Статья «История успеха. Интернет-сервисы в моей педагогической практике»
Крыс Ольга Анатольевна
История успеха. Интернет-сервисы в моей педагогической практике.
МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»
П. Усть-Уда, olgakrys64@gmail.com
Текст статьи
Когда я начинала свою педагогическую деятельность, то не могла представить себе, что люди будут вести персональные блоги, общаться по скайпу, писать друг другу электронные письма, просматривать видео и фотоинформацию, совершать покупки в Интернет–магазинах, а также работать совместно в сети, находясь в разных уголках земного шара. Однако сейчас это реальность!
В силу своих дидактических свойств, таких как простота использования и доступность, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность Интернет - сервисы способствуют наиболее полному решению проблемы оптимизации организации учебной деятельности. Но для того, чтобы научить обучающихся самостоятельно «добывать» знания, формировать креативное мышление, уверенность в себе и своих способностях, необходимо, чтобы и сами педагоги владели современными технологиями.
Для решения этих проблем на ШМО учителей гуманитарного цикла было принято решение о создании творческих групп «Повышение информационно - коммуникационной компетентности ИПР средствами сервисов сети Интернет», которая объединила преподавателей различных дисциплин: Истории, Русского языка, Литературы, Иностранного языка.
На заседании творческих групп были запланированы такие вопросы как: изучение содержательной и структурной характеристик сервисов сети Интернет; Регистрация и размещение информации на сайтах Педсовет.org http://pedsovet.org/, Учительский портал http://www.uchportal.ru/load/188-1-0-29008,
Ожидаемый результат работы творческих групп – владение педагогами умениями использовать интернет сервисы; умениями размещать свои материалы на любых сайтах; создавать блоги и твитеры, а главное - использовать полученные знания в своей педагогической деятельности.
Интерне т- сервисы в работе учителя- словесника: электронная почта, телеконференции, базы и банки данных, Web- страницы.
Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно – коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
«Интернет - сервисы– это автоматизированная среда получения, обработки, хранения и передачи использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы»( 10)
Интернет – сервисы делятся на две большие группы:
«с избирательной интерактивностью;
с полной интерактивностью»
(Интерактивность - непосредственное взаимодействие пользователя с информационно- вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ)10
Интернет – сервисы с избирательной интерактивностью – все технологии, которые обеспечивают хранение информации в структурированном виде: базы данных банки данных. Они действуют в избирательном интерактивном режиме. Пользователю не разрешается вводить новую информацию. [4 ]
Интернет – сервисы с полной интерактивностью – это технологии, обеспечивающие прямой доступ к большим объёмам информации, хранящейся в базах данных и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью компьютера: электронная почта, телеконференции и т.д. [7 ]
Как уже было сказано, электронная почта (e-mail) – важный информационный ресурс Интернета, самое массовое средство электронных коммуникаций, через неё можно принять или послать сообщения ещё в два десятка компьютерных сетей, часть из которых не имеют on-line- сервиса (прямого подключения к Интернету). [145-146 ]
Технология работы с электронной почтой достаточно проста: пользователь ПК подготавливает сам либо с помощью почтовой программы, либо текстового редактора корреспонденцию, затем вызывает программу отправки почты, которая посылает сообщение на почтовый сервер отправителя. Тот в свою очередь посылает его на почтовый сервер адресата, где специальная программа занимается сортировкой программы, рассылкой её по ящикам конечных пользователей. Почтовые серверы постоянно подключены к Интернету, тогда как компьютеры участников переписки могут устанавливать соединение с ними по мере необходимости. Основой любой почтовой службы является система адресов. E-mail состоит из двух частей: идентификатора пользователя, который записывается перед знаком «@» и доменного адреса машины, который записывается после этого знака.
Как я использую электронную почту в обучении.
