12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена19
4

Статья «Семейное чтение и его роль в формировании активного читателя»

Ветошкина Е.Е.

МАОУ СОШ № 5 с углубленным изучением

отдельных предметов имени Г. Зайцева

город Нижний Тагил

Свердловской области

 

 

Семейное чтение и его роль в формировании активного читателя.

 

Многие десятилетия в нашей стране отдавалось предпочтение «общественному» воспитанию, нежели семейному. Многие участники образовательного процесса, как родители, так и педагоги, были убеждены в том, что именно образовательное учреждение осуществляет основной вклад в формирование личности.

Модернизация образования России не оказала должного внимания тому, что из сферы деятельности педагога исчезло приобщение к внеклассному чтению учащихся. Эта ситуация повлекла за собой социальный заказ, который сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте, «на сотрудничество с семьей».

Современное общество нуждается в личности, способной к саморазвитию и самоопределению, обладающий духовными и творческими способностями. Ребенок постигает мир культуры, в первую очередь, через чтение.

Работая в среднем звене учителем русского языка и литературы, я задумалась о том, что можно изменить в моей работе, чтобы учащиеся захотели читать. Ведь не секрет, что возникшая в детстве нелюбовь к чтению сопровождает человека всю жизнь. А в двадцать первом веке компьютер и телевизор отняли у подрастающего поколения желание получать знания из книг.

О том, какие должны быть уроки литературы в современной школе, спорят все больше и больше: на интернет-форумах родители критикуют программу курса литературы, сетуя, что нынешние дети мало читают. Иные родители сознательно «освобождают» ребенка от чтения, оправдывая это большой загруженностью другими школьными предметами.

Учителя-предметники обсуждают, как сделать урок увлекательным, как способствовать тому, чтобы чтение стало естественным досуговым занятием подростка.

Вокруг других школьных предметов такие страсти не разгораются, считает Белокурова С.П. (Белокурова 2014; 4) , так как преподавание литературы особая часть образовательного курса. Цель школьных занятий по литературе не подготовка профессиональных писателей или литературоведов-историков. Целью является читательская компетентность, под которой понимается умение вычленять информацию, размышлять о прочитанном и давать ему оценку. В процессе размышления школьник должен научиться извлекать из текста уроки, в том числе и нравственные, что в конечном итоге помогает становлению и формированию личности.

В современных условиях важно осознавать роль семейного чтения для каждого человека. Семья, культурные отношения внутри нее определяют путь ребенка как читателя.

Семья – это ячейка общества, это первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которым она потом входит в мир.

Семейное чтение – это компонент духовно-интеллектуального пространства семьи. Семейное чтение – это эффективный способ социализации подрастающего поколения (Широкова 2012: 22) Книга является мощным инструментом воспитания моральных качеств, а семейное чтение учит ребенка сопереживать, любить, прощать. Оно обогащает и детей, и их родителей знаниями, сближает людей разных поколений с разным жизненным опытом.

Главными причинами кризиса семейного чтения являются следующие факторы:

у детей нет примера активно читающего взрослого в кругу семьи;

изменение материального положения большинства семей, где книги становятся недоступной роскошью, а не необходимостью;

обилие массовой литературы, отвлекающей от литературы классической;

пропаганда средствами массовой информации на центральных каналах употребления сниженной лексики, грубого нарушения норм современного русского литературного языка;

процесс оптимизации работы библиотек и сокращение филиалов, которые не всегда могут приобрести нужную литературу в нужном количестве;

современные дети сами выбирают, на какие культурные традиции им ориентироваться, на каком языке общаться с друзьями и с миром, они больше доверяют изображению и звуку, чем письменному слову (чтение требует усилий и на фоне легких способов потребления информации, оно становится неконкурентоспособным;

нет компетентного учителя.

Сегодня существует масса программ для поддержки и стимулирования семейного чтения (например, «Библиотека и мир семьи»), семейные форумы, дни открытых дверей, тематические уголки, издаются памятки для родителей, рекомендательные списки литературы, конкурсы. Но, к сожалению, посещение библиотек родителями оставляет желать лучшего.

В нашей школе активно внедряется программа поддержки и развития чтения, которая направлена на повышение культурной читательской компетентности учащихся и их родителей. Программа опирается на разные методики Всероссийского проекта «Успешное чтение», реализуемый Фондом поддержки образования совместно с партнерами СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена (методики «Книга на уроке», «Реклама книги», «Чтение в радость», «Хорошее время читать»).

Более девяти лет с я работаю по этому направлению в МАОУ СОШ № 5 г. Нижнего Тагила на базе 5-6 классов. С 2013 года во всей параллели 5х классов дети начинают вести «Читательский дневник» (с сентября 2015 года это «Читательское портфолио» по ФГОС), в котором даны списки литературы, образцы написания отзывов, оформления иллюстраций и общие рекомендации для детей и родителей. О содержании данного дневника и необходимости внеклассного чтения на родительских собраниях проводятся беседы.

Учителя литературы тесно работают со школьной библиотекой и педагогом-библиотекарем, с которым совместно составляется список книг для внеклассного чтения, создаются рекомендации для семейного чтения.

По результатам первого полугодия 5 класса дети оформляют «Рекламу книги». В читательском дневнике располагаются таблицы, в которых есть отдельная графа для родителей, где ежедневно они должны фиксировать количество прочитанного ребенком.

Во втором полугодии 5 класса добавляются групповые работы «Чтение в кругу друзей», в которых дети представляют книгу по внеклассному чтению в составе группы в творческой интерпретации (рекламный ролик, инсценировка эпизода, выразительное чтение по ролям отрывка, постановка аудиоспектакля, сочинение, альбом иллюстраций и др.).

Следующим этапом является чтение ребенком текста (чаще это М. Зощенко «Рассказы для детей») родителям, с последующим отзывом от «взрослых слушателей» о чтении пятиклассников. Именно на этом этапе около 40% родителей вновь начинают читать вслух с детьми и рассуждать о прочитанном. Примером этому могут послужить такие цитаты из родительских отзывов:

«…Многие из историй, описанных Зощенко, я помнила с детства, но, к сожалению, забыла, откуда я их знаю. И теперь я с удовольствием их слушала, пока мой ребенок читал. Считаю, что нашим детям читать такие рассказы просто необходимо» (Заинчковская И.);

«Прочитав произведение «Золотые слова» М.Зощенко невольно приходишь к мысли: в любом деле не нужно делать поспешных выводов, не стоит следовать беспрекословно всем правилам и указаниям, которые произносят взрослые. Все свои слова и действия нужно сначала продумывать, а что непонятно – уточнять у того, кто дал подобные указания. И, возможно, тогда ошибок человек на своем жизненном пути будет совершать намного меньше. Мне очень понравился этот веселый рассказ, мы читали вместе» (Перевощикова Ал.);

«… Веселые рассказы М.Зощенко приятно читать и перечитывать! Всем детям и родителям рекомендую!» (Мижвинская Ул.);

«… очень полезно для нас и наших детей почитать М.Зощенко и узнать знакомые истории из жизни. Вместе улыбнуться» (Вольская Н.В.)

«… с удовольствием читала рассказы в детстве и с огромным удовольствием перечитывала их вместе с дочерью.» (Л.Бойкова).

В шестом классе список для семейного чтения значительно расширяется. Взгляд на классическую литературу и в школьной методике, и в литературоведении, и в сознании родителей в целом сформирован, поэтому в качестве объектов семейного чтения выбраны современные авторы, номинанты литературных премий последних десятилетий. На этом этапе родители и дети читают книги отдельно друг от друга с последующим обсуждением. Ребенок-подросток, взрослея, может оказаться в различных жизненных ситуациях, требующих принятия решения, анализа социально-психологического, готовности к решительным поступкам. Волшебная сила художественной литературы представляет возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться. Во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый может ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителями и ребенком в «переходном» возрасте. Книги, написанные «новыми» авторами, поднимающие проблемы современных подростков, их взаимоотношений с взрослым миром, нашли наиболее яркий читательский отклик. Особенно хотелось бы отметить такие произведения: Олег Раин «Слева от солнца», Е.Мурашова «Класс коррекции», Л.Ашкенази «Брут», М.Петросян «Дом, в котором…», Д.Алмонд «Скеллиг», Т.Штрассер «Волна» и мн.др.

Таким образом, школа содействует формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности взрослым и детям полезной для жизни и социально необходимой литературы; продвижению лучших образцов мировой литературы; вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и малочитающих. Можно смело утверждать, что семейное чтение как одна из форм совместной деятельности обучающихся и их родителей формирует активного читателя, как среди детей, так и среди их родителей.

 

 

 

Список литературы

Белокурова С.П. Нравственный потенциал русской прозы. 1990-2010-е годы. М.: Просвещение, 2014.

Горшенева И.А. Школьники и художественный текст // Начальная школа – 2007. №5.

Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 кассы: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012.

Кравченко А.И. Социология: словарь . М.: 1997

Новикова Е.В. Семейное чтение: проблемы поддержки и стимулирования поддержки в современных условиях. Челябинск, 2012.

Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. М.: Просвещение, 2013.

Широкова А. Родительское собрание «Семейное чтение»: объединим свои усилия в привлечении к чтению // Школьная библиотека – 2012 - №7.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.