Урок на тему «Итальянская культура периода кватроченто (Прогулка по Флоренции)»

5
0
Материал опубликован 22 September 2020

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Рязанский колледж культуры»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКая разработка занятия ПО ДИСЦИПЛИНЕ «история мировой культуры»

 

 

 

 

ТЕМА: «Итальянская культура периода кватроченто

(Прогулка по Флоренции)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала преподаватель

общепрофессиональных и специальных дисциплин

Кайкова С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шацк 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние два года тема итальянского Возрождения звучит особенно актуально. Международное художественное сообщество отмечает выставками и различными памятными мероприятиями 500-летие со дня смерти Леонардо да Винчи (в 2019 г.) и Рафаэля (в 2020 г.). Эпоха Возрождения –это колыбель современной гуманистической цивилизации, а самый яркий этап эпохи – кватроченто, художественной столицей которого стала прекрасная Флоренция.

Форма виртуальной экскурсии, наглядно, в продуманном видеоряде позволяет создать целостный образ города, где работали самые известные мастера своего времени, города, символизирующего целую художественную эпоху.

Современные средства массовой коммуникации представляют огромное поле информации по данной теме (видео- и художественные фильмы, презентации, интернет-сайты), в которых легко потеряться студентам, не имеющим базовых знаний в области художественной культуры. Поэтому при подготовке материала стояла задача отбора и показа самых знаковых артефактов эпохи, создающих обобщающую и запоминающуюся картину флорентийского кватроченто, которая станет основой последующих культурных познаний.

Тип урока – комбинированный, совмещает объяснение нового материала СС повторением пройденного, с методом проектов и мультимедийной презентацией. Четырем обучающимся заранее даны задания подготовить сообщения по четырем блокам: городские достопримечательности, архитектура, скульптура, живопись. Они комментируют эти разделы по ходу урока, дополняя рассказ преподавателя. Преподнесение нового материала в форме увлекательной прогулки по одному из красивейших городов Европы активизирует познавательную деятельность, способствует более яркому впечатлению от искусства и культуры 15 в. и лучшему усвоению нового материала.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема занятия: «Итальянская культура периода кватроченто

(Прогулка по Флоренции)»

Тип занятия: урок-экскурсия

Вид занятия: мультимедиа-урок

Цель: познакомиться с достопримечательностями Флоренции, закрепить полученные знания по разделу «Искусство эпохи Возрожднения».

Задачи:

1. Образовательные: познакомить с наиболее яркими именами мастеров кватроченто и их произведениями, хранящимися во Флоренции, показать характерные черты искусства этого времени на конкретных примерах.

2. Развивающие: способствовать расширению кругозора и формированию художественного вкуса, развивать умение видеть и ценить прекрасное, обогатить словарный запас и заложить основы понимания классического искусства.

3. Воспитательные: развивать умение работать в группе, воспитывать уважительное отношение к культурным достижениям других народов.

 

Время проведения занятия: 90 минут.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация.

 

План урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы и формы проведения. Представление соведущих экскурсии.

2. Виртуальная прогулка по городу.

3. Подведение итогов. Вопросы на закрепление материала.

 

.

Ход занятия:

 

1. Организационный момент. Сообщение темы и формы проведения занятия.

Добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из этапов эпохи Возрождения или Ренессанса. Темой нашего урока будет искусство 15 века, т.е. раннего Возрождения или кватроченто. Для начала вспомним этапы развития эпохи Возрождения (проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение) и основные черты гуманистического мировоззрения, начало которому положила эта эпоха (обращение к человеку как венцу творения, внимание к его творческим и интеллектуальным способностям, переход от средневекового религиозного сознания к светской культуре). Наши знания о раннем Возрождении которым мы подкрепим виртуальной прогулкой по достопримечательностям одного из красивейших городов Италии - Флоренции. Нам в этом помогут эксперты, подготовившие материалы об отдельных видах искусства. В конце занятия будет проведен блиц-опрос, чтобы проверить вашу внимательность и степень усвоения материала.

