12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авхадеева Раиса Ивановна4087
В профессии с августа 1976 года. Начала учителем математики, параллельно преподавая физику, черчение, химию. Учитель высшей категории. Последние 38 лет у меня только информатика с 5 по 11 класс. С 1.09.23 завершила деятельность педагога со стажем 47 лет
Россия, Иркутская обл., г. Тайшет
Материал размещён в группе «Мир моих увлечений.»
История профессии машинист локомотива

Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив - от латинских слов "locus" - место и "moteo" - тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.

Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой.

В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.

Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".

Профессиограмма машинист локомотива

Наименование профессии

машинист локомотива

Доминирующий способ мышления

приложение - регуляция

Область базовых знаний №1 и их уровень

физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний)

Область базовых знаний №3 и их уровень

навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)

Профессиональная область

транспорт

Межличностное взаимодействие

редкое

Доминирующий интерес

реалистический

Дополнительный интерес

конвенциональный

Доминирующие виды деятельности профессии машинист локомотива: 
  • управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);
  • маневровые передвижения;
  • прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
  • обеспечение рационального режима управления локомотивом;
  • обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
  • контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
  • обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
  • выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
  • контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;
  • информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
  • контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
  • принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
  • руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
  • своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
  • выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста локомотива:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);

быстрота реакции;

скорость и точность движений;

хорошая координация движений;

эмоциональная устойчивость (умение "трезво" мыслить в критических ситуациях);

психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время);

высокий уровень переключаемое™, концентрации, устойчивости внимания;

острое зрение;

навыки зрительного восприятия в процессе движения;

точный глазомер;

хороший слух (навыки различения сигналов);

оперативность мышления.

сообразительность;

осторожность;

наблюдательность;

осмотрительность;

бдительность;

решительность;

выдержка;

дисциплинированность;

организованность;

ответственность;

самообладание.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • безответственность;
  • плохое зрение;
  • плохие показатели быстроты реакции;
  • нерешительность;
  • сердечные заболевания;
  • злоупотребление спиртными напитками.

Области применения профессиональных знаний:

  • железные дороги общей сети;
  • рудники;
  • промышленные предприятия (внутризаводские пути);
  • шахты.

История профессии железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов

Профессия "железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов" появилась с возникновением железных дорог общего пользования. Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Причем важной составляющей железнодорожного комплекса является система технической поддержки подвижного состава, поскольку без этого невозможно бесперебойное движение поездов.

Хотя прообраз железной дороги появился в древности - это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы, - первый в мире паровоз был изобретен и построен в 1803 году английским горным инженером Ричардом Тревиком. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Именно в это время начали осматривать железнодорожные вагоны перед выездом. Однако первые "осмотрщики" выполняли очень много разнообразных функций: они производили осмотр не только вагонов, но и локомотивов, осуществляли не только осмотр, но и ремонт. Поэтому люди данной профессии обязаны были обладать большим количеством знаний по устройству и функционированию вагонов и локомотивов и совершенными техническими навыками.

Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 километров была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. Она служила для деловых и увеселительных поездок царя и не имела большого экономического значения. В 1851 году в России строится первая в мире двуполосная железная дорога. Уже в 1876 году первые опыты по применению электрической тяги провел инженер Пиромкий. Соответственно люди, производящие осмотр подвижного состава, должны были теперь обладать знаниями по электротехнике. С этого времени начинается бурное развитие железнодорожного транспорта.

Профессиограмма железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов

Наименование профессии

железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов

Доминирующий способ мышления

приложение - диагностика

Область базоаых знаний №1 и их уровень

физика (пневматика, тепло- и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- и электровоза, его агрегатов и узлов, различных типов вагонов, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область

ремонтные работы

Межличностное взаимодействие

редкое

Доминирующий интерес

реалистический

Дополнительный интерес

исследовательский

Условия работы

вне помещения, мобильный

Доминирующие виды деятельности профессии железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов: 
  • осмотр подвижного состава (колодок, буксов, рам, гасителей гидравлических колебаний, кузова вагона и т.д.);
  • осмотр тормозных рукавов и автосцепок;
  • выявление и участие в ремонте скрытых и очевидных неисправностей подвижного состава;
  • передача заданий ремонтным бригадам на устранение выявленных дефектов;
  • руководство ремонтшыми операциями;
  • определение запаса прочности тех или иных узлов и деталей вагонов, которые пока не требуют замены;
  • проверка объема и качества работ, выполненных ремонтными бригадами;
  • апробация в действии отремонтированных узлов;
  • контроль за состоянием парка грузовых и пассажирских вагонов;
  • обеспечение безаварийной работы грузовых и пассажирских вагонов;
  • составление графиков подачи составов для технического обслуживания.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности железнодорожника, осмотрщика и ремонтника вагонов:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

высокая концентрация и объем внимания;

высокий уровень устойчивости, переключения и распределения внимания;

хорошо развитая координация движений;

хорошая моторная память;

развитое техническое мышление;

развитое осязание, острое зрение и точный глазомер;

хороший слух (навыки различения сигналов);

хорошее здоровье и физическая устойчивость (способность переносить физическое напряжение при различных погодных условиях в течение долгого времени);

хорошее зрительное восприятие (умение определить неисправность "на глаз");

эмоциональная устойчивость.

