Классный час на тему «История ученического дневника» (2–4 классы)
Классный час:
«ИСТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА»
Школьный дневник – живая история,
хранящая память о людях, эпохе, - это
целый мир…
Учитель: Во все времена дневник был одним из обязательных атрибутов школьника. Современные школьные дневники по своей сути больше напоминают записные книжки или ежедневники. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.
Изменение внешнего вида школьного дневника привело к ослаблению отношения к нему как к документу школьника.
В данной работе сделано сравнение дневников двух основных периодов и приведены рекомендации по восстановлению статуса дневника как документа школьника
Цель данного классного часа заключается в том, чтобы изучить и описать историю и особенности школьного дневника и его значение в жизни школьников.
Задачи:
1. Дать определение школьного дневника и описать историю его появления и развития.
2. Сравнить внешний вид и содержание школьных дневников разных лет.
3. Изучить записи в дневниках современных школьников.
4. Провести анкетирование для выяснения ответа на вопрос «Зачем нужен школьный дневник?».
5. Составить рекомендации по ведению школьного дневника.
Форма проведения: смотр-конкурс, беседа, лекция.
Подготовительная работа: предварительная проверка школьных дневников обучающихся 3 «А» класса, подбор и изучение методической и художественной, научной литературы, изготовление реквизита для постановки сценки, изготовление эмблем - наклеек для дневников, изготовление буклетов, организация смотра – конкурса школьных дневников обучающихся «Лучший дневник».
Оборудование: школьные дневники обучающихся, мультимедийное оборудование, реквизит для сценки, раздаточный материал: буклеты, эмблемки - наклейки.
Участники: обучающиеся 3 «А» класса, педагоги, родители.
Этапы проведения:
1)Смотр – конкурс «Лучший Дневник».
Лучшие дневники обучающихся будут выставлены для публичного просмотра. Жюри смотра-конкурса (это могут быть учителя, родители, обучающиеся старших классов) после осмотра каждого представленного дневника, присуждают звание «Лучший Дневник».
2)«Из жизни Школьного Дневника».
На данном классном часе обучающимся представляется информация о том, что такое «школьный дневник», когда впервые появился школьный дневник. А также, обучающимся даются рекомендации по ведению дневника.
Обучающимися класса подготовлены и представлены вниманию обучающихся, родителей и педагогов инсценированная сказка «Случай в царстве Дневника», стихи про школу и оценки, сценка «Жалобы Школьного Дневника».
В завершении мероприятия, обучающиеся, чьи дневники были признаны лучшими, награждаются Грамотами. Обучающимся, которые приняли активное участие в организации и проведении внеклассного мероприятия «История ученического дневника» объявляются благодарности, вручаются памятные призы.
Ход классного часа:
Исполнение песни « Учат в школе»
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить восток и юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире, и про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
1. Организационный момент:
2. Сообщение темы и цели классного часа:
Учитель: - Как Вы, наверное, догадались, наш классный час будет посвящен Школьному Дневнику, а именно жизни Школьного Дневника.
- Сегодня, мы с вами узнаем, что такое Школьный Дневник, для чего он нужен школьнику и как правильно нужно с ним работать. А также, подведем итоги конкурса «Лучший Дневник».
3. Основная часть.
3.1. Словарная работа.
Определение «дневник».
Учитель: - Ребята, а как Вы думаете, что такое Школьный Дневник?
(ответы детей)
Учитель: - В словаре С.И. Ожегова сказано: Дневник – это «ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении».
В Википедии: Школьный Дневник или Дневник Школьника определяется как «основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося.
Учитель: Слово «Дневник» в переводе с французского «journal», буквально означает — «поденный», «ежедневный». Сравнивая, по какому принципу, и каким способом вносятся записи, информация в Школьный Дневник, его, несомненно, можно сравнить с ежедневником. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
3.2.История появления школьного дневника.
Учитель: Школьный Дневник совмещает разные функции. Это не просто личный документ, зеркало ученика, отражающее характер и пристрастия своего владельца. Это предмет, по которому можно проследить историю страны и особенности каждого этапа ее развития. До того, как дневник приобрел современный облик, он претерпел множество изменений.
- Первый Школьный Дневник или «Спутник школы» появился еще в дореволюционной России, на рубежах 19 – 20 веков и принадлежал гимназистам, учащимся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковно-приходских училищ дореволюционной России.
В Петербурге и Москве дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы.
Обложка у дневника была кожаной. Цена дневника – 15 копеек.
Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой. На 1 - 2 страницах изображались гербы и флаги всех государств. На 3 - 4 страницах - «Памятный листок», в котором указывались индивидуальные характеристики ученика: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель. На 5 странице – график дежурства по классу и по молитве. На 6 - 7 страницах – календарь: памятные даты на текущий год.
Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю. Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры. Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты.
Но как важный школьный документ, дневник был введен лишь в 1934 году.
Дневник имел размеры: 17 х 21см. Страницы в нем были изготовлены из чуть пожелтевшей бумаги.
На первой странице дневника указывался перечень предметов и список учителей.
В конце дневника находились указания к его ведению.
На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону».
На протяжении многих лет менялись облик, содержание дневника, но осталось неизменным только одно - предназначение школьного дневника. В школьный дневник, по-прежнему, ученики записывают домашние задания, делают памятки, необходимые записи, а учителя выставляют оценки, записывают замечания и рекомендации для родителей.
В настоящее время, в помощь обычному школьному дневнику, пришел дневник электронный – Дневник. ру.
Дневник. ру – это уникальный Интернет-проект, целью которого является создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогов.
3.3.Инсценированные представления.
СКАЗКА
«Случай в царстве Дневника»
Действующие лица:
Царь Дневник - Юсуф
Секретарь - Эмилия
Закладка - Милана
Единица - Лаура
Двойка - Илона
Тройка - Илина
Четвёрка - Даяна
Пятёрка - Раяна
На сцене стоит трон, на нём сидит Царь, рядом стоит Закладка.
Учитель:
Между небом и землёй,
Посреди земли одной.
Недалече, здесь в лесочке
(Нет на карте этой точки)
Построены когда-то
Царёвые палаты.
В них живёт владыка – царь,
Местной сказки государь.
Дневник (надевает корону):
Называть себя привык
Я по имени Дневник.
Обитает здесь и бабка
По названию Закладка
Это царский секретарь –
Полагается так встарь.
Учитель:
Секретарь-то у него
Сильно братцы, ведь того…
Если что-то не по ней -
Удирайте поскорей.
Сам Дневник её боится,
Если вдруг Закладка злится.
Ну да бог с ней! В этот вечер
С Дневником мы ждали встречи,
Он в портфеле бог и царь,
Наш любезный государь.
Дневник:
Я - Дневник сейчас в печали,
Взвеселишь меня едва ли!
От заботы похудел:
Обыскал весь свой удел –
Пусто! Нету здесь невест!
Даже нет нигде окрест.
Если можно, помогите
И невесту отыщите!
Закладка:
Царь Дневник, уже иду!
Я кручину разведу.
Хошь, сыграю на гармошке?
Не горюй, а спой немножко!
Дневник:
Ты мне здесь не ерунди
И ехидно не гляди.
Пред тобою всё же царь,
А не местный пономарь.
Закладка:
Ты, любезный не серчай,
А кваску испей, давай.
Я на днях нашла газету,
И чего в ней только нету.
Всяких разных поздравлений,
Всяких разных объявлений
В той газете пруд пруди.
Ну-ка Царь Дневник, гляди.
Дневник: А глядеть в какое место?
Закладка:
Вот сюда, здесь о невестах.
Я им письма разослала
И к тебе позазывала
Вот сейчас начнут съезжаться,
Буду с ними я общаться.
Ты гляди на оба глаза.
Кто по нраву - сватай сразу.
Дневник:
Вот денёк, другой промчался,
Кто-то в двери постучался.
Закладка:
Не стесняйтесь, заходите,
Лик Царю свой предъявите.
Единица:
Кто надумал здесь жениться?
Я – невеста Единица.
И стройна, и худа.
Мастерица – хоть куда!
Кто со мною свяжется –
Мало не покажется!
Закладка:
Так влезай скорей на ларь,
Почитай-ка нам букварь.
Единица:
Кара – бура – ляпа - бум,
Таси - маси – ни –бум - бум.
Дневник:
Это что за кавардак?
Что за глупость? Так - растак!
У тебя ума ведь нет!
Брать такую мне не след!
Я же всё- таки государь.
Не какой-то тарабарь.
И тебя прошу я вон –
Так я сильно разозлён!
Единица убегает, снова стук.
Закладка:
Кто там, смело заходите,
Лик царю свой предъявите.
Двойка. Вот и я! Невеста «Два»
Полюбуйтесь какова!
Талия, фигура
И совсем не дура!
Закладка:
Сочини-ка нам стишок,
Чтобы царь послушать мог.
Покажи нам свой талант,
Пусть сверкает как бриллиант.
Двойка:
Что ж стишок не сочинить?
Это ж не урок учить!
Щас я быстро вам срифмую.
Только рифму взять какую?
Без меня ты царь помрёшь!
Лучше Двойки не найдёшь!
Будешь петь мне и плясать,
Всяко-всяко угождать.
Я же буду лишь лениться-
Ведь на то я и царица!
Дневник:
Ты чего мне здесь напела?
До тебя мне нету дела.
