Аннотация к уроку русского языка в 7 классе «Истоки русского языка»
Аннотация к уроку русского языка в 7 классе «Истоки русского языка».
Урок «Истоки русского языка» был проведен в преддверии празднования Дня славянской письменности». Целью его было показать детям духовную основу языка, его величие, учить гордиться историей страны, в которой живешь. Обучающиеся должны были развивать умения обобщать, выделять главное, выстраивать логику в высказываниях, а также творчески подходить к выполняемой работе. Для составления дидактического раздаточного материала использовались тексты, взятые из журналов «Читаем, учимся, играем».
Дидактическая структура Урока | Тема: Истоки русского языка. 7 класс УУД: Познавательные: дать знания об истории возникновения письменного русского языка, его создателях; развивать умение обобщать, выделять главное, выстраивать логику в высказывании; Регулятивные: обучать целеполаганию как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: Коммуникативные: обучать планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия; Личностные: показать обучающимся духовную основу языка, его величие, воспитывать любовь к России. Тип урока: нетрадиционный (технология критического мышления) Формы работы: индивидуальная, групповая Оформление доски: эпиграф, плакат с кириллицей, репродукция картины Н. Рериха «Ярослав Мудрый», берестяные грамоты мальчика Онфима, алгоритм работы в группе. | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
I. Организация класса | словесный, мотивации учебной деятельности | Чтение эпиграфа: «Так, корни говорят листам: Мы те, Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас, Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете учащимся, Красуйтесь в добрый час. Но только помните ту разницу меж нас, Что с каждою весной лист новый народится, А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас». И.А. Крылов. Беседа Помните ли вы наш первый урок русского языка в начале года? О чем мы говорили? Что обсуждали? А сегодня мы обратимся к истокам языка: что представляет собой тот источник, который дает живительную силу, красоту нашей речи. | Игровой прием | Образные представления | фронтальный | Активация знаний о красоте и образности русского языка |
II Актуализация знаний Словарная работа 2) Орфографическая минутка | наглядный, словесный, познавательный | Беседа Что такое исток? Как вы понимаете значение этого слова? С каким значением слова мы будем работать? | Работа со словарем | Словарь, ручка, тетрадь | Фронтальный индивидуальный | Активация понятия о многозначности слов |
III Сообщение темы урока | проблемный | Дискуссия Опираясь на это ключевое слово, уточним рамки нашего разговора. Что будет предметом нашей работы на уроке? Наша задача – познакомиться с историей возникновения письменного русского языка, узнать корни, истоки, давшие ему силу и красоту | Приемы создания проблемной ситуации и ее решения | Тетрадь, ручка | фронтальный | Целевая установка |
V. Стадия осмысления Открытие нового материала
| поисковый | Работа с разнообразными источниками информации. Сейчас предлагаю вам самостоятельно пополнить свои знания новой информацией из текстов, лежащих у вас на партах. | Работа с текстом Технология работы с текстом: ! – знакомая информация *- новая информация _ ошибался, думал по-другому ?- хотел бы узнать больше Работа с таблицей Заполнение тезисами графы таблицы «Узнал» Обсуждение новой информации по алгоритму | Тексты Таблица «Алгоритм работы в группе»: 1. Обменяйтесь впечатлениями о прочитанном тексте. 2. Обратитесь к теме урока. Соответствует ли текст тематике сегодняшнего урока? Выберите самую важную информацию, которую будете передавать всему классу. 3. Запишите или зарисуйте эту информацию на ватмане схемой, рисунком, таблицей так, чтобы в дальнейшем это послужило вам опорой для рассказа | Индивидуальный, групповой | Активация новых знаний |
2) Обобщение | Наглядный Словесный познавательный | Выступление групп в произвольном порядке | Работа с таблицей Заполнение тезисами графы таблицы «Узнал» | Проекты, созданные группами | Индивидуальный групповой | Осмысление новых знаний |
| | | | | | |
V1. Рефлексия | познавательно-рефлексивный | Беседа: Что нового для себя вы почерпнули из сообщения ваших одноклассников? Что бы вы хотели записать в графе таблицы «Хочу узнать»? В каком порядке должны были выступать группы в соответствии с логикой изложения материала? | Прием письменной рефлексии | Таблица | фронтальный | Выбор оснований для сравнения, оценки и классификации объектов |
VII. Итог урока | словесный | Беседа Работа с эпиграфом Удачно ли подобран эпиграф? | Прием познавательной активности | эпиграф | фронтальный | Активация необходимых знаний об истории возникновения письменности |
VII Дифференцированное домашнее задание | Словесный, наглядный | Творческая работа: «Мои размышления об уроке «Истоки русского языка» 2. «Философский смысл эпиграфа» 3. «Мое отношение к русскому языку» | Прием свободы выбора задания | Мультимедийная презентация, дневники, ручки | фронтальный | |
VIII Выставление оценок | словесный | Беседа Какую группу интереснее всего было слушать? Почему? Они хорошо рассказали или у них был самый интересный текст? | Анализ работы учащихся | Журнал, ручка, дневники | фронтальный | |
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Паненкова Ирина Михайловна