Исследовательская работа «Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях по профессии "Машинист локомотива"»
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций»
Исследовательская работа
Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях
по профессии 23.01.09. «Машинист локомотива»
Выполнил:
Протвень
Владислав Алексеевич,
студент III курса группы № 831
Руководитель работы:
Абрамец Сергей Владимирович, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
г. Белогорск
2020
Содержание
Введение …………………………………………………………….3
Проблема ……………………………………………………………4
Актуальность ……………………………………………………….4
Гипотеза……………………………………………………………..5
Цели и задачи ………………………………………………………6
Основная часть …………………………………………………..7-19
-Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
-Практическая часть …………………………………………………...20-25
-Как бороться с нарушениями техники безопасности на железнодорожных путях……………………………………………….26-29
7.Заключение…………………………………………………………30-31
8. Список использованной литературы……………………………..35
9. Приложение…………………………………………………………36
Введение
Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основу системы правового регулирования условий и охраны труда составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ, различные типовые правила по охране труда, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.
На каждом предприятии должны быть изданы локальные нормативные акты, содержащие нормы и правила охраны труда. Одним из таких актов являются правила внутреннего трудового распорядка. Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем.
Соблюдение требований охраны труда – основная обязанность работника и одна из основных гарантий того, что с ним не произойдет несчастного случая. Обязанность работника по соблюдению требований охраны труда, как правило, закрепляется в трудовом договоре.
Проблема. Человек, попадая в зону работы железнодорожного транспорта, подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибраций, электромагнитных полей, негативных микроклиматических факторов, загрязнённого атмосферного воздуха. Чтобы свести к минимуму смертельные и несчастные случаи необходимо знать и соблюдать требования безопасности.
Актуальность темы. Тема исследования была выбрана потому, что являлась актуальной, так как второе отделение ГПОАУ АМФЦПК находилось вблизи железнодорожных путей, поэтому студенты выбирали короткий, но опасный путь при следовании в учебное заведение. Первостепенная задача мастера производственного обучения состояла в том, чтобы обезопасить студента и провести разъяснительную работу по охране труда и требований при нахождении на железнодорожных путях.
Безопасность в условиях любого современного производства обеспечивается правовой, социально-экономической, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической защитой. Защита человека - основа охраны труда. Главное же то, чему и как в области охраны труда научили будущего специалиста в образовательном учреждении.
Гипотеза. Профессиональная грамотность, а также привитая при обучении культура чёткого соблюдения норм и правил, регламентированных правовыми и нормативными документами, значительно снизят вероятность травмирование работника или возникновения у него профессиональных заболеваний. Чтобы соблюдать правила и нормы, их необходимо знать. Железнодорожный путь – зона повышенной опасности. Берегите свою жизнь!
Цель: изучить инструктажи и технику безопасности труда при нахождении на железнодорожных путях.
Задачи:
Изучение и систематизирование документальных источников (телеграммы, распоряжения, приказы) о нарушениях правил личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
Проведение месячника «Осторожно дети», распространение памяток, буклетов «Правила поведения на железной дороге».
Включение в тематику родительских собраний выступлений и бесед на тему «Опасные игры», «Запрещение хождения по железнодорожным путям».
Оформление выставок студенческих рисунков, поделок, макетов по тематике железнодорожной безопасности «Мой безопасный путь домой».
Проведение тестирования, анкетирования среди студентов по профессии 23.01.09. «Машинист локомотива».
Проведение информационной и разъяснительной работы с использованием презентации и викторины «Правила личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях».
Проведение сотрудниками транспортной полиции комплексных проверок (не реже 3 раз в неделю) о предупреждении хождения студентов по путям.
Теоретическая часть
В процессе работы на железнодорожном транспорте машинист локомотива и помощник машиниста локомотива должны проходить в установленном порядке инструктажи.
Наши студенты согласно учебному плану направляются в сервисное локомотивное депо ст.Белогорск Забайкальской железной дороги для прохождения производственной практики в качестве ученика слесаря по ремонту подвижного состава на II и III курсах и в качестве ученика помощника машиниста локомотива на IV курсе, поэтому перед выходом на практику в обязательном порядке проводятся инструктажи:
«Требования, предъявляемые на железной дороге», «О запрете хождения через железнодорожные пути», «Правила поведения на объектах железнодорожного транспорта», «Нахождение граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезд и переход через железнодорожные пути».
В локомотивном депо на станции «Белогорск–Восточный» Забайкальской железной дороги проходят следующие виды инструктажей:
ВИДЫ ИНСТРУКТАЖЕЙ
Вводный
Первичный
Видей
Повторный
Внеплановый
Целевой
I. Вводный инструктаж должен проводиться до начала работы со всеми принимаемыми на работу лицами. Цель - ознакомить работника с местными условиями труда, правилами внутреннего распорядка ОАО «РЖД» и основными вопросами по охране труда.
II. Первичный инструктаж на рабочем месте следует проводить после вводного инструктажа до начала работы (стажировки) со всеми вновь принятыми в подразделение ОАО «РЖД» работниками. Цель - ознакомить работников (обучающихся, стажёров) с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте.
III. Повторный инструктаж проводится со всеми работниками не реже одного раза в шесть месяцев, а с работниками профессии, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда - не реже одного раза в три месяца (помощник, машинист локомотива). Целью повторного инструктажа является повторение и закрепление знаний по охране труда.
IV. Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
-при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда ОАО «РЖД»;
-при изменении технологических процессов;
-при замене или модернизации оборудования железнодорожного подвижного состава, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
-при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления или привели к тяжким последствиям (несчастный случай на производстве, авария, крушения, взрыв, пожар, отравление). Целью внепланового инструктажа является недопущение несчастных случаев и травматизма с разбором телеграмм, распоряжений, актов.
