"История русской письменности"

13
1
Материал опубликован 17 October в группе


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«История русской письменности»

7 класс

 Общая характеристика курса

        Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса направлена на изучение истории русского письма, развитие представлений о письменности как вечно меняющемся явлении. Программа способствует совершенствованию речевой (устной и письменной) культуры обучающихся, дополняет базовую программу и тесно связана с уроками русского языка, а также выходит за рамки школьной программы и готовит обучающихся к олимпиадам. Она развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение самостоятельно формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль и самооценку).

 Курс рассчитан на 34 часа. Его характеризует направленность на достижение результатов освоения курса не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях.

Цель курса: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей школьника через приобщение обучающихся к истории родного языка, духовным истокам русской культуры; развитие интереса к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям; воспитание бережного отношения к родному слову.


Задачи:

1. Познакомить

- с историей образования языка восточных славян и древнерусского языка;

- с историей развития письменности;

- с историей создания славянской азбуки;

- с буквами кириллицы;

- с закономерностями исторического развития системы языка.

2. Научить школьников объяснять изменения в истории слов и словоформ, пользоваться приёмами анализа, сравнения и обобщения данных из разных источников.

3. Закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний.

4. Способствовать развитию аналитических и творческих способностей школьников.

5. Развивать умение обучающихся пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами для поиска нужной информации.

5. Подготовить к решению олимпиадный заданий по теме данного курса.

Формы проведения занятий

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок, анаграмм, криптограмм.

- просмотр и анализ древнерусских текстов;

- просмотр и обсуждение учебных фильмов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Планируемые результаты

Предметные: формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,

овладение целостными представлениями об историческом пути книги, умения изучать, систематизировать информацию из различных источников, умение работать с разными источниками информациями, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Метапредметные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умениями работать с внешкольной информацией.

Личностные: формирование целостного мировоззрения. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, понимание культурного многообразия народов России, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Познавательные:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.


В результате освоения курса

Обучающийся узнает:

- как, кем и когда была создана славянская азбука;

- какие исторические языковые процессы находят отражение в современном языке;

- как знание истории языка помогает в овладении культурой письменной и устной речи.

Обучающийся научится:

- объяснять, как возникла кириллица и как она стала основной азбукой;

- различать по начертанию буквы кириллицы;

- читать буквы кириллицы.

Знать о происхождении церковно-славянского языка и его роли.

Знать историю буквы «ять».

Уметь читать слова с буквой «ять» (в старой орфографии);

- уметь правильно писать слова с полногласием, находить исторические параллели таких слов;

- определять виды исторических чередований в русском языке;

- находить слова с историческими чередованиями;

- записывать слова в фонетической транскрипции.

Обучающийся получит возможность научиться:

- объяснять процессе падения редуцированных и последствиях этого процесса в современном русском языке;

- объяснять написание слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных;

- находить фонетические приметы старославянских слов;

- находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

- находить предметы старославянских и исконно русских по происхождению слов;


Тематическое планирование


Тема

К-во часов

1

Введение. Откуда есть пошла славянская письменность?

1

2

Застывшие письмена. Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

3

Первоучители словенские 

1

4

Славянская азбука

1

5

Буквы кириллицы


6

Буквы кириллицы

1         

7

История буквы «ять»                      

1

8

Практикум по работе с кириллицей

1         

9

Буквы кириллицы в современной фразеологии


10

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка

1

11

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка

1

12

Исторические чередования звуков в русском языке

1

13

Фонетические старославянизмы в русском языке. Теория

1

14

Современные приметы старинных слов. Практика        

1         

15

Полногласие и неполногласие

1

16

Полногласие и неполногласие      

1         

17

Решение лингвистических задач

1         

18

Исторические изменения в составе слова

1

19

К истокам слова. Перевод древнерусских текстов. Практикум.

1

20

Устаревшая лексика. Историзмы

1

21

Устаревшая лексика. Архаизмы

1

22

Анализ стихотворных текстов со старославянизмами

1

23

Историческая грамматика

1

24

Историческая грамматика

1

25

Словообразовательные славянизмы

1

25

Реформы азбуки

1

27

Реформы азбуки

1

28

Подвиг В. И.Даля

1

29

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля

1

30

А. С. Пушкин – основоположник современного русского языка

1

31

Заимствованные слова в русском языке

1

32

Источники происхождения фразеологизмов

1

33

Занимательные задачи по русскому языку

1

34

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!»

1


Всего

34


Список литературы для учителя

1. Зайцева О.Н., Олимпиады по русскому языку. 5 – 9 классы- М.: Издательство «Экзамен», 2013.

2. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому

языку в средней школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М., 1985.

3. Иванова И.Н., Шустрова Л.В. Основы языкознания. М. Издательство «Аз».

4. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М. Издательство ЛКИ, 2010 г.

5.  Казбек – Казиева М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 106 с.

6. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

7. Кунгурова А.Т. Внеклассная работа по русскому языку. Ижевск. Издательство «Удмртия».

8. Лопушанская С.П. Страницы истории русского языка. Кн. для  учащихся 8-11 кл. М. Просвещение, 2007 г.

9. Сухачёв Н.Л. Экскурсы в историю письма: Знак и значение. М. Издательство ЛКИ, 2010

10. Русинов Н.Д. Древнерусский язык. Учебное пособие. М. Книжный дом «Либроком», 2010 г.

11. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М. Красанд, 2010 г.

11. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. - М.: "Аванта +",1998.

Список литературы для учащихся

1. Львова С.И. За страницами школьного учебника. 6 класс. М.1998

2. Львова С.И. За страницами школьного учебника. 7 класс. М.2002

3. Миронова Т.Л. «Необычайное путешествие в Древнюю Русь» М. 1994.

4. Саблина Н.П. Буквица славянская. СПб. 2000.

5. Саблина Н.П. Слова под титлами. СПб. 2001.

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. 

7. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М. 2000.

Интернет-ресурсы

Краткий русско-старославянский словник: https://www.proto-slavic.ru/church-slavonic/rus-dsl.htm

Краткая история славянской азбуки: https://yandex.ru/video/preview/16688295466457678617

Из истории кириллицы: https://gramota.ru/journal/stati/nasledie/iz-istorii-kirillitsy

Культурология.рф: https://kulturologia.ru/blogs/230519/43143

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля:      https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja



Комментарии

Прекрасный курс, Людмила Юрьевна! ::smile28:: Сама бы с удовольствием послушала ::smile9::

1
19 October