Итоги работы по реализации ФГОС ОО УО (ИН) в начальной школе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №19 города Ельца»
«Итоги работы по реализации ФГОС ОО УО (ИН) в начальной школе»
Учитель начальный классов:
Поваляева И.Ш.
Здравствуйте, меня зовут Поваляева Ирина Шухратовна. Я педагог первой категории. Опыт работы 3 года.
С 01.09.2016 года вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом от 19.12.2014г. №1599.
Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися, вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизических и других особенностей.
На начало моей работы в этом классе списочный состав класса составлял 12 человек. Из них 6 обучались в классе и 6 индивидуально на дому. Нозологическая составляющая класса очень разнообразна. 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с ДЦП и 3 обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Во втором полугодии обучающихся класса осталось 4, 1 обучающийся был переведен на индивидуальное обучение на дому и 1 обучающийся переведен в другой класс. На конец 4 класса списочный состав класса составлял 13 человек. В сентябре 2019 года двое обучающихся были переведены их других школ и 1 обучающийся был включен в состав класса во втором полугодии.
На начало обучения, обучающиеся не контактировали друг другом, часто проявляли агрессию к одноклассникам. Играли со школьными принадлежностями и бытовыми предметами. Даже на протяжении второго года обучения дети не владели базовыми учебными действиями (вставали во время урока, убегали из кабинета, убегали на улицу, ломали карандаши, пособия). Социально – бытовые навыки находились на крайне низком уровне. Обучающиеся не умели самостоятельно надевать верхнюю одежду, обувь. Требовался постоянный контроль и помощь в принятии пищи и посещении туалета.
Формирование БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
БУД – элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивает становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Базовые учебные действия на конец начальной школы у обучающихся развиты на достаточном уровне.
Личностные учебные действия. Ученики с радостью посещают школу, знают своих одноклассников. Обучающиеся освоили понятия «урок», «перемена». Умеют пользоваться школьными принадлежностями по назначению. Знают местонахождение основных кабинетов и служебных помещений школы. Проявляют самостоятельность в выполняемых заданиях.
Коммуникативные учебные действия.
Обучающиеся вступают в контакт с одноклассниками, помогают друг другу в режимных моментах. Обращаются за помощью к педагогу.
Регулятивные учебные действия. Находятся на стадии формирования и развития. Учащиеся не всегда поднимают руки, выходят из-за парты. Не всегда включаются в коллективные мероприятия класса.
Познавательные учебные действия:
В силу сложностей врожденных дефектов познавательные учебные действия находятся на этапе формирования. Учащимся сложно выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
На конец 4 класса все обучающиеся самостоятельно принимают пищу и посещают туалет. Некоторым все еще необходим контроль. Работа по развитию социально-бытовых навыков и базовых учебных действий основывалась на постоянном контроле со стороны учителя или тьютора, а также строгом соблюдении единого алгоритма действий ежедневно.
Обучающиеся начали контактировать друг с другом. Ходить парами, помогать друг другу. Появилась сплоченность коллектива.
Все обучающиеся овладели навыками работой ножницами. Резать в хаотичном порядке научились все. Двое учеников научились резать по линиям простые фигуры.
Основой работы является практическая направленность обучения, а также социальная адаптация обучающихся. Так, на уроках домоводства, после теоретического изучения темы, следует практическая часть. Наведение порядка, стирка, уборка помещения, мытье посуды, обуви.
Для повышения интереса и мотивации обучающихся я часто использую нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Это и рисование ватными палочками, нитками, губками для мытья посуды, рисование на мокрой бумаге. Изготовление аппликации с помощью ватных дисков, манной крупы.
Для социальной адаптации обучающихся обучающиеся мы ходим на экскурсии в магазины, дети узнают о продуктах, алгоритме действий в магазине. Так же посещаем парки и скверы города. Экскурсиям предшествует длительная теоретическая работа. Отработка навыков в игре, составление списков покупок, рассматривание фотографий магазинов.
Большинство обучающихся способны обратиться за помощью к педагогу. Инициировать контакт с одноклассниками. Одним из наибольших достижений, я считаю развитие эмпатии, сопереживания другим. Обучающиеся научилась жалеть других, успокаивать, и помогать одноклассникам в режимных моментах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей является основой успешной социализации обучающихся.
Все обучающиеся относят себя к своему полу, соотносят себя и одноклассников с фотографиями. Учащиеся оценивают свои поступки как «хорошо», «плохо». Знают, как поступать плохо и как хорошо.
Для сплочения детского коллектива в классе использовались несколько добрых традиций. На дни рождения детей устраивается праздничное мероприятие, сладкий стол, музыкальное сопровождение. Празднование основных праздников, посещение школьных концертов и организация самостоятельных мероприятий.
Предметные результаты.
Язык и речевая практика. Все обучающиеся остались в категории неговорящих.
Двое обучающихся узнают буквы. Александра за время обучения стала произносить отдельные слова, отвечать жестами на вопросы, задавать вопросы (где ключ и т.п.). Письменные работы обучающиеся стараются выполнять самостоятельно. Но помощь необходима. Обучающиеся освоили технику глобального чтения и могут показать знакомые слова.
Мальчики преметную область освоили на минимальном уровне. Некоторые обучающиеся для коммуникации и выражения своих желаний используют жесты. Письменные упражнения выполняют только с помощью наводящей руки.
Предметная область математические представления. Является наиболее сложной областью для детей с умеренной степенью умственной отсталости. Обучающиеся способны показать на карточке цифры от 1-до 5. Операции сложения и вычитания дети освоили на крайне низком уровне.
Предметная область окружающий мир. Обучающиеся класса раличают виды и части растений. Времена суток, природные явления. Особенно любят практические уроки по домоводству. В рамках этих уроков мы совместно с детьми учились ухаживать за вещами (стирать, сушить, складывать), мыть обувь, убираться в классе, а также посещали магазины.
Изобразительная деятельность. Все обучающиеся класса любят уроки по изобразительной деятельности. Стараются работать самостоятельно. Освоили работу ножницами.
Внеурочная деятельность реализовалась в следующих направлениях.
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
Социально-эмоциональное направление | Я познаю мир | Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики | Если скажем слово Родина | Город, в котором мы живем. | |
Спортивно-оздоровительное направление | Азбука пешехода. | Здоровье твое, мое, наше. | Человек и природа | Спорт и я | |
Творческое направление | Очумелые ручки | ||||
Нравственное направление | Играя, развиваюсь | Что такое хорошо и что такое плохо | Культура общения | Этикет или просто хорошие манеры | |
Познавательное направление | Правила Мойдодыра | Огород здоровья | |||
Общекультурное направление | Маленькие сюрпризы | Чем пахнут ремесла | Маленький труд-лучше большого безделья | Маленький чистюля |
Внеурочная деятельность реализовывалась на внеурочных мероприятиях, классных часах.
Одной из основных сложностей с которой я столкнулась в работе – это низкая вовлеченность родителей в учебный и воспитательный процесс своих детей. Родители часто пропускали родительские собрания, не участвовали в школьных мероприятиях, не помогали детям выполнять домашние задания.
Данная проблема решалась совместными мероприятиями, информационными брошюрами, постоянным информированием родителей об успехах и неудачах детей.
На следующих этапах обучения необходимо продолжить работу по сплочению детского коллектива, коллектива родителей, повышать уровень вовлеченности родителей в учебный и воспитательный процесс.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Спицына Любовь Ивановна