Общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Основы дизайна»

9
4
Материал опубликован 14 July 2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования школа искусства № 30


Дизайн


Общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Основы дизайна»


Преподаватель: Радченко Виктория Юрьевна


2019г

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБОУДОШИ № 30

____________________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор – Гирш Т. В.

______________

(подпись)

______________________________

(дата утверждения)


Разработчик – Радченко В. Ю., преподаватель


Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………….4

2. Учебно-тематический план………………………………………………………10

3. Содержание учебного предмета…………………………………………………11

4. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………18

5. Формы и методы контроля, система оценок……………………………………19

6. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………20

7. Список литературы и средств обучения…………………………………………22


Пояснительная записка

Программа по предмету «Основы дизайна и проектирования» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДШИ. Изучение  данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического  воспитания  учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.

Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета. Выйдя из недр декоративно – прикладного искусства дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, современных видов наземного, воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, различного рода упаковок и много – много другого.

Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертёж», «проект», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Проектирование каждого объекта предполагает учёт многих сторон, например технологии упаковки объекта, условий доставки на транспорте, как и где хранится, как используется, какова окружающая световая и цветовая среда и т. д.

Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни. Дизайн сегодня стал одним из символов современной цивилизации. Профессия дизайнера очень интересная и перспективная именно потому, что область ее применения также безгранична, как и предметная среда. Включение в программу обучения дисциплины «Основы дизайна» необходимо и для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Композиция станковая, декоративная и дизайн имеют свой образный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающего мира, красоту повседневных предметов быта, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Поэтому очень важно с ранних лет на уровне художественной школы воспитание творчески-созидательной личности.

Программа направлена на развитие художественно – эстетического воспитания.

В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую актуальность приобретает развитие художественного творческого мышления.

Проблема формирования творческого мышления в рамках общеобразовательной школы усложняется самой ситуацией учебного процесса, которая предполагает единое для всех знание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач.

Нужны специальные занятия, на которых создаются условия, обеспечивающие всем детям развитие их творческих способностей.

Новизна программы заключается в том, что предлагаемая программа построена на основе развития творческого мышления, воображения, визуально – образного и пространственного мышления, способности к изобразительно – графическому, композиционному и цветовому решению проектных задач, художественного анализа и синтеза.

Данная программа актуальна в настоящее время, так как повышается интерес к вопросам обучения в области дизайна, с использованием информационных технологий, который обусловлен желанием человека изменить и разнообразить предметный мир по законам красоты.

Отличительные особенности данной программы:

- комплексность (обучение по нескольким разделам)

- интегрированность (взаимосвязь разделов)

- преемственность (содержание основывается на знаниях полученных на уроках изобразительного искусства, черчения, психологии, труда).

Срок реализации программы составляет – 170 часов.

1 год обучения – 1 час в неделю итого 34 часа в год

2 год обучения – 2 часа в неделю итого 68 часа в год

3 год обучения – 2 часа в неделю итого 68 часа в год

Оптимальное количество обущающихся в группе 4-10 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.

Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими  предметами курса. Важным является развитие таких  умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая, индивидуальная.

Цель программы – познакомить учащихся с основами дизайна и спецификой работы художника-дизайнера при создании каких-либо художественно-проектных разработок, а так же разностороннее и гармоничное развитие личности через развитие творческого мышления.

Практическая значимость программы: художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования. Данная программа включает комплекс этих вопросов и предназначена для учащихся художественных отделений.

Программа первого года обучения предполагает 34 учебных часа, 1 час в неделю. В процессе обучения учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по таким основным разделам, как: развитие и становление дизайна, место дизайна в искусстве, основы композиции, основы цветоведения, основы формообразования, бумажная пластика и стилизация.

Основные учебно-воспитательные задачи 1 года обучения:

Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию вкуса;

Дать обучающимся первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека;

Познакомить с историей возникновения и развития дизайна;

Познакомить с основными методами художественного проектирования;

Развитие творческого мышления и воображения;

Формирование простейших умений и навыков в художественном конструировании предметной среды.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представления о:

дизайне как виде пластического искусства, его роли в жизни человека и общества, о взаимосвязи дизайна и других видов искусства;

специфике образного языка дизайна.

Получает знания о:

теоретических основах дизайна (композиция, цветоведение, перспектива, методы и приемы художественного проектирования);

истории возникновения и развития дизайна;

различных приемах работы карандашом, кистью, пером;

возможностях графического изображения, системе цветов и форматов.