Имею почтовые ящики во всех поисковых системах Интернета, один из которых (olgakrys64@gmail.com) использую как средство коммуникации с обучающимися, их родителями, коллегами: этот адрес помещён в разделе «Контакты» на моём собственном сайте:hhh://nsportal.ru/uchitel-russkogo-yazyka-krys-oa
Чтобы общаться с учащимися, в начале учебного года собираю адреса их электронной почты, формирую записи в адресной книге на почтовом сервере и бумажном носителе.
Приведу несколько конкретных примеров использования электронной почты.
При подготовке к научно-практической конференции « Шаг в будущее, Юниор!» - веду переписку с учащимися, выполняющими исследовательские работы, даю рекомендации по темам, обмениваемся планами, заготовками, ссылками на тексты произведений в электронных библиотеках, просматриваем выполненные работы, совместно редактируем..
При подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям различного уровня поступаю так:
- посылаю заявки на конкурсы, олимпиады, конференции, особенно дистанционные через электронную почту сама или даю их адреса в Сети учащимся;
- пересылаю Положения о конкурсах, рекомендации к оформлению работ, примерные вопросы и задания, различные справочные и дидактические материалы;
- получаю черновики или чистовики работ, презентаций для просмотра и редактирования;
-пересылаю и получаю грамоты, свидетельства, сертификаты об участии;
-общаюсь с родителями учащихся по вопросам участия в различных состязаниях, обсуждаю с ними различные проблемы.
С помощью электронной почты общаюсь с коллегами-словесниками, членами РМО учителей русского языка и литературы, которым я руковожу, редакциями журналов и газет, например: «Литература в школе», «Первое сентября. Русский язык в школе», где публикую свои статьи, с руководителями проекта « Инфоурок», с ЦПТ им. К.Д. Ушинского « Новое образование», принимаю участие в работе Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ИПТ им. К.Д. Ушинского, участвую в международных и всероссийских конкурсах: победитель всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства «Урок -2020», призер всероссийского сетевого конкурса «Профессиональный успех-XXI», победитель конкурса Лучший цифровой образовательный ресурс, созданный в рамках проекта «Приангарье. Учителя в сети», Диплом международного конкурса педагогических проектов «Золотой пеликан « Моя педагогическая копилка», принимаю участие в Общероссийском проекте « Школа цифрового века», который позволяет получать журналы « Литература в школе», «Русский язык в школе» и другие в электронном виде», проходить курсовую переподготовку, активно использовать цифровые предметно- методические материалы в рамках проекта. ( Диплом учитель цифрового века2011,2012,2013,2014гг)
Общение по электронной почте помогает организовать внеклассную работу по предмету: Дети принимают активное участие в Международном конкурсе – игра « Еж» по русскому языку, занимают призовые места ( Калусовская Ж – 1 место в России),в Российской олимпиаде « Инфоурок»( 1 место-Константинова Т, Вихарев В). Награждена Грамотами за подготовку детей - победителей. В школе являюсь организатором Международной игры по русскому языку « Русский медвежонок», сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады « Олимпус», литературного конкурса « Пегас», общаюсь с координатором Ресурсного центра п. Усть-Уда по отправке работ учащихся.. Надо сказать, что использование электронной почты - эффективная и вполне доступная образовательная Интернет-технология. Однако она не всегда отличается оперативностью в коммуникации, не всегда позволяет общаться с большим количеством людей на расстоянии, совсем не позволяет видеть и слышать собеседника или собеседников, поэтому использую такую Интернет- технологию, как телеконференции.
«Телеконференции – электронная связь между двумя и более людьми на расстоянии. Можно выделить три основных вида:
1.Аудиотелеконференции. По существу являются телефонными конференциями, поскольку участники связываются посредством телефонной связи с использованием наушников и микрофонов. Целесообразно при небольшом количестве участников (до 10-12 человек). Пример- селекторные совещания.
2.Видеоконференции: соединяют аудио- и видеосредства для обеспечения интерактивной совместной голосовой коммуникации и обмена видеоизображениями. На экран дисплея может быть выведен материал, отснятый с помощью видеокамеры. В учебном процессе используется для проведения лекций, консультация в интерактивном режиме.
