Исследовательская работа "Роль буктрейлеров в формировании современного читателя"
13
Исследовательская работа на тему "Роль буктрейлеров в формировании современного читателя"
Кругляков Илья Анатольевич
Научный руководитель: Сорокина Светлана Валерьевна,
Содержание
Аннотация 3
Введение 4
Историческая справка 7
Виды буктрейлеров 8
Анализ читательской активности учащихся 1-4 классов 9
Практическая часть (создание буктрейлеров) 9
Практическая часть (влияние буктрейлеров на повышение интереса к книге) 10
Результаты исследования 12
Список используемой литературы 13
Приложения 14
АННОТАЦИЯ
В данной работе поднимаются проблемы отношения и способы привлечения современных школьников к классической литературе. Раскрываются результаты исследования, которые определили круг чтения и литературные интересы учащихся 1-4 классов, а также основная проблема отсутствия интереса младших школьников к художественной литературе. В научной статье предлагается и доказывается положительный эффект от применения нового способа привлечения внимания учащихся младшего школьного возраста к классической литературе посредством буктрейлеров.
Введение
«Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку» – так, когда-то рассуждал Луи Жан Жозеф Блан, однако это «крылатое» выражение и в современных условиях является, несомненно, актуальным.
Некоторое время назад наша огромная страна была одной из самых крупных читающих наций в мире. В настоящее время проблема развитие интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Современный школьник, получая огромные ежедневные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Но ведь известно, что чтение выступает мощным источником развития интеллекта, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
В прошлом учебном году я принял участие в районном конкурсе буктрейлеров «Почитай, тебе понравится!», на котором представил авторский ролик к произведению Р.Киплинга «Маугли». Я обратил внимание, что после показа буктрейлера одноклассникам, несколько учащихся заинтересовались данным произведением и взяли у меня данную книгу для прочтения.
Я сделал предположение, что буктрейлеры способны повысить интерес к чтению. Так ли это? Я выяснил это в ходе выполнения проекта.
Цель: Установить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности школьников младшего школьного возраста
Задачи:
1. Изучить литературу о буктрейлерах, истории их появления.
2. Изучить технологию изготовления буктрейлеров.
3. Изучить читательскую активность учащихся 1-4 классов Комсомольской СОШ, филиала МАОУ «СОШ № 4»
4. Экспериментально проверить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности
5. Проанализировать результаты и опираясь на них, создать собственные буктрейлеры.
Практическая значимость работы:
Информация для классных часов и родительских собраний.
Создание буктрейлера - развивающий досуг с использованием ИКТ.
Районные и школьные конкурсы и фестивали буктрейлеров, как формирование информационной базы для библиотек и учителей литературы.
Качественный буктрейлер как информация о новой книге.
Актуальность работы: тема актуальна в связи с низкой читательской активностью младших школьников. С современными школьниками нужно говорить на их языке, бывать в местах их обитания - в Интернете. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна придти к детям. Младшие школьники, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса на сегодняшний день являются самыми актуальными средствами.Гипотеза: предполагаем, что использование буктрейлеров станет причиной повышения читательской активности младших школьников
Объект исследования: буктрейлер
Предмет исследования: влияние буктрейлера на интерес к книге
Методы исследования: В данном исследовании мы опирались на три группы методов:
1. Теоретические (эти методы позволяют производить логическое исследование, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения)
Среди теоретических мы использовали:
а) изучение и обобщение литературных источников
б) изучение и обобщение материалов Интернет
2. Эмпирические (изучают конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы). Среди эмпирических мы использовали:
а) наблюдение
б) анкетирование (массовый сбор мнений по теме)
в) работа с формулярами читателя, с сайтом школы
3. Экспериментально-теоретические (эти методы помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия)
Среди экспериментально-теоретических мы использовали
а) эксперимент б) анализ
В начале исследования я поинтересовался об интересах младших школьников в своей школе, проведя опрос учеников 1 -4 классов. На вопрос, что вы больше любите делать: читать, смотреть телевизор, сидеть в социальных сетях, играть в компьютерные игры, –58% учащихся ответили, что предпочитают читать книги. И это, несомненно, положительный результат в нашем исследовании. Следует заметить, что не все школьники предпочитают чтение и 27 % больше любят сидеть в социальных сетях; 15% –смотреть телевизор, причем учащиеся отмечают, что не важно какие передачи или фильмы в данный моментвремени показывают.