Умения:

при выполнении творческой работы (эскиза, проекта, модели и т.д.) использовать теоретические знания основ дизайна;

применять различные средства художественной выразительности на практике;

самостоятельно проводить анализ работы.

Овладевает:

умением использовать рисунок, цвет, форму, пространство в решении практических творческих работ;

основами композиции, цветоведения, проектирования.

Программа второго года обучения предполагает 68 учебных часа, 2 час в неделю. В процессе обучения учащиеся получают теоретические знания практические навыки, изучают технологии выполнения работ в технике: солёное тесто, мозаика, флористика, коллаж, витраж, батик, вышивка и т. д.

Основные учебно-воспитательные задачи 2 года обучения:

Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию вкуса;

Развитие интереса к художественному проектированию и конструированию;

Повысить графическую грамотность учащихся,;

Способствовать формированию у них творческого мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;

Формирование простейших знаний, умений и навыков в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.).

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

основных средствах художественной выразительности декоративного и художественного образа предмета, приемах переработки реальной формы в декоративную.

Получает знания о:

различных технологиях выполнения декоративных работ;

теоретических основах дизайна, методы и приёмы художественного проектирования.

Умения:

при выполнении творческой работы (эскиза, проекта, модели и т.д.) использовать теоретические знания основ дизайна;

проводить анализ творческой работы.

Оладевает:

умением использовать основные художественно-выразительные средства дизайна;

умением анализировать художественные произведения, разработки и проекты на основе взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, соотношением формы и материала, формы и украшения.


Программа третьего года обучения предполагает 68 учебных часа, 2 час в неделю. В процессе обучения учащиеся получают теоретические знания практические навыки по таким основным разделам, как: технология выполнения проектной работы, выполнение творческого проекта.

Основные учебно-воспитательные задачи 3 года обучения:

Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию вкуса;

Развитие интереса к художественному проектированию и конструированию;

Формирование простейших знаний, умений и навыков в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.).

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека.

Получает знания о:

последовательности ведения работы в проектной художественно-творческой деятельности;

теоретических основах дизайна, методы и приёмы художественного проектирования.

Умения:

при выполнении творческой работы (эскиза, проекта, модели и т.д.) использовать теоретические знания основ дизайна;

проводить анализ творческой работы.

Оладевает:

умением использовать основные художественно-выразительные средства дизайна;

умением анализировать художественные произведения, разработки и проекты на основе взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, соотношением формы и материала, формы и украшения.

Весь трехлетний курс делится на беседы-лекции и практические работы. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ – всё зависит от темы задания и задач. Практические работы выполняются на бумаге, картоне, карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертёжные инструменты, клей, ножницы, пластилин, глина, обрезки досок, фанеры и др. материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь.

Время на беседы, практические задания учитель сам распределяет в зависимости от темы задания, его сложности, уровня подготовки школьников т. п. Следует только иметь в виду, что на практические задания должно отводиться большее количество учебных часов (не менее трёх четвёртых всего времени).

Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.

Многие учебные работы можно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда выявляет повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.


Приёмы и методы раскрытия содержания программы


Теоретические занятия по всем разделам программы проводятся в форме лекций и бесед. В отдельных темах предусмотрены практические занятия для закрепления полученных знаний и навыков. На практических занятиях учащиеся работают индивидуально, в группах 2 -4 человека и коллективно.

Занятия начинаются с краткого опроса по теме предыдущего урока, затем излагается новый материал. Контроль усвоенных знаний проводится в конце урока, путём ответов на вопросы, тестированием или в ходе выполнения практической работы.

Для полноценного проведения уроков используется имеющаяся библиотека специальной и методической литературы, видеотека, наглядные пособия и творческие работы учащихся.

Художественно-эстетическое развитие прослеживается на протяжении всего времени обучения по программе «Основы дизайна». Она построена на основе развития творческого мышления, воображения, визуально-образного мышления, способности к изобразительно-графическому, композиционному и цветовому решению творческих проектных задач, художественного анализа и синтеза.

Программа тесно связана с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественно-производственная графика, цветоведение, черчение, перспектива, художественный шрифт, моделирование, психология.


Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

1 класс

34


Раздел 1. «Дизайн»

7

1.1

Развитие материальной культуры и прикладного искусства.

1

1.2

Зарождение и становление дизайна.

1

1.3

Дизайн в России.

1

1.4

Место дизайна в искусстве.

1

1.5

Дизайн предметной среды.

3


Раздел 2. «Композиция»

7

2.1

Композиция.

1

2.2

Ритм.

1

2.3

Равновесие.

1

2.4

Симметрия и асимметрия.

1

2.5

Шрифт.

3


Раздел 3. «Цветоведение»

10

3.1

Цветоведение.

1

3.2

Цветовой круг.

2

3.3

Цветовая растяжка.

2

3.4

Монокомпозиция.

2

3.5

Цветовое оформление изделия.

3


Раздел 4. «Формообразование»

10

4.1

Формообразование.

2

4.2

Бумажная пластика.

2

4.3

Конструкция моделей.

2

4.4

Стилизация.

1

4.5

Стилизация «живой» формы.

3

2 класс

68


Раздел 5. «Технология выполнения проектной работы»


5.1

Солёное тесто

8

5.2

Мозаика

8

5.3

Флористика

10

5.4

Коллаж

8

5.5

Витраж

8

5.6

Батик

8

5.7

Вышивка

10

5.8

Вязание

8

3 класс

68


Раздел 6. «Выполнение творческого проекта»


6.1

Экскурсия ознакомление с технологиями выполнения работ. Пед.колледж. Выставочный зал.

6

6.2

Технология выполнения творческого проекта: теоретическая и практическая части.

2

6.3

Теоретическая часть творческой проектной работы. Требование к реферату.

2

6.4

Работа над эскизом.

2

6.5

Выбор и обоснование проекта. Эскизирование.

6

6.6

Выполнение творческого проекта.

48

6.7

Защита творческого проекта.

2



Содержание учебного предмета

1 класс


Раздел 1. «Дизайн»


Тема 1: «Развитие материальной культуры и прикладного искусства»

Теория.

Единство красивого и фундаментального в народном творчестве. Знание канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремёслах; строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и тд.


Тема 2: «Зарождение и становление дизайна»

Теория.

Развитие машинного производства. Исторические этапы развития дизайна.


Тема 3: «Дизайн в России»

Теория.

Открытие ВХУТЕМАСА, преобразование во ВХУТЕИН. Первые отечественные «инженерные» разработки дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков и тд.


Тема 4: «Место дизайна в искусстве»

Теория.

Происхождение термина «дизайн». Цель дизайна. Научная основа, смысл дизайна. Области (направления) дизайна. Средства выразительности дизайна. Пластические искусства. Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн, как процесс художественно – технического проектирования.


Тема 5: «Дизайн предметной среды»

Практическая работа.

Составление эскизов не сложных бытовых изделий с учётом формообразующих факторов (шкатулка для рукоделия, ваза, часы, настольная лампа и тд.).


Раздел 2. «Композиция»

Тема 1: «Композиция»

Теория.

Композиция. Виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно – пространственная. Типы композиций (замкнутая, открытая, симметричная, динамичная). Средства композиции (формат, композиционный центр, ритм, контраст, нюанс, масштаб, конструкция, пропорция).

Практическая работа.

Выполните серию упражнений по свободному использованию картинной плоскости (без горизонта и без перспективы). Это могут быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических, растительных или декоративных элементов. Знакомство с программой Corel Drive и её графическими возможностями.

Тема 2: «Ритм»

Практическая работа.

Композиционное построение ритма при помощи точки, линии, пятна и их сочетаний

Выполните серию упражнений по созданию разнообразных композиций, в которых ритм быстрый, медленный, музыкальный, шумный, веселый, тихий, плавный, резкий, громкий и т.п.

Выполните серию упражнений по созданию композиций из линий, пятен, точек, геометрических и растительных элементов с использованием перспективы.


Тема 3: «Равновесие»

Практическая работа.

Равновесие в композиции.

Выполните абстрактную композицию на тему: «Музыкальные ритмы», «Движение», «Покой», «Фантазия».

Выполните движение – сделайте аппликацию их геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) и добейтесь равновесия композиции. Использование компьютерной графики.


Тема 4: «Симметрия и асимметрия»

Практическая работа.

Симметричная и асимметричная композиция.

Нарисуйте динамичную композицию «Ветер», «Ритмы города», «Волны».

Выполните движение – сделайте аппликацию их геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) и добейтесь равновесия композиции.


Тема 5: «Шрифт»

Теория.

Шрифт. Понятие о шрифтах. Многообразие шрифтов. Техника выполнения.

Практическая работа.

Нарисуйте алфавит, в котором каждая буква будет напоминать фигуру человека.

Попробуйте составить свой зоологический или фруктовый алфавит.

Выразите различными видами шрифта слова-понятия (тревога, весна, музыка и т.д.). Задание выполняется также на компьютере.



Раздел 3. «Цветоведение»

Тема 1: «Цветоведение»

Теория.

Цветоведение. Цвет и свет. Основные характеристики цвета: насыщенность, тон, светлота. Цвет, деление по группам (главные цвета, основные, вторичные, третичные и тд., лёгкие, средние, тяжёлые, холодные, тёплые, нейтральные. Тональность и контрасты. Свойства цвета, символика и психологическое воздействие. Сочетание цветов по принципу теории времени года.


Тема 2: «Цветовой круг»

Практическая работа.

Составить цветовой круг.

Нарисуйте композицию с использованием теплых цветов: «Жаркий день», «Солнечный берег», «Путешествие в Африку», «Мир пустыни», «Сосны на закате», «Огневушка–поскакушка».

Нарисуйте одну из композиций в холодном колорите: «Ледоход», «Хмурый день», «Снежный городок», «Роща в тумане», «Дождливая погода», «Брызги морской пены», «Среди льдов Антарктиды».



Тема 3: «Цветовая растяжка»

Цвета хроматические и ахроматические.

Практическая работа.

Выполнить упражнение по «растяжке» цвета.

Сделайте переход от самого темного к самому светлому тону.

Сделайте упражнение, достигая постепенного перехода от теплого к холодному цвету и наоборот.


Тема 4: «Монокомпозиция»

Практическая работа.

Выполните серию упражнений в технике монотипии, используя разнообразные цветовые сочетания. Дорисуйте детали и придумайте название. Упражнения могут выполняться на компьютере.

Выполните композиции-ассоциации.

Эмоция:

Страх

Печаль

Радость

Нежность

Страна:

Египет

Япония

Русь

Индия

Писатель:

Л. Н. Толстой

А. П. Чехов




Музыка:

симфония

романс

фортепианный концерт



Тема 5: « Цветовое оформление изделия»

Практическая работа.

Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Можно использовать в качестве основы удачные эскизы, выполненные учащимися.


Раздел 4. «Формообразование»


Тема 1: «Формообразование»

Теория.

Факторы, влияющие на формообразование. Азбука формообразования.


Тема 2: «Бумажная пластика»

Теория.

Бумажная пластика. Основы конструирования.

Практическая работа.

Упражнения по схемам.


Тема 3: «Конструкция моделей»

Практическая работа.

Конструирование моделей.


Тема 4: «Стилизация»

Теория.

Стилизация. Стадии (этапы) стилизации. Принципы стилизации. Стороны стилизации. Образ – символ – знак.

Практическая работа.

Стилизация растительной формы. Работа может выполняться с использованием компьютерной графики.


Тема 5: «Стилизация «живой» формы»

Практическая работа.

Выполнить стилизацию «живой» формы.


2 класс


Раздел 5. «Технология выполнения проектной работы»


Тема 1: «Солёное тесто»

Теория.

Материалы и приспособления. Общие этапы изготовления и обработки изделий. Приёмы лепки. Технология изготовления изделий.

Практическая работа.

Изучение приёмов лепки на практике. Изготовление объёмной композиции.

Тема 2: «Мозаика»

Теория.

История возникновения и развития мозаики. Мозаика в России. Виды мозаики. Технология выполнения мозаики.

Практическая работа.

Выполнение работы в технике мозаика.


Тема 3: «Флористика»

Теория.

Флористика, виды и жанры композиций из растений. Растения, как живописный материал. Инструменты и материалы. Подготовка растений. Методы сушки. Технология выполнения работ из природных материалов.

Практическая работа.

Создание работы из природного материала.


Тема 4: «Коллаж»

Теория.

История развития. Виды коллажа. Материалы и приспособления. Технология выполнения работы.

Практическая работа.

Изготовление работы в технике коллаж.


Тема 5: «Витраж»

Теория.

История возникновения и развития витража. Витраж в России. Виды витража. Материалы и технология выполнения витража.

Практическая работа.

Выполнение работы в технике витраж.


Тема 6: «Батик»

Теория.

История возникновения и развития батика. Виды батика. Технология выполнения работы в технике батик.

Практическая работа.

Выполнение работы в технике батик.


Тема 7: «Вышивка»

Теория.

История возникновения и развития вышивки. Виды вышивки. Способы и приёмы вышивки.

Практическая работа.

Выполнение работы в технике вышивки.


Тема 8: «Вязание»

Теория.

История возникновения и развития вязания. Виды вязания. Способы и приёмы вязания.

Практическая работа.

Выполнение работы в технике вязания


3 класс


Раздел 6. «Выполнение творческого проекта»

Тема 1: Экскурсия ознакомления с технологиями выполнения работ через зрительный ряд. Педагогический колледж. Выставочный зал.


Тема 2: «Технология выполнения творческого проекта: теоретическая и практическая части»

Теория.

Теоретическая и практическая части творческого проекта.


Тема 3: «Теоретическая часть творческой проектной работы. Требования к реферату»

Теория.

Требования к написанию реферата. Работа с литературой.


Тема 4: «Работа над эскизом»

Практическая работа.

Эскизирование.


Тема 5: «Выбор и обоснование проекта. Эскизирование»

Теория.

Технология выполнения творческого проекта.

Практическая работа.

Работа над эскизом. Разработка различных вариантов выполнения. Выбор оптимального варианта. Экономическое и экологическое обоснование. Увеличение эскиза. Работа в цвете. Подбор материала.


Тема 6: «Выполнение творческого проекта»

Практическая работа.

Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Работа над проектом.

Работа над теоретической частью творческого проекта. Оформление проекта с использованием информационных технологий. Реклама.


Тема 7: «Защита творческого проекта»

Теория.

Защита творческого проекта.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате обучения по данной программе в ДШИ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.

Учащийся должен:

Знать основные законы композиции

Знать основные правила композиции

Знать приемы и средства композиции

Грамотно и последовательно вести работу над композицией

Применять на практике основные законы и правила композиции

Применять знания, полученные по истории искусств, для анализа своей работы

Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом

Применять знания, полученные по живописи, рисунку для создания грамотных композиций

В процессе обучения основам дизайна в ДШИ выпускники должны овладеть основными понятиями, навыками в области дизайна, уметь свободно анализировать произведения мастеров в этой области.

Выпускники, подготовленные по данному курсу, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно-прикладного искусства, факультет дизайна, четко представлять область дальнейшей деятельности, т.е. осознанно выбирать себе будущую профессию.


Ожидаемый результат и формы контроля


1.Появление у учащихся интереса к художественному проектированию и конструированию.

2.Наличие знаний, умений и навыков в области дизайна.

3.Выполнение творческих работ с использованием различных средств художественной выразительности.

4.Умение анализировать художественные произведения, разработки и проекты на основе взаимосвязи формы с функциональным назначением, соотношением формы и материала, формы и украшения, синтеза эстетического, функционального и духовного.

5.Развитие творческого мышления, воображения и пространственного представления.


В начале каждого учебного года все учащиеся проходят тестирование по специально разработанным вопросам. Такое же тестирование проводится в середине и в конце учебного года. Это позволяет определить, на сколько успешно учащиеся усваивают пройденный материал и получают знания, умения и навыки.


При этом применяются следующие формы контроля:


- практические задания

- тестирование по темам

- рефераты, доклады

- творческие проекты

-опросы устные и письменные.



Методическое обеспечение образовательной программы

Условия для реализации программы


Для успешного усвоения программы используются:

Занятия в кабинете: теоретические и практические.

Экскурсии в: выставочный зал, педагогический колледж, художественную школу.


Для полноценного проведения занятий предусмотрены следующие материалы и оборудование:

Помещение с рабочими столами (класс).

Ватман, картон, бумага разная по фактуре.

Краски (гуашь, акварель, масло).

Клей.

Карандаши простые разной мягкости, цветные.

Тушь, перо.

Чертёжные инструменты.

Материалы и инструменты для лепки(пластилин, солёное тесто, стеки,).

Наглядные пособия и литература.


На занятиях используются следующие педагогические методы:

Объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, упражнение, беседа, практическая работа на применение знаний, анализ таблицы или схемы).

Репродуктивные методы (пересказ, работа с книгой).

Частично-поисковые методы (эвристическая беседа, поиск примеров на изучаемую тему).

Исследовательские методы (работа с книгой, практическая работа).


Применяются различные типы уроков:

Вводный.

Закрепления знаний, умений и навыков.

Контрольный (проверочный).

Практической работы.

Комбинированный.

Изучения нового материала.

Обобщающий.

Урок-игра.

Урок-экскурсия.

Урок- лекция.