3.Компьютерные конференции позволяют нескольким участникам общаться друг с другом через компьютерные терминалы, однако не в режиме реального времени. Они подобны электронной почте, поскольку поступающие сообщения хранятся в компьютере и пользователь может прочитывать их и отвечать на них позже (пример - августовские педсоветы). Компьютерные конференции используются в преподавании учебных курсов, в консультировании» [7 ]
Более современный тип телеконференций - это общение через скайп.
Что такое скайп?
Скайп (или Skype) – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет:
Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с коллегой по работе, так же как и в других программах вида ICQ, QIP или Jabber.
Если у вас есть микрофон и наушники, вы можете дозвониться до друга из соседнего города и просто разговаривать, как-будто вы общаетесь по телефону.
Если у вас есть веб-камера, микрофон и наушники, то вы можете проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, и вы платите не за минуты, а за количество отправленных и полученных мегабайт.
Программа Skype (Скайп) позволяет звонить вашему партнеру на мобильный телефон, стационарный телефон, отправлять смс-сообщения на мобильный телефон. При этом вы не встаете из-за компьютера, выбираете выгодный для вас тариф и платите меньше. С помощью скайпа вы можете дозвониться в любую точку планеты, при этом звонки со Skype на Skype будут совершенно бесплатным.
Общение через программу Skype (Скайп)- ещё одна из Интернет- технологий, которую использую я.
Почему именно Skype?
Это современная, широко распространённая и установленная почти у всех моих учащихся программа на ПК и мобильных устройствах. Программа есть и у меня.
Работать со Skype просто и удобно. Достаточно иметь свой номер скайпа, знать номера своих собеседников - и можно легко общаться. Так что, кроме номеров электронной почты, я собираю и номера скайпов. Также многие учащиеся указывают их на своих страничках в различных социальных сетях.
Как я использую Skype?
Для консультаций при подготовке к контрольным работам, зачётам, собеседованиям, ГИА и ЕГЭ: в режиме видеоконференции общаюсь с детьми, получаю их вопросы и отвечаю на них. Если необходимо, подключаю для пересылки справочных и дидактических материалов электронную почту. Использую материалы сайта fipi.ru. В течение трех лет мои дети сдают ЕГЭ без двоек. Максимальный балл-86.
Для организации групповой работы на семинарах и конференциях: легко связаться со всей группой учащихся, уточнить круг заданий, проконсультировать.
Во внеклассной работе: например, при подготовке проектов, театральных постановок, выступлений на конференциях, конкурсах прослушать в режиме реального времени всех участников, дать им необходимые рекомендации. В 2008 году, при подготовке к «Последнему звонку», используя Skype, мы с ребятами создали замечательный сценарий «"Последний звонок - шаг во взрослую жизнь, писали сцены, прорабатывали мизансцены, слушали и выбирали музыкальное сопровождение, писали тексты песен.
При подготовке к урокам использую следующие образовательные ( цифровые) ресурсы: http://www.uroki.net
http://www. zavuch.info
http://www.intergu.ru
http://www.akademius.narod.ru/vibor-rus.htmil
http://www.festival.1septembr.ru/subjects
http://www.som.fsio.ruu/subject.asp?id=10000192
И ещё об одной Интернет - технологии мне хотелось бы рассказать: о работе с банками и базами данных,Web- страницами.
На самом деле, это, на мой взгляд, одна из самых востребованных Интернет - технологий в современном образовательном пространстве: Интернет - огромное хранилище информации, которой современному человеку необходимо уметь пользоваться.
«Банк данных - организационно-техническая система, представляющая совокупность баз данных пользователей, технических и программных средств формирования и ведения этих баз и коллектива специалистов, обеспечивающих функционирование системы.