V. Целевой инструктаж – проводится при:
- выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности работника (погрузка, разгрузка, работа вне цеха, уборка территории);
- при ликвидации последствий аварий, крушений, снежных заносов, паводков и других стихийных бедствий;
- при производстве работ, на которые оформляется наряд- допуск, распоряжение или другие специальные документы.
Целью инструктажа является правильные действие работников в аварийных и нестандартных ситуациях на рабочем месте.
Кроме инструктажей по технике безопасности, студенты изучают требования безопасности при нахождении в зоне повышенной опасности.
I. Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях
1. К месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями “Служебный проход”.
2. При проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных железнодорожных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия.
2.5.метра
3. Переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава.
4. Переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь только переходными площадками с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожному пути.
5
Не менее 5 метров.
. Обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.
Проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между
автосцепками этих вагонов не менее 10 м.
Не менее 10 метров
7.Обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
II. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях
1.Переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной и другими подвижными единицами) или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд.
2. Пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы.
3. Садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения.
4.Находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным железнодорожным путям.
5.Переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов.
При переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал.
7. Садиться для отдыха на рельсы, электроприводы, дроссель-трансформаторы, путевые ящики и другие напольные устройства.
III. Запрещается на железной дороге
Находиться под поднятым и перемещаемым грузом.
Наступать на электрические провода и кабели.
Прикасаться к оборванным проводам и другим легко доступным токоведущим частям.
Находиться на территории станции в местах, отмеченных знаком
“Осторожно! Негабаритное место”, а также около этих мест при прохождении подвижного состава.
Выходя на железнодорожный путь из кабины локомотива,
помещения обогрева, а также из-за зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, должны предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
IV. Запрещается на электрифицированных участках железных дорог
1. Приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м.
2. Подниматься на крышу локомотива, грузового или пассажирского вагона для его осмотра и ремонта до снятия напряжения в контактной сети и получения разрешения руководителя работ. Контактная сеть и связанные с нею устройства должны быть заземлены на весь период работ.
3. Прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.
4. Если попали в зону шагового напряжение, то необходимо выйти на безопасное расстояние не менее 8 метров (мелкими шагами не отрывая ног от земли).
Практическая часть
Для того чтобы убедиться в знаниях теории, мы выполнили практическую часть с целью анализа и обобщения.
Сведение к минимуму возможности получение травмы напрямую зависит от соблюдения всех видов инструктажей.
Определить уровень подготовки обучающихся к выполнению требований охраны труда помогла диагностика в форме анкетирования и тестирования, которая проводилась на всех курсах обучения (приложение 1, приложение 2).
В ходе последнего тестирования студентов III курса было выявлено, что из 27 человек (100%) группы № 831 по профессии «Машинист локомотива», где мастером является Абрамец Сергей Владимирович, все освоили и знают требования при нахождении на железнодорожных путях.
Данная диаграмма отражает результаты тестирования и показывает, что при поступлении в учебное заведение лишь 50% обучающихся знали и применяли в жизни необходимые правила охраны труда. Направленная работа по изучению техники безопасности при нахождении на железнодорожных путях в 2019/2020 учебном году на 25% повысились знания и возросла ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Пройдя обучение в течение трёх лет, стал заметен рост серьёзного отношения к выполнению требований охраны труда и вырос до 100%, что является высоким показателем совместной работы мастеров производственного обучения, сотрудников транспортной полиции и родителей.
Строгое соблюдение требований охраны труда является жизненно важным, и поэтому мы обратились к фактам нарушения требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях на всем участке Забайкальской дороги за 3 года (2015-2020):
Год | Количество человек, травмированных на железной дороге | Тяжкие последствия | Смертельный исход |
2018 | 35 человек | 18 человек | 17 человек травмы совместимые с жизнью (2 детей) |
2019 | 28 человек | 21 человек | 7 человек травмы несовместимые с жизнью |
2020 | 26 человек | 15 человек | 11 человек травмы несовместимые с жизнью. |
Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что основными нарушениями требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях являются:
- переход через пути в неустановленном месте;
- переход пути перед близко идущим поездом;
- при попытке пролезть под вагонами стоящего поезда;
- травмированы электрическим током от контактной сети при попытке подняться на вагон поезда;
- спрыгивание со стоящего подвижного состава в междупутье при проходе поезда по смежному пути;
- передвижение внутри рельсовой колеи в попутном направлении движения поездов на перегоне (на двухпутном участке).
В течение всех лет обучения нам приводили факты несчастных случаев на производстве, произошедших в Центральной дирекции управления движением (приложение 3). Каждое нарушение было изучено, были выявлены причины и вид происшествия, сделаны выводы. Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев с тяжелым исходом происходит из-за наезда подвижного состава на человека, причем более половины из них допущено из-за невнимательности (проход под вагонами, проход с наушниками, проезд на ножке, поручне вагона, быстрое передвижение перед близко идущим поездом, переход путей в местах отмеченных «Негабаритное место»).
Заключение
Таким образом, по итогам выполненной работы можно сделать следующие выводы:
Выполнение требований охраны труда является необходимым условием при нахождении в зоне повышенной опасности, поэтому необходимо вести систематическую разъяснительно-информационную работу среди студентов с целью соблюдения ими требований и правил во избежание несчастных случаев на железнодорожном транспорте.
Среди студентов нашей группы № 831 3 курса по профессии 23.01.09. «Машинист локомотива» отсутствуют случаи травматизма на железнодорожных путях.
Сотрудники транспортной полиции не выявили ни одного случая нарушений студентами нашей группы № 831 случаев нарушений требований нахождения на железнодорожных путях.