О вежливости у детей дошкольного возраста

0
1
Материал опубликован 30 January 2022

О вежливости у детей дошкольного возраста

«Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

М. Монтегю.»

Воспитание и образование очень важны для каждого ребенка, но вежливость – это прежде всего проявление человеческих отношений ко всем людям, проявление искренней доброжелательности, по отношению ко всем окружающим, независимо от того, где ты находишься, дома, в детском саду, в общественном месте. Вежливость ребенок может приобрести в результате правильного воспитания. Учиться ее основам нужно с дошкольного возраста. Находясь в обществе, контактируя друг с другом, общаясь между собой дети осваивают нормы поведения и этикет.

Что делать, если ребенок перебивает взрослого?

Первые слова, первые фразы. Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить. Прошло время и мы замечаем, что ребенок научился не только разговаривать, он научился перебивать в разговоре взрослого. Необходимо знать, что когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса-это может означать, что он: не умеет слушать, проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил, хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной, не обладает достаточным запасом терпения, недополучает родительского внимания. Что делать? Как научить ребенка не перебивать взрослых.

Заранее договориться с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы будете с ним разговаривать, ребенок, например, поиграет в своей комнате. Или, например, попросите ребенка нарисовать или написать то, что он хочет сказать вам.

Не используйте такие фразы, как «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие дети так делают» и т.п.

Научите вежливым способам прерывания разговора «Извините, пожалуйста, что я вас прерываю ваш разговор…»

Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

Учитывайте возраст ребенка: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

Обязательно похвалите ребенка за то, что он нашел чем ему заняться, пока все были заняты разговором.

Сами не перебивайте ребенка.

Если ребенок не здоровается.

Для некоторых детей ситуация при­хода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают напряжение. У детей с на­ущениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру поздоровается за себя и за своего ребенка, да и попрощается два раза.

Родителями придумали увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т. п. Такие веселые способы понравятся детям, и однажды, мы услышали от ребенка вслед за мамой сказанное им приветствие: «Здравствуйте!».

Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная ат­мосфера.

Ребенок в семье ведет себя как другие члены семьи. Если в семье не принято здороваться, то в условиях такой семьи ребенка действительно трудно научить вежливым словам. Неблагоприятную атмосферу надо менять, в которой волшебные слова смогут жить.

 

Как помочь ребенку быть вежливым?

Обязательно употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественным и разнообразными.

Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например, «Надо здороваться со всеми, кого увидел в этот день впервые» и тп.

Самый главный педагогический секрет, что вежливость воспитывается только вежливостью, исключений не бывает.

 

Если ребенок ругается матом.

 

Действительно, вежливые слова помогают в общении.

А что делать, если ребенок говорит слова, которые относят к не­нормативной лексике?

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источ­ником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здо­ровью ребенка.

Привлекательность и живучесть не­нормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностя­ми. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктив­ным формам выражения своих как

положительных, так и отрицательных эмоций.

Прежде всего надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не гово­рят» и т. п.

 

«Как отучить ребенка ругаться матом»

1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за соб­ственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «мусорные» слова.

Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услы­шал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.

Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возрас­та. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реаги­ровать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объ­ясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать.

Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать ре­акцию.

При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. На­пример, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.

Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.

Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отно­шения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

Пример родителей-вежливость в семье!

Литература

Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок... Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. — СПб.: Речь. 2008. - 224 с.

2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - СПб.: Речь, 2008. — 283 с.

Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости. -М., 1996

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/30/vezhlivost-roditelskoe-sobranie-v-starshey-gruppe

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/04/12/o-vezhlivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta - очень похожая работа...

30 January 2022