем вызваны эти слова - исключительной вежливостью или лицемерием.

- Я не могу заплатить тебе за обед, у меня нет денег, но я оставлю тебе кое-что на память и уверена, что мой подарок сделает тебя счастливой.

С этими словами старуха достала из сумки самую обыкновенную деревянную ложку и подала ее девочке. Затем она вышла из дома и удалилась подпрыгивающей походкой.

Деревянная ложка! Какая горькая насмешка! И, рассердившись, девочка бросила ее в ящик.

Шли месяцы. Отец Жизлены, не видя смысла в жизни, быстро угасал и очень страдал от мысли, что оставит свою дочь, которая, по его мнению, так не приспособлена к жизни, совсем одну на свете.

Однажды Жизлена забыла на плите деревянную ложку своей покойной матери, которой та всегда пользовалась. Ручка ложки обуглилась, и ложка стала негодной. Тогда девочка вспомнила о старухе и достала из ящика ее подарок. Но как только Жизлена захотела помешать в чугунке какое-то варево, которое она готовила для отца, деревянная ложка нетерпеливо задергалась, вырвалась из ее рук и стала летать по кухне. Она зачерпнула соли из солонки, взяла щепотку перца, нашла сельдерей и две луковицы, вытащила из чугуна плохо очищенную морковь и наотрез отказалась вернуться в руку Жизлены, пока не сварила бульон.

Вечером девочка подала ужин больному отцу. Тот привычным усталым жестом хотел от него отказаться, но приятный запах удивил его. Он попробовал бульон и выпил его до последней капли.

- Дочь моя, ты сделала чудо. Должно быть, тебя вдохновила твоя бедная мама. В первый раз ты приготовила мне что-то вкусное.

И довольный отец уснул, мечтая о чудесных кушаньях, которые теперь будет готовить ему дочь.

Жизлена была и счастлива и озабочена. Может быть, эта летающая ложка заколдована? Не лучше ли ее сжечь? Или пусть она продолжает работать?

Наконец надежда вылечить отца и сделать его счастливым взяла верх над всеми сомнениями.

Утром девочка достала ложку, положила ее на стол и сказала, что нужно приготовить на сегодня. Успех был полный. Все утро ложка резала мясо,. чистила овощи, выбирала пряности, что-то размешивала, следила за тем, чтобы ничто не подгорало и не остывало. И Жизлена вовремя подала отцу на подносе простой, но прекрасно приготовленный завтрак.

Старик плакал от радости, опустошая тарелки. Он почувствовал себя настолько окрепшим, что смог встать с постели и пройтись по саду. Он выздоравливал. Вместе с вкусной пищей к нему вернулся вкус к жизни. Вскоре он пополнел и стал выглядеть, как прежде. Жизлена запретила отцу ходить на кухню. Она боялась, что он увидит летающую ложку, потребует объяснений и, может, даже обвинит ее в колдовстве. Но старик не был любопытен. Что ему за дело до того, что творится на кухне! Пусть только то, что подается на стол, возбуждает аппетит. И он был совершенно счастлив.

Прошло два года. Отец безобразно растолстел, девочка превратилась в прелестную девушку. Они жили вдвоем, и ничто не нарушало их спокойной жизни. Что же касается ложки, она продолжала работать. За это время и Жизлена кое-чему научилась от нее. Иногда ложка позволяла девушке помогать в приготовлении несложных блюд, однако зорко следила за ней, предотвращая малейшую ошибку.

Однажды владелец соседнего замка решил устроить грандиозный пир в честь королевского сына, который охотился в окрестностях. Принц считался изысканным лакомкой, и барон Хюнодьер, хозяин замка, хотел угостить его на славу.

Для такого большого приема не хватало слуг и пришлось пригласить нескольких молодых женщин, чтобы помочь за столом и на кухне. Жизлена попала в число судомоек.

