12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борщева Евгения Алексеевна1075
Педагогический стаж работы - 23 лет
Россия, Воронежская обл., г. Бутурлиновка
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»

НОД по познавательно-исследовательскому направлению «История родного города»

Подготовила: Борщева Е.А.

Цели и задачи:

сформировать понятия о большой и малой Родине;

познакомить с исторической личностью – А.Б. Бутурлиным;

познакомить с историей образования г. Бутурлиновка;

развивать познавательную активность;

воспитать чувство гордости за свою родину, побуждать желание лучше узнать свои родные места.


Методы и приемы:

наглядный метод (мультимедийная презентация) 

наглядно-практический (работа в мини-лаборатории по знакомству со свойствами мела)

словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации) 

прием эмоциональной заинтересованности (построение занятия в форме путешествия)

использование проблемных ситуаций


 

Ход занятия:

В группе стоит музыкальная шкатулка (изображение на интерактивной доске) из которой «раздаётся» звук торжественной старинной дворцовой музыки. Она привлекает внимание детей.

- Ребята, посмотрите, какой странный предмет появился на нашем экране. Что это? (Ответы: шкатулка, коробочка…).

- Да, это старинная шкатулка. И из неё слышна необычная музыка. Как можно охарактеризовать такую музыку? Какая она? (Торжественная, необычная, дворцовая, сказочная…)

- А как вы думаете, для чего используются такие шкатулки? (Для хранения драгоценностей, важных писем и бумаг, швейных принадлежностей, различных мелочей…).

- Может быть и в нашей шкатулке что – нибудь хранится. Давайте посмотрим? (появляется свиток, читает – Указ её величества императрицы всея Руси Елизаветы Петровны).

- Ребята, я, кажется, понимаю, о чём идёт речь. А для того, чтобы и вам было понятно, о чём говорится в этом указе, я предлагаю вернуться на несколько веков назад во времена, когда Россией правили цари, а столицей России была не Москва, а Санкт – Петербург. Одним из самых ярких царствующих особ был Пётр 1. (Слайд Портрет Петра)

- Слышали ли вы когда-нибудь о нём?

- Именно при Петре 1 в России уделялось большое внимание наукам и был построен мощный военный и торговый флот. (слайды строительства кораблей).

- В это же время в Санкт – Петербургской Морской Академии учился Александр Борисович Бутурлин. ( Рядом слайд с портретом Бутурлина). …..(если дети увидят связь фамилии и названия нашего города, то рассказать, что именно в честь него назван город , а почему они узнают из дальнейшего рассказа)

- Вам его фамилия ничего не напоминает?

- Пётр 1 обратил внимание на блестящего офицера и взял его к себе на службу. Войска под командованием Александра Борисовича Бутурлина одержали множество побед. (Слайды с российским флотом, военными баталиями (звук палящих пушек)). Именно за это Бутурлин получил титул графа.

- В 1740 году Императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I) пожаловала Бутурлину во владение земли в Воронежской губернии. Так образовалась Графская Слобода. Потом Слободу переименовали в город и назвали по фамилии графа Бутурлиновкой (Слайды с видами старой Бутурлиновки).

- Подаренные земли славились дубовыми лесами. Из этого леса строил Пётр I российские корабли.

- Первыми жителями слободы стали крепостные крестьяне из Малороссии (Украины). Бутурлиновка быстро застраивалась по обе стороны реки Осередь. Для строительства использовали местный материал – лес, камень, мел, песок, глину, которых было здесь в изобилии. Особенно много было мела. А знаете почему?

- Миллионы лет назад на этом месте простирался древний океан. Земля, по которой мы ходим - это дно древнего океана. На нем росли различные водоросли, губки, морские лилии, жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи. Со временем их остатки (панцири, раковины, скелеты) оседали на дно. Из них образовывались отложения своеобразного ила. Так возникли меловые отложения.

- В нашем районе имеется месторождения мела. Там был построен меловой завод, где перерабатывали мел.

Экспериментальная деятельность.

Опыт с мелом

- А где мы используем мел? Мы знаем, что мелом пишут в школе, рисуют на асфальте. Он используется в сельском хозяйстве для удобрения почвы, подкормки животных, в промышленном хозяйстве – для производства цемента и извести, при изготовлении пластмассы, лаков, красок, для получения соды, стекла. Очищенный мел используется для приготовления лекарств, зубной пасты и зубного порошка. (Слайды)

- А как вы думаете, какими свойствами обладает мел?

- Что получится, например, если мел положить в сосуд с водой или уксусом?

Опустить кусочек мела в стакан с водой.

Появились пузырьки.

Вывод: внутри мела есть воздух.


 

Вода стала мутная и белая.

Вывод: мел растворяется в воде.


 

Опустить кусочек мела в стакан с уксусом.

Уксус в стакане начал бурлить.

Вывод: мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. 

- Шли годы, наша Бутурлиновка была известна всей России. Славилась Слобода Бутурлиновская мастерскими по производству и художественной росписи дуг, тарантасов и карет, гончарными изделиями, душистым мёдом из Шиповой дубравы. Основными занятиями населения были кузнечное ремесло, выделка кож, овчин, шитьё тулупов.(Слайды)

- Бутурлиновцы были известны всей России, как искусные сапожных дел мастера.

Бутурлиновские сапожники шили до миллиона пар обуви в год, выполняли крупные заказы для царской армии. Слава о бутурлиновских сапожниках гремела тогда по всей России.

В краеведческом музее нашего города можно увидеть оригинальный макет - сапожник за работой, а также инструмент, которым он пользовался.

- Бутурлиновка всегда славила имя своего основателя. И сегодня жители города хотят увековечить это почётное имя и установить памятник графу Александру Борисовичу Бутурлину.

- Мастерство и трудолюбие Бутурлиновцев отражено и на гербе нашего города.

 Герб города представляет собой геральдический щит. В центре щита изображена русская ладья с парусом, выполненным в форме дубового листа, который является символом Шиповой дубравы, леса, который служил для постройки кораблей. Под ладьей расположена раскрытая белая книга — символ молодежного города. В нижней части щита расположены часть шестерни и колос, символизирующие местную промышленность и сельское хозяйство. Здесь же расположена дата первых поселении в этих местах "1740".

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю самим изготовить герб нашего города.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (музыка)

-Любите свой город, гордитесь им, ведь только тогда он будет красивым и благополучным.

Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.