Выступление «Практическая реализация требований ФГОС на уроках физической культуры в начальной школе»
Практическая реализация требований ФГОС
на уроках физической культуры в начальной школе.
Алексеев А.Г., учитель физической культуры, МБОУ «Октябрьская СОШ № 1», учитель 1 категории.
ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы, требований к результатам освоения, к структуре и условиям реализации…, это не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. А как эти требования по физической культуре выполняются в нашей школе? На сегодняшний день мы обеспечиваем возможность исполнения требований Стандарта по материально-техническому обеспечению (у нас новый стадион, хороший спортивный зал, имеется необходимый спортинвентарь, закупается новое оборудования, соблюдаются санитарные требования, пожарные нормы и т.п.) и финансированию (осуществляется исходя из обязательств на основе задания учредителя). В части требований к преподаванию: мой уровень квалификации - 1 категория, в ноябре 2014 г прошел курсы по теме «Особенности преподавания физической культуры в условиях введения ФГОС ООО». Предмет физической культуры является образовательной учебной дисциплина и отвечает поставленным целям где:
1) формируем умения самостоятельно составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений;
2) создаются основы для умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки;
3) развиваются личностные качества и здоровый образ жизни;
4) идет организация систематических занятий физической культурой;
5) работаем над расширением опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
Работая в 1-3 классах, я на практике стараюсь реализовать требования ФГОС на урочной и во внеурочной деятельности. Сегодня остановлюсь только на урочной. Основная цель на уроках ФК в начальной школе: развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и формирование потребности в здоровом образе жизни. На основании названной цели поставлены основные задачи:
· создание успешности освоения основных двигательных действий при организации образовательного процесса на уроке физкультуры;
· формирование способов планирования, конструирования комплексов движений для достижения определённого качественного физического состояния;
· формирование способов оценки собственного физического состояния;
· формирование умения контролировать правильность выполнения двигательных действий и самостоятельного оценивания их.
Как выглядит первоклассник на уроке ФК? Он не имеет представления о физическом действии, не понимает ценности физического здоровья, не имеет отчетливого представления о структуре физической деятельности. Информация о развитии здоровья для семилетнего ребёнка носит ритуальный характер (например, утренняя зарядка), никак не связанный с его реальной деятельностью. Следовательно, вести с ним диалог или предметный спор, как необходимое условие учебной деятельности, возможен, если есть хотя бы общее основание для спора. У первоклассника нет достаточного опыта для произвольного использования разновидностей перемещений, выполнения движений. Поэтому первоочередной задачей физкультуры в 1 классе является введения в предмет. Нужно дать возможность первокласснику ощутить основные параметры выполняемых упражнений, как компоненты учебной деятельности (цель, самоконтроль, самооценка), обучить двигательным действиям, дать понятия о здоровье, познакомить с двигательным режимом, научить подсчёту пульса и т.п. Учитывать, что физически младший школьник двигается много. Движение приносит ему радость. Но делает все свои движения непроизвольно. А вот к произвольным длительным физическим нагрузкам он пока не готов, хотя его организм способен к быстрому восстановлению. На уроках я стараюсь проводить достаточно большой объём физической нагрузки, но при этом разбиваю ее на множество краткосрочных нагрузок с небольшими перерывами, во время которых задаю вопросы, связанные с решением учебных задач. Одновременно, учу формулировать проблемы и выдвигать гипотезы. Позже, во 2-3 четверти, стараюсь организовать ситуацию исследования того или иного способа передвижения или выполнения действия, но при этом, чтобы они обговаривали свои действия, пробовали их выполнить и сравнить свои действия с действием других. Они стараются, но непроизвольно выполняют хаотичные движения, не связанные с упражнением. Например, после проведенной игры или эстафеты, задаю вопросы: - Чем отличаются произвольные двигательные действия от непроизвольных? Ответ ожидаю такой, что произвольное движение – это такое, которое имеет цель: быстро добежать, незаметно изменить положение, увернуться от столкновения, не получить травму при падении, преодолеть препятствие, далеко или точно бросить предмет. Следующий вопрос: -А что такое «Действие»? (Ожидается ответ: построение, ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и бег, кувырки, перелезание, перепрыгивание и т.п.). После упражнений с мячами с различной скоростью и выполнением различных заданий, задаю вопрос: Чем отличаются одни движения от других? (они отличаются по силе, быстроте, сложности выполнения, по набору элементов). После кувырков или стойке на лопатках: - Как можно отличить одни движения от других?» (посмотреть, сравнить, прочувствовать самому, послушать и т.п.).