Отправляясь в замок, девушка захватила на всякий случай свою деревянную ложку. Впрочем, она не собиралась воспользоваться ею, так как хотела остаться незамеченной. Она не любила уходить из дому и оставлять отца одного.

Главный повар замка был уже стар. Знаток своего дела, он начал приготовления к пиру за два дня до назначенного срока. Зарезав птицу, он сделал заливные блюда и паштеты. Что же касается самых сложных кушаний, то их надо было готовить в день приезда принца, а иные, как, например, телячьи почки в испанском вине и воздушный пирог с апельсинами - гордость баронской кухни,даже перед самой подачей на стол.

Миловидное личико Жизлены приглянулось главному повару, и он стал давать ей поручения - резать почки, разбивать яйца, чистить апельсины.

В утро приезда принца случилось несчастье. В течение двух дней повар не отходил от плиты и почти не спал. Преклонный возраст, жара и усталость сделали свое дело. Повар потерял сознание.

Его удалось привести в чувство, но стоять у плиты и продолжать работу он уже не мог. Какой ужас! В кухне царила полная растерянность. Как сообщить об этом барону? Его репутация и положение были под угрозой. Жизлена попросила оставить ее наедине с поваром и предложила ему свою помощь.

- Бедное дитя,- простонал больной,- ты, может быть, сумеешь сварить яйцо всмятку, хотя и это не так просто, но телячьи почки и воздушный пирог на двадцать персон - такие подвиги тебе не под силу. Кроме того, надо зажарить заднюю ножку косули и сбить перед самой подачей на стол горчичный соус. А сколько еще всего надо суметь и приготовить и подать!

- Но у вас нет выбора,- сказала девушка.- В случае неудачи я сама буду отвечать за все, а если справлюсь - успех будет ваш. Я не хочу, чтобы знали обо мне.

Со слезами на глазах и отчаянием в душе старый повар наконец согласился и, чтобы не присутствовать при своем позоре, слег в постель.

Между тем Жизлена осталась в кухне одна, и ложка принялась за работу.

Гонзаг, сын короля, был принят в замке с великим почетом. Ему представили всю окрестную знать - нотариуса, мирового судью, капитана жандармерии и священника. На всякий случай были приглашены и несколько почтенных семейств со взрослыми дочерьми, так как принц был холост.

У молодого человека была величественная осанка, но в обращении с людьми он был прост и сердечен. У него для каждого нашлось приветливое слово, он обратил благосклонное внимание на девушек, поговорил о гражданском и военном праве, отметил исключительный вкус, с каким барон обставил свой замок.

Сели за стол. Ничего не подозревавший барон все же волновался. Завтрак был настоящим триумфом! Телячьи почки таяли во рту. Ни с чем не сравнимая подливка была ароматной и бархатистой. Задняя ножка косули оказалась зажаренной в самый раз. Немного рубленого эстрагона смягчало остроту и давало нежный привкус горчичному соусу. А воздушный пирог! Невозможно описать его совершенство.

Гонзаг незаметно распустил пояс и, не скрывая удовольствия и восхищения, принялся за третий кусок пирога.

Барон опьянел от радости и обильно льющегося вина. Он решил, что повар превзошел самого себя и заслужил щедрую награду.

Отдохнув после завтрака и выразив еще раз свою признательность барону, принц уехал. Как удивился старый повар, когда хозяин поздравил его с успехом! Следовало бы рассказать барону правду, но Жизлена пожелала оставить все в тайне, и старик промолчал. Кошелек, полученный от барона, он передал счастливой девушке.

Спустя несколько дней в замок прибыл посол от короля с важным поручением. Король просил барона уступить ему своего главного повара, которого он желал назначить шефом дворцовой кухни. Такая просьба была равносильна приказу. Жаль было терять искусного повара, но барон отпустил его, не раздумывая. Он знал щедрость короля и понимал, что отныне благополучие его рода обеспечено.

Старый повар, польщенный и встревоженный, отправился ко двору короля.

А через несколько дней старик, жалкий и униженный, вернулся обратно с собственноручным письмом его величества.

Король вежливо выражал барону свое неудовольствие. Повар превосходный, но он не оправдал тех похвал, которые расточал ему принц Гонзаг. Повар, несомненно, очень талантлив, но лишен воображения. Король решил довольствоваться своими поварами.

Несмотря на учтивый тон письма, в нем сквозила явная немилость.

Увидев, как расстроился хозяин, повар признался ему во всем.

- Завтра же пошли за этой девушкой,- сказал барон.- Надо спасать положение.

Утром, надев свое лучшее платье, Жизлена явилась в замок. Все были удивлены, что опытным поваром оказалась такая молоденькая девушка.

В тот же вечер карета барона повезла его вместе с Жизленой во дворец.

Получив аудиенцию у короля, барон представил ему девушку и рассказал о том, что произошло. Принц, который присутствовал при разговоре, поймал себя на том, что девушка заинтересовала его не только как повариха.

- Вы рассказали прелестную историю,- сказал король барону.- Но чтобы лишний раз не обижать своих поваров, я хочу сначала испытать эту девушку.

И король сам составил для Жизлены необыкновенно трудное меню и дал ей два дня на приготовление всех блюд.

Когда Жизлена попросила поваров удалиться из кухни, они сначала возмутились, но потом сообразили, что она хочет сохранить в тайне профессиональные секреты.

И вот девушка осталась одна в громадной дворцовой кухне. Она начала с того, что вслух прочитала названия заказанных блюд, а деревянная ложка при этом утвердительно кивала. Но когда была упомянута щука, которую нужно было приготовить по способу Франсуа I , ложка беспокойно задвигалась. По-видимому, это блюдо было ей незнакомо.

Жизлена с удивлением увидела, как ложка стала чертить на столе какие-то таинственные круги, а потом там внезапно появилась великолепная, ярко раскрашенная книга.

Ложка стала лихорадочно перелистывать страницы, нашла нужный рецепт и внимательно его прочитала. После этого она успокоилась и принялась за работу.

Срок в два дня был установлен потому, что надо было в течение двадцати четырех часов уваривать на медленном огне и довести до студенистой массы великолепных пулярок. Затем к полученной массе прибавлялись выдержанные вина и редкие сорта спирта, один из которых доставлялся с Британских островов. Ложка протерла несколько раз через частое сито полученную смесь и залила ею щуку, предварительно вымоченную в легком сухом белом вине с нежным ароматом. Затем ложка воткнула в еще не застывшее желе маленькие причудливые цветочки, сделанные из трав и лепестков розы. Блюдо получилось великолепное.

По сравнению с этим блюдом приготовление других было детской забавой. Ложка сделала из сахара, орехов и глазированных фруктов королевскую корону, точь-в-точь как та, на которую она потихоньку ходила смотреть ночью.

Что сказать о завтраке? Он был превосходен. Король сиял, принц плакал от радости, барон чувствовал, что его благополучие упрочено.

После трапезы появилась Жизлена.

- Дитя мое, ты самая замечательная повариха, какою когда-либо гордился мой дворец. Отныне ты станешь начальницей над моими кухнями и будешь получать министерский оклад.

- Ваше величество,- отвечала Жизлена,- я повинуюсь во всем вашей воле, но я предпочла бы, если вы разрешите, жить со своим отцом.

- Эта девушка восхитительна! - воскликнул принц.- Она даже лучше приготовленной ею щуки. Я вижу только один выход - мне надо жениться на ней. Она будет готовить всем нам изумительные блюда.

Так Жизлена стала женой принца, и ее отец доживал свои дни близ королевских кухонь.

Принц стал обедать только дома. К несчастью, он ел слишком много, и. однажды после тяжелого приступа печени врачи предупредили его, что, если он хочет когда-нибудь царствовать, ему придется довольствоваться впредь вареным картофелем и минеральной водой.

Тем не менее, молодые супруги были очень счастливы, так как Жизлена, не обладая способностями своей деревянной ложки, могла похвалиться другими талантами.

Приложение 8.

Изготовление ложки.

Я исследовала секрет изготовления деревянной ложки, и хочу им с вам поделиться. В крестьянском быту до 20-х годов 20 века деревянные ложки были основным столовым прибором. Обычно в деревне ложки резали для себя. Семёновский уезд Нижегородской губернии просто кормился ложкарным ремеслом, выручавшим многие семьи. Во второй половине 19 века здесь красили и лакировали до 3 миллионов ложек в год. Немало ложкарей трудилось в монастырях. Самой подходящей древесиной считалась осина: она не коробилась и не растрескивалась, а также легко резалась. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», то есть делать самую пустяшную работу. Из баклуш вручную или на простейшем токарном станке вытачивали заготовку – черпак с «завитой» ручкой, олифили её белилами, сваренными на льняном масле. Просушивали в печи, «перетирали», удаляя неровности, трижды смазывали вареным маслом, снова просушивали – сначала на «нарах», потом в печи.

Следующая операция – «лужение»: покрывали заготовку оловянным порошком, снова сушили в печи, затем красили суриком. Узор наносили самодельными «штампами» из шляпного войлока или высушенного гриба-дождевика».

В сильно нагретой печи раскрашенные ложки «прокаливали» еще шесть раз, олифили и снова подсушивали. На всю работу уходило до пяти суток. Когда изготовляли ложки на продажу, то дела хватало всей семье, от мала до велика. Да еще нанимали работников.

Приложение 9.

Моя работа. Роспись деревянной ложки.

Приложение 10. Музыкальные ложки.

Приложение 11.

Нытвенский историко-краеведческого музей.

Город Нытва находится в 70 километрах к западу от города Пермь. Город получил свое название по реке Нытва, на которой он возник.

Главная достопримечательность города, принесшая ему славу, - это уникальный Музей ложки. Кстати, музей такого профиля – единственный не то что на Урале, но и во всем мире!

Музей ложки вырос из экспозиции «История ложки» Нытвенского историко-краеведческого музея, который был основан в 1958 году. Основателем музея был школьный учитель Павел Сонин. Вместе с единомышленниками и школьниками он собирал по всей округе старинные предметы быта, старую одежду, старинные монеты и т.д. В наши дни в музее около 15 тысяч единиц хранения. Цифра для такого небольшого городка немалая!

В музее можно познакомиться с историей Нытвы. Но наибольший интерес посетителей музея вызывают ложки. Каких только ложек здесь нет! В коллекциях Музея ложки уже более 1700 экспонатов.

Из наиболее уникальных экспонатов музея нужно отметить древние ложки из археологических раскопок, чугунную ложку для отливки пушечных ядер XIX века, ложку старообрядца из Соловецкой обители, ложку первой мировой войны, столовый набор для инвалида.

В музее есть коллекция ложек из 59 стран мира. Цифра «59» - не случайна. Это номер Пермского края.

Идея выделить Музей ложки в рамках краеведческого музея впервые возникла в 2001 году. Ложки превратились в главный бренд Нытвы. В настоящее время Музей ложки – главный туристический объект всего Нытвенского района.

Уникальный музей не раз выигрывал в различных музейных конкурсах.

При этом Музеем ложки в Нытве планируют не ограничиваться. Вскоре в центре города собираются установить памятник ложке.

В этом году планируется установить памятник деревянной ложке и в г. Березино.

Презентация
Многоликая ложка
PPT / 39.88 Мб

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (4)

Суслопарова Людмила Юрьевна, 15.02.21 в 16:10 1Ответить Пожаловаться
Очень интересно и познавательно! Беру в избранное! Спасибо!
Лещёва Светлана Николаевна, 15.02.21 в 20:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Людмила Юрьевна!
Лещёва Светлана Николаевна, 15.02.21 в 20:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интерес к публикации, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.