Материал на проверке

Истерики у детей дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 30 November

Детские истерики — это одна из самых распространённых, но и пугающих форм поведения в раннем возрасте. Такие ситуации знакомы многим родителям, когда в другой сред ребёнок ведёт себя вполне приемлемо, спокоен, терпелив, словно ангел, а дома случаются истерики на ровном месте. Почему так происходит? Как связаны истерики с этапами психического и эмоционального развития ребёнка?


Опираясь на возрастную психологию и современные исследования, истерики – это часть нормального развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Плач, крик, бросание предметов, агрессия, «зависание» в эмоциях – это не «плохое поведение», а нормальная реакция на перегрузку у ребенка-дошкольника, особенно в период 1,5–3,5 лет.


Это время, когда:

  • формируется речь, но она ещё не позволяет выразить сложные желания и чувства;
  • развивается чувство автономии «Я сам!», но навыки саморегуляции ещё не сформированы;
  • ребёнок учится управлять своими эмоциями, но физиологически   ещё не готов к этому в полной мере.

Именно поэтому истерики считаются нормальным этапом эмоционального развития – они сигнализируют, что ребёнок переживает внутренний конфликт между своими потребностями и возможностями.


Почему же так бывает, что дома ребенок впадает в истерики, а, например, в саду – спокоен? Этот феномен имеет глубокие психологические корни:


Дом – безопасное пространство. Ребёнок чувствует, что там его примут любым, поэтому позволяет себе излить эмоции, показать усталость, страх, тревогу. В другой среде малыш напряжён, контролирует своё поведение, подавляет чувства. Это требует огромных энергозатрат. Дома, уставший от контроля и тревоги, ребёнок «взрывается», и это реакция на накопленное напряжение.


Истерики часто направлены на близких, так как именно с ними ребёнок пытается получить поддержку, даже если это выглядит как требование или манипуляция. Таким образом, домашние истерики – это не признак плохого воспитания, а сигнал о том, что ребёнку тяжело, и он доверяет родителям свою уязвимость.


У одних детей нервная система более чувствительна. Такие дети могут остро реагировать на перемены, изменение режима, привычной обстановки, информационную и эмоциональную перегрузку. У других детей устойчивая нервная система, они легко адаптируются к новым условиям.


Как реагировать на истерики:

  • Для начала успокойте себя. Сделайте глубокий вдох, мысленно скажите себе: «Это не агрессия, это перегрузка. Он (ребёнок) нуждается в помощи».
  • Если ребёнок бьётся о предметы, кусает, ломает, уберите всё, что может быть опасным вокруг: острые предметы, мягко, но уверенно удерживайте ребёнка.
  • Не ругайте, а успокаивайте, показывайте спокойствие и уверенность, признайте чувства. В момент эмоциональной бури рациональный мозг ребёнка «отключен». Он физически не может воспринимать уговоры, поэтому во время истерики просто будьте рядом, обнимите (если позволит), скажите: «Я с тобой, когда ты успокоишься, я помогу» или «Я вижу, ты злишься, давай подышим вместе» и т.п. Помните, ребёнок должен прожить эмоцию, чтобы научиться с ней справляться. Слезы, крик, дрожь – это естественные механизмы разрядки стресса.
  • Когда ребёнок успокоится полностью и сможет пойти на контакт, обсудите с ним его чувства, назовите их. Постепенно ребёнок научится определять свои чувства и ощущения и называть их. Это поможет ему постепенно учиться регулировать эмоции, обозначать свои переживания, просить помощи и рассказывать о проблемах с помощью слов, а не крика. Также для развития понимания эмоций и эмпатии полезным будет поиграть в игры на распознание эмоций, почитать рассказы и сказки с последующим обсуждением чувств и переживаний героев, обсудить просмотренный мультфильм с точки зрения чувств героев.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.