Это что ещё за стих?
Убирайся с глаз моих!
Двойка убегает. Стук в дверь.
Закладка:
Кто там? Смело заходите,
Лик царю свой предъявите.
Тройка (вместо «р» она говорит «л»)
Вот и я – невеста «Три»
Что за краля, посмотри!
И кругла я, и румяна –
Никакого нет изъяна!
Закладка:
Нет изъяна с виду, верно.
Только ты лопочешь скверно.
В речи ты поупражняйся,
Во дворе трава. На траве дрова.
(Тройка несколько раз пытается повторить, но путает буквы)
Дневник:
Нет, такая не годится,
Мне не след на ней женится.
Засмеют с такой женой.
Лучше буду холостой.
Тройка, опустив голову, уходит. Стук в дверь.
Закладка:
Ждём вас, ждём вас, проходите.
Лик царю свой предъявите.
Четвёрка:
Здравствуй наш премудрый царь
И добрейший государь.
У меня к тебе известье:
В терему живёт невеста.
Просто диво, как умна.
Да к тому же и скромна.
Нет другой такой в округе.
Мы с ней близкие подруги.
Дневник: Как зовут тебя?
Четвёрка: Четвёрка.
Дневник: А подругу как?
Четвёрка: Пятёрка.
Дневник:
Что ж хорошее известье.
Приводи сюда невесту.
Четверка (возвращается с 5)
Ради милого царя я старалася не зря.
Вот тебе невеста, царь!
Наш достойный государь.
Закладка
Ну-ка, ну-ка посмотрю…
Обращусь я к букварю.
На странице 48
Всё прочти нам, очень просим.
Пятёрка читает букварь.
Дневник:
Выше всяческих похвал!
Я б такую в жёны взял!
Ах, душа моя девица.
Как мечтаю я жениться!
Хорошо как! Браво! Браво!
Царский трон займи по праву!
Ведущий:
Царь недолго размышлял,
В тот же день женатым стал,
В дружбе век они живут
И друг друга берегут.
Дневник:
- Я дневник и тем горжусь,
Что я с детками учусь.
Помогаю вам запомнить,
Все, что нужно записать.
С моей помощью работа
Выполняется на пять.
Я само очарованье,
Это трудное задание!
Чтобы я был так красив,
Нужно тратить много сил!
Нурлан
Опять двойка (по картине Ф.Решетникова "Опять двойка")
Шел из школы ученик,
Нес с оценками дневник.
Там который день подряд
Двойки выстроились в ряд.
Только он не виноват,
Виноват во всем Игнат:
В понедельник он увлёк
Всех на горку и каток!
А во вторник целый день
Так учиться было лень..
После школы чуть прилег,
Вот и вечер на порог...
В среду в школе был диктант,
Нужен там большой талант,
А уж если не учил,
Снова двойку получил!
Ох, у мамы грозный вид,
Наказанием грозит!
Рад мальчишке только пес,
Лижет щёки, лижет нос.
Ибрагим
Про жирную двойку
Горевал Василий Слойкин
И вздыхал: «Вот это да!
В дневнике жирнее двойки
Я не видел никогда!
На странице распласталась,
Нагло выпятив живот.
Будто с радостью питалась
Пирогами целый год.
Словно ела борщ из миски,
Набирая нужный вес,
Или лопала сосиски,
Их, макая, в майонез.
И кругла, и длинновата,
Просто жуть - какой размер!
Ей с четвёрки угловатой
Не мешает взять пример!"
Дисана
Учиться на отлично сложно.
Терпение, прилежный труд
Успех твой сделали возможным,
Они тебя вперед ведут.
Старайся лучшим быть и дальше,
Экзамены сдавай на пять!
Ведь знания не терпят фальши,
И шпоры их не смогут дать!
Алина
Весь год вы усердно трудились
И виден теперь результат
Отличных оценок колонки
Ласкают приятно нам взгляд.
Учиться! Учиться! Учиться!
Лишь так ты пойдёшь далеко!
Пусть будет в учении трудно,
Зато будет в жизни легко!
Элина
Иду я по жизни с пятёркой,
Я в школе училась на пять.
И знания, данные в школе
Сумела на «5» применять.
В профессии — тоже отлично!
Имею Отличника знак.
Стараюсь работать прилично
И по — другому никак!
Айдамир
Год закончен — на отлично!
И по всем предметам «пять»!
Постарался(лась) ты прилично,
Молодец! И так держать!
И с успехом поздравляя,
Мы желаем, чтоб во всём,
Шёл(шла) по жизни побеждая!
Будь и дальше молодцом!
Учитель: - Вы знаете, ребята, у Дневника есть друг, но ему не так повезло, он попал к неаккуратному хозяину. Этот человек не записывает домашние задания, получает двойки и тройки. Да Вы сейчас и сами с ним познакомитесь.