Очень часто на практике рассматриваю бег и прошу детей определить: как быстрее или медленнее можно передвигается с положением головы прямо или наклоненной в сторону? Какие конечности задействованы в беге? Даю задание пробежать с руками, сцепленными за спиной? Удобно? (здесь можно предложить передвижения в беге по любому признаку – быстрые и медленные, прямо или боком, по степени подъёма бедра и т.д. и на данном этапе, ученики осваивают умение классифицировать). В том же беге, за основу классификации беру постановку стопы на опору: с пятки, с носка, на всю стопу, стопы параллельно, стопы с разворотом во вне, с поворотом во внутрь, одна нога ставится с пятки, другая – с носка и т.д. Предлагаю детям самим выбрать способ постановки стопы и пробежать предложенным способом. После этого, задаю вопросы: как лучше и удобнее бежать? Как быстрее? Дети отвечают. В итоге, выбираем наиболее удобный бег. Здесь можно упрекнуть в антипедагогических действиях: обучаю детей неправильным действиям. Не соглашусь: во-первых, в начале своего выступления я сказал, что ФГОС это не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Во-вторых, форма действия зависит от цели действия. (Приведу пример из жизни: если бежать до автобуса по гололедице высоко на стопе, ставя их по одной линии, высоко поднимая колени, то цели мы можем и не достичь. Это в лучшем случае. А в худшем – можем оказаться на больничной койке). В-третьих, создаётся база различных движений, на основе которой формируются ловкость и координация.
Во 2 и 3 классах продолжаю работу, начатую в 1 классе, работаю над техникой элементов, над системой последовательных и взаимосвязанных действий по созданию учеником физического упражнения, по его исполнению и рефлексии, т.е. подвожу к универсальным учебным действиям, проведению простых экспериментов и исследований.
Стараюсь отступать от требований спортивных нормативов (кроме нормативов комплекса ГТО), считаю, что это задача спорта. Вместо нормативов, применяю различные физические упражнения для удовлетворения учениками своих потребностей в движениях. А потребности у них самые разнообразные: для формирования силы (различные «полосы препятствий», подтягивание и «отжимание»), проведения досуга («Веселые старты», игры на природе, в походе), получения острых ощущений (сальто с гимнастического коня), повышения самооценки или повышения социального статуса (сильных, ловких, красивых уважают, а последних ещё и любят) и для здоровья (Гимнастические комплексы и комплексы общеразвивающих упражнений). А для оценки уровня физической подготовленности учащихся (высокий, средний или низкий), предлагаю продемонстрировать физические качества в беге, подтягивании, прыжках в длину и гибкости. Выполнение задачи «быть здоровым, красивым, умеющим выполнять физические действия в соответствии со своими потребностями» зависит от того, желает ли этого сам ученик ее выполнить. А задача учителя – помочь ему решить эту задачу.
Используемая литература:
• Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. – С.18-22.
• Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
• Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
• А.М. Тихонов, Д.Д. Кечкин, О.О. Волосатых, И.П. Голяков. Пособие «Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры», Пермь, 2013
• Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования // www.ed.gov.ru/d/ob.edu/noc/rub/standart/mp/22doc.
• Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев. - http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2004N7/p2-10.htm.