 

2. Экскурсия по Флоренции

В 15 в. искусство и культура активно развиваются в таких городах, как Пиза, Сиена и Лука, но самым значительным центром была Флоренция, расположенная в одном из самых живописных регионов страны – Тоскане. Именно Флоренцию этого времени называют средоточием не только итальянской, но и всей европейской культуры. С этим городом связано творчество Данте, здесь работали крупнейшие мастера живописи и архитектуры, в работах которых наглядно отразилась эволюция мировоззрения и художественных принципов в периоды Раннего и Высокого Возрождения. Во Флоренции работали Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Флоренция была колыбелью идей гуманизма и Возрождения. Город полностью сохранил свой средневековый облик, его можно назвать музеем под открытым небом.

В 15 в. это был богатый и процветающий город, во главе которого стояло знатное семейство Медичи. Медичи владели банкирским домом и слыли меценатами. Вокруг них группировались поэты, философы, художники и скульпторы. Медичи заказывали художникам и скульпторам росписи и пластическое украшение своих дворцов и семейных усыпальниц. В медицейских садах находилась художественная школа, из которой вышло много талантливых художников.

Наша экскурсия начнется около главной достопримечательности города. Мы с вами знаем, что в средневековый соборный комплекс входили: собор, баптистерий и кампанила. Кафедральный собор (в Италии он называется Duomo) посвящен Деве Марии «с цветком» (Санта Мария дель Фьоре). (илл.) Этот собор – результат творчества многих художников и архитекторов, работавших здесь с 1296 г. В конце 16 в. главный фасад разобрали и только во второй половине 19 в. его восстановили в традиционных готических формах с перспективными, углубленными порталами, треугольными фронтонами, окнами-розетами и скульптурной галереей в верхнем ярусе. Собор эффектно облицован плитами разноцветного мрамора в характерном для Флоренции инкрустационном стиле. Облик традиционной средневековой готической базилики внутри дополняется замечательными скульптурами работы мастеров раннего Возрождения (илл.). В 15 в. собор был увенчан массивным куполом, возвышающимся над городом. Перекрытия такой формы и размеров не знали ни древнеримское, ни готическое зодчество. Это чудо архитектурной конструкции было возведено под руководством Филиппо Брунеллески, выдающегося мастера раннего Возрождения флорентийской школы, основоположника новых черт в архитектуре. Санта Мария дель Фьоре стала своеобразной визитной карточкой Флоренции. Купол собора терракотового оттенка возвышается над средневековыми застройками и виден во всех уголках города.

Баптистерий Сан Джованни. Находящаяся рядом с собором крестильня, возведенная первоначально в 4-5 вв., в 11-13 вв. перестроена в романском стиле и облицована снаружи белым и черным мрамором (илл.). Особенное значение в ее украшении имеют три бронзовые двери, самые интересные из которых – восточные. На десяти панно с необыкновенным мастерством изображены рельефные сцены из Ветхого завета. Микеланджело назвал их «Врата рая» (илл.). Это самое знаменитое произведение 15 в. Автор- скульптор Лоренцо Гиберти. Интересный факт - в начале 19 в. русские мастера сделали их копию и установили на Казанском соборе в Петербурге.

Кампанила Джотто. Колокольню (илл.) начали строить в 14. Известный мастер проторенессанса Джотто руководил строительством, но возвел только нижнюю часть. Кампанила была достроена позже и украшена вверху двухчастными окнами (бифоре) и лоджией с открытой баллюстрадой.

В музее собора находится собрание древнеримских скульптур, статуй, архитектурных фрагментов от фасадов собора и Баптистерия.

Далее мы осмотрим пьяццу Синьории (илл.) - одну из самых красивых площадей Италии. Квадратная по форме, она окружена старинными дворцами и украшена скульптурой. Над всей площадью доминирует Палаццо Веккио (илл.) (в переводе - Старый дворец), построеный в 14 в. Городское палаццо (дворец) - одна из самых характерных форм общественных и жилых построек эпохи Возрождения. Несмотря на средневековый, крепостной, суровый характер внешнего облика внутри дворца находятся залы, богато украшенные живописцами и скульпторами 15века.(илл.). Росписи стен от потолка до пола были основным и очень модным видом украшения дворцовых залов.

Перед палаццо Веккио установлена одна из самых знаменитых работ Микеланджело, точнее, ее копия – мраморный Давид, (илл.) –сосредоточенный, готовый к битве, исполненный силы и чувства собственного достоинства библейский герой. Именно такой Давид стал одним из символов Флоренции и олицетворением гуманистической веры в силы и возможности человека.

