12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макеева Елена Сергеевна1210
Я, преподаватель информатики и ИКТ, математики, более 18 лет работаю в сфере образования. Большое внимание уделяю подготовке учащихся к выпускным государственным экзаменам. Принимаю активное участие в конкурсах, олимпиадах, курсах повышения квалификации.
Россия, Москва, Москва

ГБПОУ города Москвы «Спортивно-педагогический колледж»

 Департамент спорта и туризма города Москвы

преподаватель информатики и ИКТ: Макеева Елена Сергеевна

Тема занятия «Информационная культура»

Цели: разъяснить определения «информационная культура» и «компьютерная грамотность».

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

все составляющие информационной культуры;

достоинства и недостатки растровой графики;

форматы растровых файлов.

Обучающиеся должны уметь:

использовать нормативную, юридическую литературу, касающуюся информационных ресурсов;

находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет и в СПС;

пользоваться информационными ресурсами;

выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой. вычислять объем растровых изображений;

Программно-дидактическое оснащение:

Угринович, § 6.2, с.169

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация знаний

Что предшествовало развитию информационного общества?

Какие критерии развития информационного общества вы знаете?

С чем связаны информационные революции?

Постановка целей урока

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен овладеть информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Работа по теме урока

Какой человек считается культурным?

Человек, который обладает:

знаниями, умениями, профессиональными навыками;

уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития;

способами и формами взаимного общения людей.

В чем проявляется информационная культура человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека.

Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире?

Информационная культура, представляя собой систему, имеет системообразующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется:

в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работать с различной информацией;

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

в знании правовых и этических норм информационной деятельности человека.

Практическая работа

(Для выполнения заданий класс (группу) следует разделить на три части).

Задание 1. Перечислите минусы в использовании информационных технологий.

Задание 2. Перечислите проблемы, которые могут возникать при постоянном контакте с компьютером (Интернетом).

Задание 3. Как предотвратить Интернет-зависимость?

Подведение итогов урока

(Обучающиеся достаточно высоко оценивают свой уровень информационной культуры. Так как они считают, что наличие у них компьютеров, выхода в Интернет, мобильных телефонов свидетельствует об их высоком уровне информационной культуры. Обучающиеся используют ИКТ в основном для переписки, игр, поиска информации по предметам, написании рефератов, меньше – для общения в чатах.)

Но информационная культура – это не только владение компьютером и умение работать в Интернете, но и использование этих навыков для развития личности, самообразования, познания мира, а не для обмана других людей.

Информационная культура необходима любому современному человеку в нашем обществе, без нее невозможно существование информационного общества, на пути к созданию которого находится Россия.

Информационная культура должна стать частью общей культуры человека, являющейся совокупностью всех форм преобразования деятельности человека и общества и существенной характеристикой жизни общества.

Домашнее задание

Ответить на вопросы анкеты «Ваш уровень информационной культуры», опубликованной в Google - документах.

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.