Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

4
2
Материал опубликован 17 September 2020 в группе

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются новыми нормативными документами: закон «Об Образовании в РФ» ФГОС ДО, который направлен на решение ряда задач в дошкольном образовании. Основные положения, которых: приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого.

В ФГОС ДО выделена задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Какую же роль играет народная культура и, в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Формирование основ толерантной культуры у дошкольников базируются на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.

Работая над формированием поликультурных качеств и толерантности
детей дошкольного возраста, я ставлю следующие задачи:

Определение наиболее актуальных форм работы с воспитанниками по развитию толерантности;

Налаживание связей между детским садом и семьёй;

Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума;

Знакомство детей с культурой других народов, расширение кругозора, трансляция новых знаний;

Развитие у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи;

Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;

В разных видах деятельности применять народное слово;

Показать красоту образного языка сказок;

Использовать театрализованную деятельность;

Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности;

Активизировать словарный запас, через употребление детьми слов в речи;

Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитание нравственных чувств, строится на основе следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, проектная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная), двигательная активность, интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов мира;

- использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители»: «педагог – ребенок»; «педагог - родители»; «ребенок - родители». Осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;

- обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

Работа по формированию толерантности у детей дошкольного возраста велась во взаимодействии с педагогом дополнительного образования. Она со своей стороны вела занятия «Уроки доброты», на которых детям транслировался мультфильм «Баран, пес, кот и бабушка Зина», велись беседы о добре, о взаимовыручке и т.д., проводились развивающие игры.

В помощь педагогам был подобран список литературы (сказки, рассказы), музыкальных произведений разных народов и мультфильмов, направленных на развитие толерантности. Разработана картотека «Игры народов мира», «Игры на сплочение детского коллектива». Даны темы для бесед с детьми.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

Беседа на моральные темы

Чтение и последующий анализ художественных произведений

Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного

Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения

Слушание и пение детских песен

Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов

Рисование на заданную тему

Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.

Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера.

Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

Памятки для воспитателей «Как воспитывать толерантность».

С подготовительными группами были обозначены «Дни помощи малышам». Помогали одевать малышей на прогулку, показывали сценки, делали для них небольшие подарки, сделанные своими руками (книжки-малышки, открытки, поделки).

Раз в две недели проводились тематические развлекательные мероприятия с группами по параллелям. (международный день Спасибо, международный день объятий, международный день спонтанного проявления доброты, день оптимиста, день добрых дел и т.д.)

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проводя с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Одним из таких праздников были Святки. Заранее с детьми обговаривалось и проговаривалось, что это за праздник, как его нужно проводить, какие атрибуты будут нужны. Очень позитивно и энергично прошел праздник, у детей было море впечатлений, ведь никогда они не праздновали Святки.

Проводились конкурсы рисунков «Мои друзья» и «Дружба народов», выставка детских работ «Цветок дружбы».

В результате реализации проекта:

1. Появились картотеки игр на развитие коммуникации, на сплочение детского коллектива.

2. В группах были созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3. Были разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

​​​​​​​4. У детей развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за актуальный и интересный материал, Алена!

17 September 2020

Спасибо, за комментарий

18 September 2020

Похожие публикации