Конспект урока по русскому языку в 3 «Б» классе по теме: «Обобщение знаний по разделу «Имя прилагательное» » Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний по разделу «Имя прилагательное» »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ Новобирюсинская СОШ
Конспект урока по русскому языку
в 3 «Б» классе по теме:
«Обобщение знаний по разделу «Имя прилагательное» »
Подготовила: Воронцова Анна Александровна,
учитель начальных классов первой
квалификационной категории
Проведено: 14.03.2025г.
р.п. Новобирюсинский 2025 год.
Предмет: русский язык УМК «Школа России»
Класс: 3 «Б» класс
Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Цель: обобщить знания об имени прилагательном, совершенствовать умение определять грамматические признаки имен прилагательных.
Задачи урока.
Предметно-содержательная: развивать умение отличать имя прилагательное от других частей речи, задавать к нему вопросы.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Используемые педагогические технологии: проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, игровые приемы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные. Систематизировать и обобщить знания о существенных признаках имени прилагательного как части речи; Умение находить имена прилагательные в тексте; Метапредметные.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; слушать и слышать других.
Личностные
Осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс», компьютер, проектор, презентация, индивидуальные карточки для учащихся. Методы работы на урок: коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
С добрым утром, начат день, Первым делом гоним лень, На уроке не зевать, А работать и писать! - Чтобы поприветствовать, друг друга и настроиться на хорошую работ, я предлагаю вам выполнить упражнение «Привет сосед». Привет сосед!!! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил И улыбку свою подарил. (Улыбнитесь друг другу) - Молодцы! Тихонько сели на свои места. -Ребята, к нам на урок пришла незнакомка. Своё имя она зашифровала в этой загадке. Вы уберите все глухие непарные согласные и узнаете тогда гостью нашего урока.
В Ч Е Щ С Ц Н Х А (весна)
-Вот наша красавица Весна! Смотрите, возле нее стоит красивая корзинка, но она пустая… Чего не хватает в этой корзинке, как вы думаете? (Цветов) - На уроке за правильное выполнение заданий и за правильные ответы мы будем собирать цветы, и составлять в корзинку. - В конце урока мы соберем красивый весенний букет!
II. Постановка цели урока.
– Великая, могучая, многонациональная, любимая …
– что можно описать с помощью этих слов?( Нашу страну)
- к какой части речи относятся эти слова? (Прилагательное )
– Сегодня у нас очень важный урок. Сегодня нам предстоит обобщить сведения об имени прилагательном. Что вы можете рассказать об имени прилагательном? - Восстановите определение имени прилагательного как части речи.
(Слайд 1) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
– Страна Имя прилагательное. - Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране.
III. Чистописание.
Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).
(Слайд 2) – И начинаем мы свой путь по тропинке Чистописания.
– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 2)
– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) Пропишите строчку этих окончаний.
V. Работа по теме
1. Словарная работа: “Угадай существительное”
По предложенным именам прилагательным – признакам угадайте имя существительное – предмет, с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите существительные, обозначьте орфограмму:
Слайд 4
а) Прекрасная, солнечная, дождливая … (погода)
б) Сладкий, яблочный, горячий …(пирог)
в) Вкусное, парное, коровье …(молоко)
г) Ежедневная, свежая, интересная …(газета).
-С какой целью используются в речи имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные описывают предмет, обозначают признаки предметов. Они могут обозначать разные признаки предметов: форму, цвет, вкус, запах, размер, материал, настроение, характер, принадлежность.
2. Работа по группам (Слайд 6)
I группа
Распределите и запишите данные словосочетания в две группы. Назови каждую группу, выдели окончания.
Новые тетради, свежий сыр, глубокое озеро, большие города, трудные загадки, вечерняя заря, приятное лицо, искреннее слово, сухие кустарники, спелое яблоко.
Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам. Число имен прилагательных определяется по числу имен существительных.
II группа
Распределите и запишите данные словосочетания в три группы. Допиши окончания. Назови каждую группу.
Дубов… кресло, тяжёл… ноша, грозов… облако, беспечн... ребёнок, лесн… зверь, ярк... картинка, стар… забор, высок… крыльцо, пуст… стакан, интерес… книга.
Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам. Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных.
-Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
-Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)
III группа
Вставьте пропущенные буквы.
И.п. огромн… зимн... бассейн
Р.п. огромн... зимн… бассейн…
Д.п. огромн... зимн… бассейн…
В.п. огромн… зимн.. . бассейн...
Т.п. огромн… зимн… бассейн…
П.п. огромн… зимн.. . бассейн…
Вывод: Имена прилагательные изменяется по падежам.
А какая часть речи помогает нам определить падеж имени прилагательного? Имя прилагательное стоит в том же падеже, что и имя существительное.
VI. Физминутка
– Если вы услышите прилагательное, то сделайте хлопок.
Наступила долгожданная Волшебница-зима. Она покрыла снежным белым зимним покрывалом поля, луга, леса. Берёза принарядилась в блестящую шаль. Пеньки нарядились в роскошные папахи. Сосенки оделись в серебряные платочки, а ёлочки стоят в кокетливых шапочках. Зимой в лесу очень много чудес. Когда снег покрывает пеньки и деревья, тогда можно разглядеть различные фигуры животных. Трусливые зайцы спрятались в кустах, а пушистые белки прыгают по ветвям деревьев. В лесу можно увидеть следы людей или животных. Глубокий снег мягкий, как лебяжий пух. Даже жалко идти по нему.
Замечательная у нас природа! Разве можно не любить её?
VI. Закрепление (Слайд 7)
Творческая работа (Работа с учебником ) - Откройте учебники на с. 87 (3,6) - Синтаксический разбор предложения (Слайд 8)
VII. Контрольный тест (слайд 5)
1. Что такое имя прилагательное?
а) Слово.
б) Часть речи.
в) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное.
б) Глагол
в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом.
б) С именем существительным
в) С местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
а) главным
б) второстепенным
6. Укажите имена прилагательные
1) замечаешь
2) оранжевый
3) насекомое
4) рукоятка
5) великий
6) сказуемое
7) любимый
8) смолистый
9) больше
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.
О какой части речи мы сегодня говорили? (кластер)
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?
Домашнее задание: Подготовится к диктанту.
Вот и подходит наше путешествие к концу.
Вам понравилось наше путешествие?
Посмотрите на нашу гостью и ее корзинку. Она полная цветов. Пожалуй, весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
Уважаемые гости нашего урока, мы хотим посвятить эту корзину наших цветов – знаний Вам! (Мальчики дарят цветы гостя урока).