На старинном плане мы видим, что город делится на две части рекой Арно. .Понте Веккио (илл.) –самый древний мост города через Арно. Это легкая, изящная конструкцию из трех арок. Сооруженный в середине 14 в., он полностью сохранил свой первоначальный вид. Над конструкцией проходит коридор Вазари (16 в.), соединяющий Палаццо Веккио с Палаццо Питти.

Палаццо Питти – один из самых грандиозных флорентийских дворцов, построенный в конце 15 века и наполненный великолепными произведениями искусства, преимущественно – эпохи Возрождения. Внешне палаццо Питти представляет собой очень характерный тип ренессансного городского дворца –трехъярусный, выложенный из граненых каменных блоков, называемых руст, с большим внутренним двором. Второй этаж палаццо занимает Палатинская галерея, крупнейший художественный музей Флоренции. Отдельный зал галереи выделен под работы прославленного Рафаэля, ранний период творчества которого был связан с Флоренцией.

Рафаэль был представителем уже Высокого Возрождения, но его творчество подводило итог искусства 15 века, воспевавшего красоту человека и окружающего мира. Одна из представленных в музее работ – «Мадонна в кресле» (илл.). В этой работе, как и в других его произведениях, мы видим не образ средневековой отрешенной святости, а изображение прекрасной молодой женщины, матери, нежно прильнувшей к своему младенцу. Очень реалистично выписаны детали одежды девы Марии, голова которой покрыта полосатым платком так. Как это делали итальянские женщины из простонародья. В течение 15 в. развивалось стремление художников к реалистичности изображений, стремление отразить красоту жизни во всех ее проявлениях. И главной темой в искусстве этого времени стал человек с его мыслями, чувствиями, действиями.

Во Флоренции по богатству художественных коллекций только один один музей превосходит Палатинскую галерею. Это - Уффици , одна из самых знаменитых картинных галерей мира (илл.). Здесь в 45 залах представлены произведении разных школ живописи и прежде всего – флорентийская. Это величественное здание, состоящее из трех корпусов, было построено в 16 в. по заказу семейства Медичи и предназначалось для присутственных мест – uffizi, или офисов на современном языке. Отсюда произошло название музея. В 19 в. последняя представительница семьи Медичи в своем завещании оговорила, что художественная коллекция Медичи навсегда останется в городе. После этого здесь был открыт музей. Отдельные залы музея выделены для работ флорентийских мастеров кватроченто: Паоло Учелло, Пьеро дела Франческа, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли. В четырех залах выставлены шедевры утонченного мастерства Боттичелли, вершины искусства кватроченто, в том числе знаменитые «Весна» со сложным аллегорическим сюжетом и «Рождение Венеры»(илл.).

Вся Флоренция – это музей под открытым небом, наполненный прекрасными историческими зданиями и скульптурой. Помимо этого здесь находятся известные во всем мире художественные музеи.

Один из них - Музей Барджелло, где хранится скульптура эпохи Возрождения, а также шедевры прикладного искусства других эпох. Здесь выставлены работы Донателло, в частности одна из его известнейших работ «Давид»(илл.). Этот образ значительно отличается от созданного позже «Давида» Микеланджело. У Донателло библейский герой –юный изящный пастушок. Это первая в эпоху Возрождения скульптура, возрождающая традиции античной пластики с ее канонами красоты и особенностями композиции. Одна из таких особенностей –контрапост: фигура стоит, опираясь на одну ногу, отставив другую, что предполагает определенное расположение центра тяжести и придает фигуре динамичность. Влияние античной скульптуры на сложение классического искусства было очень велико. Именно в это время начинает развиваться собирание и коллекционирование антиков –произведений древнегреческого и древнеримского искусства, и особенно – скульптуры.

Но не только скульптура эпохи кватроченто испытала влияние античного искусства.

Капелла Пацци (илл.)– одно из первых архитектурных сооружений эпохи Возрождения, в котором автор, Филиппо Брунеллески возродил античную грацию, простоту форм и ясность линий. Эта строгая и ясная геометричность архитектурных объемов, разительно отличающаяся от стрельчатых арок и устремленных ввысь форм предшествующей готики, станет характерной особенностью архитектуры Возрождения. Легкое, изящное здание увенчано куполом и украшено легким портиком с шестью коринфскими колоннами.

Монастырь Сан Марко. (илл.) Этот основанный в 12 в. монастырь был обновлен в первой половине 15 в. и также стал одним из первых во Флоренции сооружений, которое получило изящные пропорции, присущие зданиям эпохи Возрождения. Среди других работ талантливых художников 15 в. здесь работал Фра Беато Анжелико. «Благовещение» (илл). Художник был монахом доминиканского ордена. Прозвище «Беато» означает «блаженный», «счастливый». Его фрески необыкновенно светлы и проникнуты религиозным чувством. Его образы (мадонны и ангелы), немного наивные, но удивительно поэтичные, характерны для флорентийской живописи раннего Возрождения.

Творчество Микеланджело, великого мастера уже следующего художественного этапа, высокого Возрождения, неразрывно связано с Флоренцией. Замечательны его работы в церкви Сан Лоренцо (илл.). Эта одна из самых древних в городе церквей была перестроена в 15 в. Брунеллески. Микеланджело работал над западным фасадом (его проект не был реализован) и над оформлением внутреннего убранства. К шедеврам Микеланджело относятся скульптурные композиции в одной из капелл церкви, в капелле Медичи, где надгробия Лоренцо и Джулиано Медичи украшены парными фигурами «Вечер и Утро» и «день и Ночь» (илл.).

Работы Микеланджело начала 16 в. отмечают необыкновенный взлет и одновременно - начало постепенного затихания художественной жизни во Флоренции, уступавшей пальму первенства возрождавшемуся величию Рима.

Невозможно бегло осмотреть все достопримечательности прекрасного города. Нашу экскурсию по Флоренции 15 века мы завершим на площади (пьяцце) Синьории, рядом с палаццо Веккио. На ступенях легкого и изящного строения, Лоджии деи Ланци (илл.), наполненного скульптурами 16-19 веков, нас встречают две статуи льва: один из них античный, найденный в эпоху Возрождения при раскопках, другой –его копия 1598 года. Эти львы считаются геральдическими символами Флоренции.

В заключение можно отметить, что этот город, сохранивший очарование прошлых веков и наполненный художественными богатствами, в 19 веке привлекал многих путешественников и творческих людей, в том числе –из России. Здесь бывали и оставили воспоминания П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, А.Блок, М.А..Кузьмин. Представители богатейшей семьи промышленников Демидовых оставили свой след в истории Флоренции. Они участвовали в восстановлении собора Санта Мария дель Фьоре, пожертвовав на облицовку интерьера чисто русский облицовочный камень –прекрасный уральский малахит.


3. Подведение итогов. Вопросы на закрепление материала.

 

Блиц-опрос по проведенной экскурсии

1. Что ставило в центре мира гуманистическое мировоззрение? (Человека, его мысли, возможности, дела).

2. Какое семейство правило городом в 15 веке и что давало им власть? Семейство Медичи, владели банкирским домом).

3. Как назывался городской дворец? (Палаццо).

4. Какое архитектурное сооружение является символом Флоренции? (Собор Санта Мария дель Фьоре).

5. Назовите имя одного из самых известных архитекторов Флоренции, который создал капеллу Пацци и возвел купол собора Санта Мария дельФьоре. (Филиппо Брунеллески).

6. Мы увидели с вами прославленные произведения эпохи кватроченто: «Давида» Донателло, «Благовещение» фра Беато Анжелико и «Рождение Венеры» Боттичелли. К каким сюжетам обращались мастера этого времени? (к библейским, евангельским, мифологическим).

7. Есть ли разница между терминами «Возрождение» и «Ренессанс». (Это синонимы, обозначающие одну и ту же художественную эпоху).

8. Назовите мастеров высокого Возрождения, которые были связаны с Флоренцией? (Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи).

9. Какой вид коллекционирования сложился в 15 веке? (Коллекционирование произведений античного искусства, собирание антиков).

10. Где кроме Флоренции мы можем увидеть «Врата рая» работы Гиберти? (Копия врат установлена в Казанском соборе С.-Петербурга).

 

 

Список использованной литературы

1. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь.Т.1. Спб .,«Кольна».1995

2. Вся Тоскана. Путеводитель на русском языке. CASA EDITRICE BONECHI. Firenze. 2002.

3. П. Муратов. Образы Италии. М., КоЛибри. 2019

4. Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. М., Азбука. 2016.

5.Самые знаменитые достопримечательности Италии. М., Белый город. 2011

Интернет-источник:

http://www.biancoloto.com/firenze.html

 

 

 

8

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.