Формы проведения уроков:

Индивидуально-обособленная.

Фронтальная.

Групповая.

Коллективная.


Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность учащихся и их интерес в течении всего периода обучения.


Список литературы для учителя


Бессон, Ж.-Л. Мода [Текст]. – M.: Астрель: ACT, 2002. - 80с.

Браиловская, Л. В. Арт - дизайн: красивые вещи «hand made» [Текст]. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 249с.

Гагарин, Б. Бумажная пластика [Текст] // Юный художник. – 1989. - №16.

Грожан, Д. В. Детали интерьера: копилка свежих идей [Текст] . - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 252с.

Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников [Текст]. - М.: Просвещение, 1978. - 160с.

Джун, Джексон. Поделки из бумаги [Текст]. – M.: Просвещение, 1979. -64с.

Жан, Ж. Знаки и символы [Текст]. - М.: Астрель, 2002. - 208с.

Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы [Текст] : программа с методическими рекомендациями / Б. M. Неменский, В. Г. Горяева и др. - М.: Дрофа, 2002.

Искржицкий, Г. И., Сычёва, М. А. По законам красоты: беседы об архитектуре [Текст]. - М.: Просвещение, 1981. - 144с.

Казаринова, В. И. Красота, вкус, экономика [Текст]. - М.: Экономика, 1985. -240 с.

Калописсис, Т. Дома со всего света [Текст]. - М.: Астрель: ACT, 2002. -73с.

Копцев, В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объёмного конструирования [Текст]. - Ярославль: Акад. Развития; Акад. Холдинг, 2001. - 144с.

Логунова, Т. Первые уроки дизайна: учебное издание [Текст]. – М.: Мозаика синтез, 2002.

Морозов, В. Азбука композиции [Текст] // Юный художник. - 1992, №1,2.

Немов, Р. С. Психология [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 688с,

Нестеренко, О. И. Краткая энциклопедия дизайна [Текст]. - М., 1994.

Неменский, Б. М. Мудрость красоты [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. -255с.

Никодеми, Г. Б. Техника живописи [Текст]. - М.: Эксмо, 2004. - 144с.

Нуркова, В. В., Березанская, Н. Б. Психология [Текст]. - М.: Юрайт-Издат, 2004, - 484с.

Общая психология [Текст]: учеб. пос. общей редакцией проф. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. - 232с.

Паранюшкин, Р. В. Композиция. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. -80с.

Плюхин, В. У. Творчество - у истоков гражданственности [Текст]. - М.: Просвещение, 1989. -174с.

Поташник, М. М. Как развивать педагогическое творчество [Текст]. - М: Знание, 1987. - 80с.

Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]. - Ярославль: Акад. развития, 1997. - 192с.

Смирнов, С. И. Шрифт в наглядной агитации [Текст]. - М.: Плакат, 1988.-192с.

Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов [Текст]. - Обинск: Титул, 1996. - 80с.

Сокольникова, Н. М. Основы живописи [Текст]. - Обинск: Титул, 1996. -80с.

Сокольникова, Н. М. Основы композиции [Текст]. - Обинск: Титул, 1996.-80с.

Сокольникова, Н. М. Основы рисунка [Текст]. - Обинск: Титул, 1996. -80с.

Субботина, Л. Ю. Воображение и фантазия [Текст]. - Ярославль: Акад.
развития, 1997. - 180с.

31.Черневич, Е., Аникст, М., Бабурина, Н. Русский графический дизайн 1880 - 1917. [Текст] - М.: Внешсигма, 1997. - 160с.

32.Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся [Текст]. - М.: Знание, 1988. - 80с.


Список литературы для учащихся


Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов [Текст]. – Обинск: Титул, 1996. – 80 с.

Сокольникова, Н.М. Основы живописи [Текст]. – Обинск: Титул, 1996. – 80 с.

Сокольникова, Н.М. Основы композиции [Текст]. – Обинск: Титул, 1996. – 80 с.

Сокольникова, Н.М. Основы рисунка [Текст]. – Обинск: Титул, 1996. – 80 с.

Энциклопедии,словари.



23



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, а почему такое количество часов? Для программ дополнительного образования учебный план обычно на 36 недель.

14 July 2020

Добрый день. Программа рассчитана на 3 года обучения. Учебный предмет "Дизайн" в художественной школе.

14 July 2020

Хорошая программа. Спасибо за качественный ресурс.

14 July 2020

Спасибо

14 July 2020

Похожие публикации