Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив - от латинских слов "locus" - место и "moteo" - тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.
Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой.
В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.
Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".
Профессиограмма машинист локомотива
Наименование профессии |
машинист локомотива |
Доминирующий способ мышления |
приложение - регуляция |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень |
слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний) |
Область базовых знаний №3 и их уровень |
навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки) |
Профессиональная область |
транспорт |
Межличностное взаимодействие |
редкое |
Доминирующий интерес |
реалистический |
Дополнительный интерес |
конвенциональный |
- управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);
- маневровые передвижения;
- прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
- обеспечение рационального режима управления локомотивом;
- обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
- контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
- контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;
- информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
- контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
- принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
- руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
- своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
- выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.); быстрота реакции; скорость и точность движений; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость (умение "трезво" мыслить в критических ситуациях); психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время); высокий уровень переключаемое™, концентрации, устойчивости внимания; острое зрение; навыки зрительного восприятия в процессе движения; точный глазомер; хороший слух (навыки различения сигналов); оперативность мышления. |
сообразительность; осторожность; наблюдательность; осмотрительность; бдительность; решительность; выдержка; дисциплинированность; организованность; ответственность; самообладание. |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность;
- безответственность;
- плохое зрение;
- плохие показатели быстроты реакции;
- нерешительность;
- сердечные заболевания;
- злоупотребление спиртными напитками.
Области применения профессиональных знаний:
- железные дороги общей сети;
- рудники;
- промышленные предприятия (внутризаводские пути);
- шахты.
История профессии железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов
Профессия "железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов" появилась с возникновением железных дорог общего пользования. Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Причем важной составляющей железнодорожного комплекса является система технической поддержки подвижного состава, поскольку без этого невозможно бесперебойное движение поездов.
Хотя прообраз железной дороги появился в древности - это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы, - первый в мире паровоз был изобретен и построен в 1803 году английским горным инженером Ричардом Тревиком. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Именно в это время начали осматривать железнодорожные вагоны перед выездом. Однако первые "осмотрщики" выполняли очень много разнообразных функций: они производили осмотр не только вагонов, но и локомотивов, осуществляли не только осмотр, но и ремонт. Поэтому люди данной профессии обязаны были обладать большим количеством знаний по устройству и функционированию вагонов и локомотивов и совершенными техническими навыками.
Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 километров была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. Она служила для деловых и увеселительных поездок царя и не имела большого экономического значения. В 1851 году в России строится первая в мире двуполосная железная дорога. Уже в 1876 году первые опыты по применению электрической тяги провел инженер Пиромкий. Соответственно люди, производящие осмотр подвижного состава, должны были теперь обладать знаниями по электротехнике. С этого времени начинается бурное развитие железнодорожного транспорта.
Профессиограмма железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов
Наименование профессии |
железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов |
Доминирующий способ мышления |
приложение - диагностика |
Область базоаых знаний №1 и их уровень |
физика (пневматика, тепло- и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень |
слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- и электровоза, его агрегатов и узлов, различных типов вагонов, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
ремонтные работы |
Межличностное взаимодействие |
редкое |
Доминирующий интерес |
реалистический |
Дополнительный интерес |
исследовательский |
Условия работы |
вне помещения, мобильный |
- осмотр подвижного состава (колодок, буксов, рам, гасителей гидравлических колебаний, кузова вагона и т.д.);
- осмотр тормозных рукавов и автосцепок;
- выявление и участие в ремонте скрытых и очевидных неисправностей подвижного состава;
- передача заданий ремонтным бригадам на устранение выявленных дефектов;
- руководство ремонтшыми операциями;
- определение запаса прочности тех или иных узлов и деталей вагонов, которые пока не требуют замены;
- проверка объема и качества работ, выполненных ремонтными бригадами;
- апробация в действии отремонтированных узлов;
- контроль за состоянием парка грузовых и пассажирских вагонов;
- обеспечение безаварийной работы грузовых и пассажирских вагонов;
- составление графиков подачи составов для технического обслуживания.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности железнодорожника, осмотрщика и ремонтника вагонов:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
высокая концентрация и объем внимания; высокий уровень устойчивости, переключения и распределения внимания; хорошо развитая координация движений; хорошая моторная память; развитое техническое мышление; развитое осязание, острое зрение и точный глазомер; хороший слух (навыки различения сигналов); хорошее здоровье и физическая устойчивость (способность переносить физическое напряжение при различных погодных условиях в течение долгого времени); хорошее зрительное восприятие (умение определить неисправность "на глаз"); эмоциональная устойчивость. |
внимательность; наблюдательность; ответственность; сообразительность; бдительность; осмотрительность; терпеливость; выносливость; ловкость; аккуратность; добросовестность. |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- безответственность;
- неаккуратность;
- халатность;
- невнимательность;
- неразвитость технического мышления;
- плохие зрение, слух.