Анализируя вопрос: «Какой жанр произведений вы предпочитаете?», мы получили следующие ответы: большее всего школьники любят читать сказки. Данный жанр привлекает школьников своими загадочными сюжетами, сказочными героями.
Проведя анализ того, сколько времени в день уделяет современный ученик чтению книг, мы получили следующие ответы:
- около часа- 23% учащихся;
-полчаса- 43%;
- 20 минут в день- 19%;
- остальные респонденты честно признались, что не удается в ежедневом режиме читать книги.
В связи с этим мы решили выяснить понимают ли младшие школьники важность чтения. По результатам опроса все 100% учащихся понимают важность чтения в жизни любого человека.
На вопрос «Что бы вы порекомендовали прочитать вашим сверстникам?» мы получили следующие ответы: большинство выбирали художественныепроизведения из программы по литературному чтению и очень мало произведений, которые не относятся к изучаемым в школе.
Для того, чтобы младшие школьники больше читали художественные произведения классиков, мы хотим предложить – новую интересную форму для изучения художественной литературы, которая вызывает интерес к содержанию книги. В качестве такого средства мы предлагаем использовать буктрейлер.
Историческая справка
Буктрейлер - это рекламный анонс новой книги, видеоряд самых интересных и интригующих моментов произведения. Материалы для буктрейлеров используются различные:
фото,
рисованные иллюстрации,
видеонарезка из фильмов (если существует экранизация)
любительская съемка,
соответствующее музыкальное сопровождение,
текстовые слайды.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями. Именно таким было первое видео, снятое в 1986 году.
В начале 2000-х работникам книжного рынка пришло в голову, что и книги можно рекламировать также как фильмы. Буктрейлеры появились в 2002 году, а популярность обрели с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
В России первый буктрейлер вышел в 2010 году. В России буктрейлеры из рекламы продажи книги превращаются в рекламу чтения произведения и приобретают несколько иную цель, чем продвижение книги с целью получения максимальной прибыли за ее продажу. Это не что иное, как аннотация книги в виде видеоролика, визуализирующего самые запоминающиеся моменты литературного произведения, мини-экранизация книги.
Эти ролики смело можно назвать новым видом искусства, сочетающим в себе литературу, кино, рекламу и Интернет-технологии.
Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Очень активно приступили к созданию буктрейлеров библиотеки. Как считают журналисты, «можно прогнозировать, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки» Виды буктрейлеров
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры делят на 3 группы:
1. Игровые | 2. Неигровые | 3. Анимационные |
Это мини-фильм по книге. Чаще снимают по классическим произведениям и на основе существующего фильма, используя наиболее выразительные кадры и музыку | Это набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п | Это мультфильм по книге |
По содержанию буктрейлеры делятся также на 3 группы:
1. Повествовательные | 2 . Атмосферные | 3. Концептуальные |
Знакомят читателя через музыку и иллюстрации с основами сюжета, сохраняя элементы недосказанности и таинственности | Делают акцент на атмосфере волшебства и магии, подбирая выразительные иллюстрации с таинственными пейзажами и необычными существами | Основаны на рекламе необычной идеи произведения, на мировоззрении автора и на интересных мыслях, которые он хочет донести до читателя, на смысловом содержании книг |
Анализ читательской активности учащихся 1-4 классов Комсомольской СОШ
Следующим этапом проведения исследования стало посещение библиотеки п.Комсомольский и школьной библиотеки. Выборочный анализ посещений показал, что дети 1-4 классов чаще обращались в библиотеки в течение учебного года, а в период с июня по сентябрь наблюдается самая низкая активность школьников. Настораживает тот факт, что есть дети, не приходившие в библиотеку более полугода.
