История изобразительного искусства как теоретическая база подготовки специалиста в области живописи и дизайна

4
0
Материал опубликован 20 September 2021

История изобразительного искусства как теоретическая база подготовки специалиста в области живописи и дизайна


Миронова Наталья Александровна

Преподаватель высшей категории, искусствовед, УДО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА

Аннотация. В статье рассматриваются формы и методы работы по преподаванию дисциплины «История искусств» как базовой в подготовке специалиста в области живописи и дизайна.

Ключевые слова: апробация, методические программы, специфика дисциплины, профессиональные компетенции, семинар, дискуссия, инновации, наглядность, анализ, эффективность.

В образовательных организациях способ изучения дисциплины «История изобразительного искусства» отражается в разработке и апробации разнообразных авторских методических программ, заключающихся в разнообразных методиках, базирующихся на основе накопленного в процессе работы опыта. В соответствии с информационным развитием современного общества возникают новые и трансформируются традиционные требования в сфере образования по отношению к молодым специалистам. В связи с этими требованиями молодой специалист обязан развивать опыт социально-оценочной и исследовательской деятельности. Данный опыт можно сформировать благодаря самостоятельной работе студентов. Именно самообразование и саморазвитие выявляет в студенте ответственность за полученный результат, умение владеть собой, самостоятельность.

Зачастую способ, задействованный в процессе обучения не влияет на результат эффективности обучения. Именно методические модули, задействованные в преподавании, часто выступают важным инструментом педагогики, который способен оказывать воздействие на качественность образовательного поля. На данный момент в профессиональных учреждениях образования во время освоения дисциплины «История изобразительного искусства» как базовой, возникает множество проблем и нюансов. Именно поэтому потребность в поиске комплексного подхода в освоении студентами специальности «живопись» и «дизайн» посредством изучения дисциплины «История изобразительного искусства» и ее теории является актуальной и востребованной в конъюнктуре базовой подготовки студентов.
Во время исследования разнообразных форм и методик обучения, следует отметить, что основным проблемным вопросом преподавания дисциплины «История изобразительного искусства» является отработанная до алгоритма система преподавания, то есть преподаватель не вносит свои, адаптированные под восприятие слушателя тематически сгруппированные блоки, а идет по пути наименьшего сопротивления останавливаясь на репродуктивной форме преподавания. Безусловно, традиционный подход в преподавании теории приносит свои результаты, но не стоит при этом забывать о том, что технологически развитое информационное общество может существенно обогатить и облегчить восприятие информационного поля.
История изобразительного искусства - это базовая, теоретическая дисциплина, посредством которой студенты направления живописи и дизайна формируют определенный художественно ориентированный способ освоения и понимания окружающей действительности. Благодаря знаниям дисциплины «История изобразительного искусства» у студентов формируется система ценностей и компетенций, базирующаяся на синтезе творческого, проектного и художественного вида деятельности. Изучение истории искусств должно ориентироваться на духовном и интеллектуальном развитии студентов, что является важным этапом профессионального становления специалистов в области живописи и дизайна.

Чем же по своей сути является история искусств? Ответом на этот вопрос может служить все, чего в процессе изучения данной дисциплины касается студент. Это исследование процесса и стадий развития пластических искусств, это и раскрытие особенностей эстетического освоения человеком окружающего мира в процессе его исторического развития и многое другое. История искусств рассматривает все особенности культурного развития общества от его зарождения и до современности.

В процесс преподавания истории искусств, в силу специфики данной дисциплины, следует включить помимо стандартных (словесного, наглядного и практического метода) еще и узко ориентированные (исследовательский, поисковый и т.д.).  Также, для полноценного всестороннего развития профессиональных компетенций студентов направления «дизайн» и «живопись», большую роль играет самостоятельная работа. Она напрямую связана с увеличением объема знаний, полученных при посещении лекционного курса, семинаров и коллоквиумов. Самостоятельная работа формируется из специфических, связанных между собой процессов, во время совершения которых объем знаний студента увеличивается путем обогащения информационных связей. Данная работа способствует систематизации и обобщению фактов, процессов и следствий, что в свою очередь укреплению навыков научно-исследовательской деятельности.

В работе студентов можно выделить последовательность действий:

Поиск и систематизация библиографического списка по темам, предложенным на самостоятельное изучение;

Исследование и конспектирование основных тезисов изучаемой литературы;

Атрибуция исследуемых памятников искусства;

Систематизация самостоятельно полученной информации с имеющимся лекционным материалом;

Определение проблемных моментов и путей их решения в изучаемом материале;

Подведение итогов самостоятельной работы.