Области применения профессиональных знаний:
- депо (вагонные, трамвайные, электродепо);
- пункты технического осмотра;
- пункты технического осмотра на промышленных предприятиях, шахтах.
История профессии поездной диспетчер или диспетчер на железной дороге
Возникновение профессии "поездной диспетчер" связано с появлением сети железных дорог. Однако если первая железная дорога была построена в 1825 году, то первая телефонная сеть для регулирования движения поездов была создана в 1884 году. До этого движением поездов руководили при помощи специальной сигнализации люди, которые стояли вдоль железнодорожного полотна через определенные промежутки.
Железнодорожная диспетчеризация является самой старой и самой развитой формой диспетчерского управления. Наибольшее распространение она получила в США. В 1925 году в сети железных дорог работали 5400 диспетчеров, которые обслуживали 339 тыс. км железнодорожного полотна. Диспетчерская система Англии была внедрена в 1913-1920 годах, и она кардинально отличается от других систем: здесь диспетчер обладает лишь контрольными, а не распорядительными функциями.
В России диспетчерское руководство на железных дорогах было внедрено в 1915 году. Начиная с 1925 года диспетчерская система вводится сначала на Октябрьской и Московско-Казанской дорогах, а к 1934 году действует уже на всей сети дорог России. На сегодняшний день работа диспетчера облегчена за счет большого количества специализированной аппаратуры (система "авто-диспетчер").
Профессиограмма поездной диспетчер или диспетчер на железной дороге
Наименование профессии |
поездной диспетчер или диспетчер на железной дороге |
Доминирующий способ мышления |
приложение - регуляция |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
маневровая работа, поездная работа, сигнализирование, правила безопасности движения поездов, формирование поездов, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень |
поездная работа, сигнализирование, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
транспорт |
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "вместе" |
Доминирующий интерес |
конвенциональный |
Дополнительный интерес |
реалистический |
Условия работы |
в помещении, сидячий |
- регулировка движения поездов;
- обеспечение безопасности движения поездов;
- уменьшение или увеличение времени стоянки поездов на отдельных пунктах;
- изменение порядка и пунктов безостановочного скрещения и обгона поездов;
- создание условий для безостановочного скрещения поездов;
- контроль за соблюдением правил движения;
- получение сведений о прохождении поездов по станциям определенного участка от дежурного по станции;
- получение информации от машинистов локомотивов движущихся поездов по радиосвязи;
- контроль за графиком исполненного движения поездов и корректировка по нему планового графика;
- контроль за воспроизведением на дисплее поездной ситуации;
- контроль за готовностью маршрутов, открытие сигналов, занятость станционных путей, участков приближения и удаления;
- открытие входных и выходных светофоров;
- установка маршрутов приема и отправления поездов на промежуточных станциях;
- контроль за работой системы "автодиспетчер";
- прием информации о неисправностях, экстремальных ситуациях;
- отдача распоряжений о дальнейших действиях машиниста в случае неисправности состава или экстремальной ситуации;
- контроль за работой станции и выполнением заданий по погрузке и разгрузке вагонов, формированием поездов.
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
быстрая реакция; оперативность; образное мышление (способность мысленно воссоздать сложную обстановку на участке); концентрация внимания (способность в течение долгого времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; хорошая моторная память (на действия); хорошая координация пальцев; аналитическое мышление; острое зрение; хороший слух; четкая дикция; способность быстро принимать решение; способность прогнозировать; высокий уровень развития памяти (кратковременной, слуховой). |
эмоциональная устойчивость; выносливость; психическая уравновешенность; усидчивость; пунктуальность; ответственность; наблюдательность; оперативность (быстрая реакция в экстренных ситуациях); организованность; собранность; находчивость. |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- безответственность;
- нечеткая дикция;
- эмоциональная неустойчивость;
- ригидность мышления;
- невнимательность;
- отсутствие наблюдательности;
- тревожность;
- рассеянность;
- неаккуратность;
- быстрая утомляемость;
- медлительность.
Горбачёва Марина Юрьевна
Савкина Юлия Камильевна
Любовь Петровна
Авхадеева Раиса Ивановна