На сайте школы в разделе «Библиотека» размещен список «100 лучших книг, рекомендованные для чтения». Список был составлен в 2015 году к Году литературы. Данный список был предложен для ознакомления учащимся 4 класса и их родителям. Родителями было отмечено большинство из данных литературных классических произведений как одни из самых популярных и наиболее читаемых в период их детства. Ученики же1-4 классов назвали лишь 5-6 произведений из данного списка, причем все эти произведения включены в программу литературного чтения. О большинстве классических произведений дети даже не слышали.
Практическая часть: Создание буктрейлера
Как же создается буктрейлер? Существуют основные этапы работы по созданию буктрейлеров, руководствуясь которыми мною и моими одноклассниками было создано несколько роликов, рекламирующих книги, которые мне нравятся, в том числе и на произведения, изучаемые по школьной программе.
Основные этапы работы по созданию буктрейлера.
Этап 1. Выбор книги для рекламы.
1) Нас интересует возраст 1-4классы, значит, беру книгу для своего возраста.
2) Произведение должно быть интересным для меня, иначе не смогу искренне заинтересовать других.
3) Произведение должно быть интересным для младших школьников: чаще всего это сказки или веселые рассказы, рассказы о животных.
Мой выбор - произведение Ридьярда Киплинга «Маугли», Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», Алана Милна «Винни-Пух и все, все, все…», Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех», Владимира Григорьевича Сутеева..
Этап 2: Создание сценария к буктрейлеру
Продумать сюжет и написать текст. Сюжет - это основа нашего видеоролика. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. Но сначала мне необходимо было самому прочитать все из вышеперечисленных произведений.
Этап 3: Процесс создания буктрейлера с помощью программных средств.
1) Подбор материалов для видеоряда: картинки, иллюстрации книги, свое видео или поиск видео по тематике в интернете.К нескольким произведениям снял свои видео, в этом мне помогли одноклассники.
Выбор программы для работы с видео. Их представлено множество. Взял программу Киностудия Windows Live, эта программа мне хорошо знакома. Один из роликом изготовлен с использованием программы создания слайд-шоу ФотоШОУ PRO, а так же использована программа«Видео МАСТЕР» для обрезки видео. Момимо этого я использовал простые футажи– это готовые видеофрагменты.
Этап 4: Экспертиза.
Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости - внести исправления. Сначала мои ролики превышали допустимые нормы, учащиеся не успевали читать титры, пришлось внести поправки, только после этого фильмы были сохранены. В итоге ролики были готовы. Пришло время организовать их просмотр.
Практическая часть: Влияние буктрейлера на повышение интереса к книге
Для эксперимента были показаны буктрейлеры на следующие литературные произведения русских и зарубежных авторов: Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», Алана Милна «Винни-Пух и все, все, все…», Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех», Владимира Григорьевича Сутеева , Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб», Льва Николаевича Толстого «Прыжок», Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца», Веры Васильевны Чаплиной «Мои питомцы», Ридьярда Киплинга «Маугли».
После демонстрации буктрейлеров учащимся были предложены опросные листы с 4-мя вариантами ответа, один из которых ученикам необходимо было выбрать после просмотра ролика.
Результаты занесены в таблицу:
Буктрейлер по книге | Количество ответов (Хочу прочитать эту книгу) | |||
Да | Скорее да | Скорее нет | Нет | |
Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». | | | | |
Алан Милн «Винни-Пух и все, все, все…». | | | | |
Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех». | | | | |
Владимир Григорьевич Сутеев. | | | | |
Константин Георгиевич Паустовский «Теплый хлеб». | | | | |
Лев Николаевич Толстой «Прыжок» | | | | |
Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца» | | | | |
Вера Васильевна Чаплина «Мои питомцы». | | | | |
Ридьярд Киплинг «Маугли». | | | | |
Проанализировав результаты, можно сказать, что после просмотра роликов дети захотели прочитать эти книги. Наибольший интерес вызвали буктрейлеры к произведениям: «Маугли», «Теплый хлеб», «Винни –Пух и все, все, все», «Проданный смех».
Следующий эксперимент позволил на практике убедиться в положительном влиянии букрейлеров. После просмотра роликов учащимися 1-4 классов, в течение месяца я наблюдал, сколько обращений в библиотеку последовало. Их оказалось 16 - в школьную, 19 - в библиотеку при ДК п.Комсомольский. Помимо этого в ходе исследования было выяснено, что 11 человек воспользовались классными библиотеками и прочитали произведения «Теплый хлеб» и «Прыжок», но больше всего было зафиксировано количество книг, прочитанных дома (34). Домашние библиотечки содержат книги «Щелкунчик и мышиный король», «Винни-Пух и все, все, все…», «Маугли».
В целом, самыми востребованными оказались несколько книг: «Щелкунчик и мышиный король» (16 прочтений), «Винни-Пух и все, все, все…» (14 прочтений), «Теплый хлеб» (12 прочтений), «Маугли» (17 прочтений). Ни один из учащихся 1-4 классов не остался равнодушным к просмотренным роликам и прочитал хотя бы 1 произведение.
Выводы экспериментальной части таковы: буктрейлер, без сомнения, влияет на читательский интерес. Дети 1-4 классов реагируют на динамичные, яркие, интригующие буктрейлеры, демонстрирующие самые интересные сцены. После просмотра появляется желание найти эту книгу и узнать подробности.
Результаты исследования
В ходе выполнения нашего исследования были достигнута поставленная цель и решены соответствующие задачи. На практике изучил технологию конструирования буктрейлеров, создал собственные буктрейлеры и привлек к этому занятию одноклассников, проанализировал читательскую активность учащихся начальных классов, экспериментально проверил степень влияния буктрейлера на повышение и понижение читательской активности.
На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: учащиеся нашей школы не являются активными читателями, хотя чтение не отрицают. Библиотеки посещают не часто, хотя при проведении рекламы ряда книг в форме показа буктрейлеров, их активность возросла. Младшие школьники очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса на сегодняшний день являются самыми актуальными.
В ходе работы я подтвердил свою гипотезу, что использование буктрейлеров может быть причиной повышения читательской активности школьников.
1. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] –Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014 стр.
2. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения, В. П. Чудинова // Социологические исследования. 1999 г. № 5
3. Ю.Щербинина. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России. Журнал Вопросы литературы, №3, 2012,4. Интернет источник: Школа вдохновения. Статья «Буктрейлер – рекламный «фильм» о книге» http://school-of-inspiration.ru/buktrejler-reklamnyj-film-o-knige2014
Презентация
PPT / 1.91 Мб
/data/files/v1593490843.ppt (Презентация)
Приложение 1
Рисунок 1. Любишь ли ты читать?
Рисунок 2. Чтение – это…
Рисунок 3.
Рисунок4.
Анкета
1. Любишь ли ты читать?
а) да б) нет в) не знаю
2.Чтение - это….
а) развлечение
б) получение информации в) развитие
3. Где ты берешь книги?
а) в библиотеке
б) своя библиотека
в) скачиваю из Интернета
г) обмениваюсь с друзьями
д) покупаю новые
4. Как часто ты читаешь художественную литературу?
а) каждый день
б) раз в неделю
в) по- разному
5. Отчего зависит твой выбор книги или как ты
выбираешь книгу?
а) от задания учителя
б) по яркой обложке
в) выбираю конкретного автора
г) следую советам библиотекаря
д) читаю аннотацию книги
е) помогает реклама книги
6. Как ты думаешь, почему ребята мало читают?
а) не хочется
б) некогда
в) другие развлечения
г) не знают, что читать
7. Напиши название книги, которую ты порекомендовалбы другим