Требования к уровню знаний по дисциплине «История изобразительного искусства» у студентов направления «Дизайн» и «Живопись», заключаются в ряде норм:

Студент должен развивать способности к восприятию, обобщению и анализу информации, владеть культурой мышления и культурой речи;

Студент должен обладать способностью ощущать важность для социума профессиональных компетенций выбранной специальности, стремиться к саморазвитию и достижению высоких показателей эффективности профессиональной деятельности;

В творческой деятельности студент направления «живопись» и «дизайн» должен проявлять толерантность во время изучения культурных различий, национальностей, религий и народностей, а также бережно и уважительно относиться к историческим событиям прошлого.

Закономерно, что именно благодаря комплексному подходу к изучению курса истории изобразительного искусства появляется возможность применить ряд образовательных методик, повышающих эффективность освоения данной дисциплины. В случае, когда данный комплекс знаний и умений сформирован, он окажет неоспоримую поддержку в формировании профессиональных компетенций и интеллектуального развития специалистов в области живописи и дизайна.
Исходя из общепринятой в образовательных кругах практики, курс «История изобразительного искусства должен включать в себя лекционную базу и практические занятия. Материал лекций выстраивается по принципу эволюции и наиболее знаковых этапов в истории развития мирового искусства. Лекция – это своего рода активная, эффективная форма организации учебного процесса. С помощью лекций готовая информационная база передается студентам в виде некоего проблемного вопроса (ситуации или времени), пути решения которого и будут нести основную информативную нагрузку. Такой способ передачи информации максимально приближен к исследовательской деятельности, о не является оптимальным. Современное общество в силу своей активной компьютеризации дает массу возможностей для визуализации лекционного материала. Визуализация проявляется в поиске наглядных материалов, содержание которых можно видоизменять в соответствии с методами и формами обучения. Семинарские занятия, зачастую ориентируются на решении проблемных моментов лекции и подразумевают активное вовлечение в работу студентов. На подготовительном к семинарам этапе, у студента происходит формирование последовательной и логичной работы с исследовательской литературой, ее анализом, подбором, выделением главного, тезисном конспектировании, а также формируются навыки публичных выступлений (докладов). Тем не менее, самым главным этапом в проведении семинара выступает описание проблемных ситуаций. Для более полного понимания вопроса студенту необходимо всесторонне рассмотреть, понять и зафиксировать в своей памяти события и факты, послужившие толчком для создания того или иного предмета искусства. Анализ, не просто отражает суть проблемы, но и внедряет некий необходимый минимума знаний, требуемый для решения поставленной задачи. Следует заметить, что сама проблема не имеет однозначного решения т.е., данная методика направляет студента на определенный комплекс выводов, который предлагается в качестве ответа на вопрос. Несмотря на это, формирование в процессе подготовки к семинарским занятиям модели практического решения поставленной задачи является одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций студентов.
Также в проведении семинаров большую роль играет терминологическое и тематическое ориентирование. То есть базируясь на изученном материале предлагается провести атрибуцию произведения искусства, определить стилистику и национальный колорит памятника используя в работе искусствоведческую терминологическую базу. Групповое разделение студентов по принципу равного количества активных и пассивных студентов в группе способствует максимально полному вовлечению студентов в рабочий процесс. Также оптимальным вариантом может выступить применение в педагогике инновационных технологий и современных методик. Следует отметить, что инновационные технологии ориентированы на получение конкретного результата, способствуют социализации студентов в процессе обучения. К ним относят определенный набор методов и этапов их реализации: «дискуссия», «Системный анализ», и т.д. Внедрение инноваций в педагогическую практику способствует решению проблемы, связанной с интеграцией индивидуального и коллективного обучения.

Обязательным в изучении дисциплины «История искусств» является контроль за уровнем усвоенных знаний, для определения эффективности применяемых в процессе обучения методик. К основным видам работы по изучению дисциплины «История искусства» относится также музейная практика. Такая практика способствует теоретическому и практическому усвоению материала, развитию абстрактного мышления, художественного вкуса и профессионального мышления будущего специалиста.


Список использованных источников


Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект/Ю.К.Бабанский. – Москва: Педагогика. – 192 с.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990 – с.6

Панофский Э. История искусства как гуманитарная дисциплина // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. с англ. В.В. Симонова. СПб.: Академ. проект, 1999. С. 12-40.

Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М., МГУ., 1987

Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной, вступ. ст. П.П. Гайденко. М.: Республика, 1994. 527 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации