Урок по информатике в 10 классе на тему «Информационная культура»
ГБПОУ города Москвы «Спортивно-педагогический колледж»
Департамент спорта и туризма города Москвы
преподаватель информатики и ИКТ: Макеева Елена Сергеевна
Тема занятия «Информационная культура»
Цели: разъяснить определения «информационная культура» и «компьютерная грамотность».
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
все составляющие информационной культуры;
достоинства и недостатки растровой графики;
форматы растровых файлов.
Обучающиеся должны уметь:
использовать нормативную, юридическую литературу, касающуюся информационных ресурсов;
находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет и в СПС;
пользоваться информационными ресурсами;
выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой. вычислять объем растровых изображений;
Программно-дидактическое оснащение:
Угринович, § 6.2, с.169
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация знаний
Что предшествовало развитию информационного общества?
Какие критерии развития информационного общества вы знаете?
С чем связаны информационные революции?
Постановка целей урока
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен овладеть информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Работа по теме урока
Какой человек считается культурным?
Человек, который обладает:
знаниями, умениями, профессиональными навыками;
уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития;
способами и формами взаимного общения людей.
В чем проявляется информационная культура человека?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека.
Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире?
Информационная культура, представляя собой систему, имеет системообразующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется:
в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
в знании правовых и этических норм информационной деятельности человека.
Практическая работа
(Для выполнения заданий класс (группу) следует разделить на три части).
Задание 1. Перечислите минусы в использовании информационных технологий.
Задание 2. Перечислите проблемы, которые могут возникать при постоянном контакте с компьютером (Интернетом).
Задание 3. Как предотвратить Интернет-зависимость?
Подведение итогов урока
(Обучающиеся достаточно высоко оценивают свой уровень информационной культуры. Так как они считают, что наличие у них компьютеров, выхода в Интернет, мобильных телефонов свидетельствует об их высоком уровне информационной культуры. Обучающиеся используют ИКТ в основном для переписки, игр, поиска информации по предметам, написании рефератов, меньше – для общения в чатах.)
Но информационная культура – это не только владение компьютером и умение работать в Интернете, но и использование этих навыков для развития личности, самообразования, познания мира, а не для обмана других людей.
Информационная культура необходима любому современному человеку в нашем обществе, без нее невозможно существование информационного общества, на пути к созданию которого находится Россия.
Информационная культура должна стать частью общей культуры человека, являющейся совокупностью всех форм преобразования деятельности человека и общества и существенной характеристикой жизни общества.
Домашнее задание
Ответить на вопросы анкеты «Ваш уровень информационной культуры», опубликованной в Google - документах.