внимательность;

наблюдательность;

ответственность;

сообразительность;

бдительность;

осмотрительность;

терпеливость;

выносливость;

ловкость;

аккуратность;

добросовестность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • безответственность;
  • неаккуратность;
  • халатность;
  • невнимательность;
  • неразвитость технического мышления;
  • плохие зрение, слух.

Области применения профессиональных знаний:

  • депо (вагонные, трамвайные, электродепо);
  • пункты технического осмотра;
  • пункты технического осмотра на промышленных предприятиях, шахтах.

История профессии поездной диспетчер или диспетчер на железной дороге

Возникновение профессии "поездной диспетчер" связано с появлением сети железных дорог. Однако если первая железная дорога была построена в 1825 году, то первая телефонная сеть для регулирования движения поездов была создана в 1884 году. До этого движением поездов руководили при помощи специальной сигнализации люди, которые стояли вдоль железнодорожного полотна через определенные промежутки.

Железнодорожная диспетчеризация является самой старой и самой развитой формой диспетчерского управления. Наибольшее распространение она получила в США. В 1925 году в сети железных дорог работали 5400 диспетчеров, которые обслуживали 339 тыс. км железнодорожного полотна. Диспетчерская система Англии была внедрена в 1913-1920 годах, и она кардинально отличается от других систем: здесь диспетчер обладает лишь контрольными, а не распорядительными функциями.

В России диспетчерское руководство на железных дорогах было внедрено в 1915 году. Начиная с 1925 года диспетчерская система вводится сначала на Октябрьской и Московско-Казанской дорогах, а к 1934 году действует уже на всей сети дорог России. На сегодняшний день работа диспетчера облегчена за счет большого количества специализированной аппаратуры (система "авто-диспетчер").

Профессиограмма поездной диспетчер или диспетчер на железной дороге

Наименование профессии

поездной диспетчер или диспетчер на железной дороге

Доминирующий способ мышления

приложение - регуляция

Область базовых знаний №1 и их уровень

маневровая работа, поездная работа, сигнализирование, правила безопасности движения поездов, формирование поездов, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

поездная работа, сигнализирование, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область

транспорт

Межличностное взаимодействие

частое по типу "вместе"

Доминирующий интерес

конвенциональный

Дополнительный интерес

реалистический

Условия работы

в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности профессии поездной диспетчер или диспетчер на железной дороге: 
  • регулировка движения поездов;
  • обеспечение безопасности движения поездов;
  • уменьшение или увеличение времени стоянки поездов на отдельных пунктах;
  • изменение порядка и пунктов безостановочного скрещения и обгона поездов;
  • создание условий для безостановочного скрещения поездов;
  • контроль за соблюдением правил движения;
  • получение сведений о прохождении поездов по станциям определенного участка от дежурного по станции;
  • получение информации от машинистов локомотивов движущихся поездов по радиосвязи;
  • контроль за графиком исполненного движения поездов и корректировка по нему планового графика;
  • контроль за воспроизведением на дисплее поездной ситуации;
  • контроль за готовностью маршрутов, открытие сигналов, занятость станционных путей, участков приближения и удаления;
  • открытие входных и выходных светофоров;
  • установка маршрутов приема и отправления поездов на промежуточных станциях;
  • контроль за работой системы "автодиспетчер";
  • прием информации о неисправностях, экстремальных ситуациях;
  • отдача распоряжений о дальнейших действиях машиниста в случае неисправности состава или экстремальной ситуации;
  • контроль за работой станции и выполнением заданий по погрузке и разгрузке вагонов, формированием поездов.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности поездного диспетчера или диспетчера на железной дороге:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

быстрая реакция;

оперативность;

образное мышление (способность мысленно воссоздать сложную обстановку на участке);

концентрация внимания (способность в течение долгого времени заниматься определенным видом деятельности);

высокий уровень устойчивости внимания;

хорошая моторная память (на действия);

хорошая координация пальцев;

аналитическое мышление;

острое зрение;

хороший слух;

четкая дикция;

способность быстро принимать решение;

способность прогнозировать;

высокий уровень развития памяти (кратковременной, слуховой).

эмоциональная устойчивость;

выносливость;

психическая уравновешенность;

усидчивость;

пунктуальность;

ответственность;

наблюдательность;

оперативность (быстрая реакция в экстренных ситуациях);

организованность;

собранность;

находчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • безответственность;
  • нечеткая дикция;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • ригидность мышления;
  • невнимательность;
  • отсутствие наблюдательности;
  • тревожность;
  • рассеянность;
  • неаккуратность;
  • быстрая утомляемость;
  • медлительность.
Опубликовано в группе «Мир моих увлечений.»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 31.08.18 в 15:24 0Ответить Пожаловаться
Взяла! У меня есть ребята,которые хотят в железнодорожный поступить!
Савкина Юлия Камильевна, 13.05.21 в 17:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за знакомство с профессией
Любовь Петровна, 12.06.21 в 04:10 1Ответить Пожаловаться
Интересно и полезно!
Авхадеева Раиса Ивановна, 12.06.21 в 16:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги, за ваши отзывы
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.