База данных - совокупность хранимых в памяти компьютера и специальным образом организованных взаимосвязанных данных, отображающих состояние предметной области»5
Web- страницы. Понятие «Web- страницы» достаточно широкое: оно включает в себя базы и банки данных, материалы сайтов и многое другое. Интернет- технологии работы Web- страницами направлена на обучению поиска информации
Какие виды учебной деятельности использую для работы с базами данных?
Задания на поиск информации.
Найти ответы на поставленные мною вопросы.
В своей практике работы использую такие задания на поиск информации:
-простые задания и упражнения (от учащегося требуется найти правильный признак, по которому информацию можно извлечь из базы данных);
-сложные задания и задачи (учащемуся необходимо собрать информацию «по крупинкам», то есть используя разные признаки доступа в базы данных);
-исследовательские задания или проблемы (в этом случае область поисков считается неограниченной - необходимо использовать различные базы данных, всё, что поможет найти правильный ответ).
-Задача.
1.Кто такая А.А. Ахматова? Чем она знаменита?
-Описательное задание- исследование.
Опишите максимально подробно события и факты, связанные с понятием «серебряный век русской литературы.
-Сравнительное исследование.
Сравните слова «ведьма» и «невеста». Укажите черты сходства и различия между ними.
-Творческая работа.
Соберите сведения о усть-удинских поэтах XX века и напишите:
а) статью;
б) художественное произведение.
При работе с банками или базами данных ,Web- страницами можно также привлекать и технологии работы со Skype, электронной почтой.
В своей практике работы использую такие задания на поиск информации:
-простые задания и упражнения (от учащегося требуется найти правильный признак, по которому информацию можно извлечь из базы данных);
-сложные задания и задачи (учащемуся необходимо собрать информацию «по крупинкам», то есть используя разные признаки доступа в базы данных);
-исследовательские задания или проблемы (в этом случае область поисков считается неограниченной - необходимо использовать различные базы данных, всё, что поможет найти правильный ответ).
Анализ и синтез информации.
Интернет содержит огромное количество информации, разнообразных фактов, событий, примеров. Работая с ними, ученики учатся их структурировать, формировать общие понятия и представления.
Соберите информацию о развитии русской поэзии в годы Великой Отечественной войны. Сформулируйте общие выводы.
Соберите сведения о тропах. Сформулируйте общие выводы.
Обработка и представление информации.
Наладить выпуск электронного бюллетеня по интересующей теме ( «Нобелевские лауреаты по литературе).
В своей работе я так же пользуюсь веб-ресурсами, при помощи которых можно создавать свои онлайн-тесты, презентации и интерактивные упражнения. Целесообразность применения этой технологии обусловлена тем, что не все уже готовые ресурсы веб соответствуют содержанию УМК, который я использую в преподавательской практике.
|
Kahoot - мобильные опросы позволяют создавать опросы, тесты и задания с выбором ответа. Для работы с этими опросами обучающимся предлагаю воспользоваться любыми мобильными устройствам. Есть встроенная система рейтингования обучающихся (обозначает лидера - первым выполнившего задание). Для начала работы необходимо зарегистрироваться. При регистрации можно выбрать для себя роль: Этот сервис удобно использовать в составе аудитории, модерируемый педагогом. Результаты опроса респонденту можно увидеть сразу после голосования на большом экране в аудитории (если в аудитории использовался проектор). |
||
Источник 1. Абалуев Р.Н., Н.Е.Евстифеева, Н.И.Баскакова, Е.Ю.Бойка, О.В.Вязовова, Н.А.Кулешова, Л.Н.Уметский, Г.А.Шешерина «Интернет-технологии в образовании».Учебно- методическое пособие.- Тамбов: издательство ТГГУ, 2002, с.с. 4-5, 7-9. Источник 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под.ред. Е.С.Полат – М.,2000. [ 145]
Источник 3.. Шилина М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников. М.: Просвещение 2005г. Источник 6..Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(www.standart.edu.ru) |
|||
Юлия Станиславовна
Крыс Ольга Анатольевна