12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мельникова Ирина50 |
Элективный курс «Многоликая биология», 9 класс
МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1
УТВЕРЖДАЮ |
Директор школы |
Н.М.Веретёхина |
Приказ № от г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО БИОЛОГИИ
« МНОГОЛИКАЯ БИОЛОГИЯ»
для 9 класса
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Мельникова Ирина Викторовна
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА |
на заседании ШМО | Зам. директора по УВР |
протокол №1 от | |
Руководитель ШМО | |
М.П. Шайдукова | |
Планируемые результаты освоения элективного курса
В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
Данный курс позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, рассмотреть важные теоретические вопросы по биологии.
Содержание учебного материала программы соответствует основным разделам государственного экзамена по биологии в форме ОГЭ. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания безусловно будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших биологических умений.
Учащиеся должны познать свои силы и способности, с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу, преумножить свои знания и умения- это то, что необходимо современному человеку.
В программу включены научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социального фона на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отрыве знаний следует исходить из их знания в формировании общей культуры учащегося.
Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.
Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
Материал программы распределён во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; использования наиболее эффективных методов обучения.
Цели курса:
Поддержать интерес учащихся к биологии.
Определить готовность учащихся осваивать знания на повышенном уровне.
Создать условия для подготовки к экзаменам по биологии.
Данный курс решает задачи:
Углубить знания об особенностях строения, значения, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни ; о взаимодействии генов и молекулярной генетике.
Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получении путём самообразованию
Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
№п/п | Дата | Содержание | Лаб. раб. | Часы |
1 | Клеточное строение организмов- основа единства органического мира
| 1ч | ||
2 | Клетка растений и животных | Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом | 1ч | |
3 | Бактерии- Прокариоты Формы, строение, значение бактерий. Меры борьбы с патогенными бактериями | 1ч | ||
4 | Клетка грибов. Сходство растительной, животной и грибной клетки | Демонстрация клетки дрожжей и пеницилла. | 1ч | |
5 | Ткани растений и животных | 1ч | ||
6 | Органы и системы органов животных ( внешнее строение) | 1ч | ||
7 | Органы и системы органов животных ( внутреннее строение) | 1ч | ||
8 | Эволюция и классификация животного мира | 1ч | ||
9 | Органы и системы органов человека | 1ч | ||
10 | Органы и системы органов человека | 1ч | ||
11 | ЦНС. Строение и функции | 1ч | ||
12 | Периферическая и вегетативная нервная система человека | 1ч | ||
13 | Правильное питание и здоровый образ жизни человека | 1ч | ||
14 | Вирусы- внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Профилактика вирусных заболеваний у человека. | 1ч | ||
15 | Решение задач на энергозатраты | 1ч | ||
16 | Решение задач по генетике | 1ч | ||
17 | Итоговый контроль в форме ОГЭ | 1ч |
Тематическое планирование элективного курса по биологии 9 класс
Литература
Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)
Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)
Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)
Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998
Содержание элективного курса
1 Клеточное строение организмов- основа единства органического мира
2 Клетка растений и животных. Строение, сходство и отличие.
3 Бактерии –Прокариоты. Формы, строение и значение бактерий. Правила гигиены.
4 Клетка грибов. Строение и функции органоидов клетки. Сходство растительной, животной и клетки грибов.
5 Ткани растений и животных ( группы тканей и их функции)
6 Органы и системы органов животных ( внешнее строение).
Покровы тела, органы чувств.
7 Органы и системы органов животных ( внутреннее строение)
8 Эволюция и классификация животного мира. Палеонтологические и
14 Вирусы- внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Строение вируса.
Профилактика вирусных заболеваний у человека.
15 Решение задач на энергозатраты
16 Решение задач по генетике
17 Итоговый контроль в форме ОГЭ. Решение КИМов по биологии ОГЭ.