Сценка «Жалобы школьного дневника»
Дневник: - Ох, ах, ох-хо-хо! Как же тяжело мне жить на белом свете! Мучаюсь, страдаю, теряю силы, худею, грязные пятна покрыли мою глянцевую кожу.
Учитель: - Кто Вы такой?
Дневник: - Так вы не знаете? Я - школьный дневник.
Учитель: - Почему же Вам так тяжело?
Дневник: - Потому что у меня очень плохой хозяин. Иногда мне кажется, что я живу не в современном обществе, а в древнем мире и мой хозяин - настоящий рабовладелец, которому совершенно все равно, как я себя чувствую, что переживаю.
Учитель: - А кто Ваш хозяин?
Дневник: - Кто мой хозяин? Мой хозяин - мальчик Петя. Он - обыкновенный школьник. Нет, совсем не обыкновенный, а очень плохой школьник.
Учитель: - Почему?
Дневник: - Да потому, что мальчику Пете абсолютно все равно, как чувствуют себя предметы и люди, которые его окружают. Так не бывает, скажете вы. Нет, очень даже бывает. Вчера, например, он разбирался со своим лучшим другом с моей помощью. Именно мной он бил своего друга по голове за то, что он не дал ему перед уроком списать математику. А позавчера он лихо съезжал на мне с горки, при этом долго думал над тем, развернуть дневник на какой-нибудь странице или съезжать, сидя на обложке.
Учитель: - Ну а почему вы терпите такое отношение к себе?
Дневник: - Нет, я не терплю, я активно сопротивляюсь. Вот вчера, например, я, лег на самом видном месте для того, чтобы родители Пети смогли, наконец, заглянуть в дневник и увидеть то, после чего они всегда пьют валерьянку и корвалол. Но они почему-то не захотели: папа смотрел телевизор, мама Пети что то вязала, и я так и не сумел обратить их внимание на жирную двойку по математике, которую учительница поставила на две клеточки вместо одной. Она ставила эту двойку так, что у меня до сих пор страница болит, терпеть невозможно. А ведь я такой ценный предмет! Только пиши аккуратно, сокращай слова правильно, не забывай записывать нужную информацию и я, как старик Хоттабыч, буду верным помощником и другом человека.
О-хо-хо-хо-хо! Больше терпеть не могу. Я решил, что... пришло время послушать ребят, которые расскажут нам как правильно нужно обращаться с Дневником. Может и мой хозяин услышит эти правила.
3.4Правила ведения Дневника
Алим
Должен каждый ученик
При себе иметь дневник,
Чтоб задания готовить,
Чтобы маму успокоить,
Показав свои пятёрки
И заметки классной дамы.
Динислам
Чтобы вспомнить про уроки,
Про поход и про музей.
Номера все уточнить,
Обзвонив своих друзей.
Чтобы чётко представлять,
На какой урок бежать.
Амин
Вы должны его любить,
Не бросать, не рвать, не мыть.
Заполнять аккуратно
И хорошие отметки
(Лучше чтобы все пятёрки)
Регулярно получать.
Лаура
И суметь не отклониться
От намеченной программы.
Вот такой дневник помощник.
Без него никак нельзя!
И поэтому он рядом должен быть всегда, друзья!
Подведение итогов. Заключение.
Награждение обучающихся.
Учитель: - Спасибо, ребята! Правила действительно поучительные. А сейчас пришло время наградить Грамотами обучающихся за бережное и уважительное отношение к Школьному Дневнику – главному документу школьника.
Вручение Грамот обучающимся класса, чьи дневники признаны «Лучшими Дневниками».
Учитель: - Наше мероприятие подходит к завершению. Я хочу выразить огромную благодарность всем ребятам, участникам, которые приняли активное участие в организации и проведении данного мероприятия. Спасибо Вам!
Вручение благодарностей, памятных призов.
Помните, ребята, в дневнике, как на ладошке, - ваше прилежание, успехи. Можно узнать, аккуратные ли вы, какой у вас почерк, как ведёте себя на уроках, и сделать выводы.
Исполнение песни «Нарядные пятерки»
Для чего мы ходим в школу? Чтобы знанья получать,
Для того, чтоб научиться рисовать, читать, считать.
Буквы, знаки, запятые, цифры правильно писать
И задачки непростые с удовольствием решать.
Припев:
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Узнаём порою сколько разноплановых вестей,
Сотни разных биографий из истории людей.
Изучаем мир животных, мир растений и страны
Все предметы интересны и не зря они даны.
Припев.
Любим в русском изложение, сочинение и диктант,
В математике сложение, в географии закат,
В астрономии планеты, в геометрии круги,
В биологии букетов голубые васильки.
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна