Итоговая диагностическая работа по истории, 5 класс

0
0
Материал опубликован 5 November 2017

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 5 классах

1. Назначение работы

Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 5 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»): работа также составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень на учебный год.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определяются с учётом требований указанных выше документов и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы;

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы

Работа охватывает содержание курса истории Древнего мира.

Общее число заданий - 18.

Работа содержит 17 заданий с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.

5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1) Жизнь первобытных людей; 2) Древний Восток; 3) Древняя Греция; 4) Древний Рим.

Задание 3 посвящено культуре Древнего Востока. Задание 10 нацелено на проверку знаний и фактов истории культуры Древней Греции и Древнего Рима. Задание 11 нацелено на проверку сформированности умений работать с исторической картой, схемой и может быть посвящено истории Древней Греции или Древнего Рима. Задание 12 предполагает работу со стихотворением на исторические темы по древнегреческой или древнеримской истории. Задания 13-18 нацелены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, и могут быть посвящены любому периоду истории Древнего мира.

Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

 

Проверяемые элементы подготовки

Число заданий

Максимальный первичный
балл

Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 28

1

Знание фактов

3

3

10,7%

2

Поиск информации в источнике

3

3

10,7%

3

Знание причин и следствий

2

2

7,15%

4

Знание фактов истории культуры

2

2

7,15%

5

Работа с исторической картой (схемой)

1

1

3,6%

6

Работа со стихотворением на исторические темы

1

1

3,6%

7

Установление последовательности событий

1

1

3,6%

8

Систематизация фактов, понятий (установление соответствия)

1

2

7,15%

9

Работа с иллюстративным материалом и картой (соотнесение объектов)

1

2

7,15%

10

Работа с контурной картой (нанесение объекта на контурную карту)

2

4

14,2%

11

Написание исторического сочинения по опорным словам

1

7

25%

6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К заданиям базового уровня сложности относятся те задания, где учащимся 5 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся все задания 1-12.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. Такими заданиями являются все задания 13-17.

К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 18.

7. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится 60 минут.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого из заданий с выбором ответа (1-12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом (13-17) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте. За правильный ответ на задание 13 ставится 1 балл. За полные правильные ответы на задания 14 и 15 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается 1 баллом; если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания 16 и 17 оцениваются 2 баллами в соответствии со
специальными критериями оценивания.

Задание 18 оценивается 7 баллами в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной
шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0-6

7-13

14-20

21-28

Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы в 5 классах

Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%). П - повышенный (40-60%). В - высокий (менее 40%).

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые виды деятельности

Уровень сложности задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Максимальный балл за задание

1

Жизнь
первобытных людей.
Древний
Восток

Знание фактов

Б

1-2

1

2

Древний
Восток

Поиск информации в
источнике

Б

1-2

1

3

Древний
Восток

Знание фактов истории культуры

Б

1-2

1

4

Древняя
Греция

Знание фактов

Б

1-2

1

5

Древняя
Греция

Поиск информации в
источнике

Б

1-2

1

6

Древняя
Греция

Знание причин и следствий

Б

1-2

1

7

Древний Рим

Знание фактов

Б

1-2

I

8

Древний Рим

Поиск информации в
источнике

Б

1-2

1

9

Древний Рим

Знание причин и следствий

Б

1-2

1

10

Древняя
Греция.
Древний Рим

Знание фактов истории культуры

Б

1-2

1

11

Древняя
Греция.
Древний Рим

Задание на работу с
исторической картой
(схемой)

Б

1-2

 

12

Древняя
Греция.
Древний Рим

Задание па работу со
стихотворением
на исторические
темы

Б

2-3

1

13

История
Древнего
мира

Установление
последовательности событии

П

2-3

1

14

История
Древнего
мира

Систематизация
фактов, понятий
(установление
соответствия)

П

2-3

2

15

История
Древнего
мира

Работа с иллюстративным
материалом и картой

П

2-3

2

16

История
Древнего
мира

Работа с контурной

картой (нанесение объекта на контурную

карту)

П

2-3

2

17

История
Древнего
мира

Работа с контурной

картой (нанесение
объекта на контурную

карту)

П

2-3

2

18

История
Древнего
мира

Историческое
сочинение

В

7-10

7

Всего заданий - 18. из них по уровню сложности: Б - 12, П - 5, В - 1. Общее время выполнения работы - 60 мин. Максимальный первичный балл - 28.

Источник итоговой диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по истории
5 класс

Выполнена: ФИО _________________________ класс _________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 60 минут.

Работа включает в себя: 18 заданий.

Ответы к заданиям 1-12 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 13-15 запишите в виде последовательности цифр в пате ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый.

Задания 16 и 17 предполагают нанесение определённой информации на представленную в работе контурную карту.

Задание 18 требует развернутого ответа.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удастся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

При выполнении задании 1-12 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Из какого материала были сделаны самые первые орудия труда древнего человека?

железо

медь

камень

бронза

Ответ:

2. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о ком идет речь. «Китайская цивилизация - одна из самых древних на нашей планете - зародилась на берегах двух рек: Хуанхэ и Янцзы. Между этими реками располагается Великая Китайская равнина, где первоначально возникли небольшие царства, постоянно воевавшие между собой. В 221 г. до н.э. «воюющие царства» объединил под своей властью правитель, ставший первым властелином единого Китая и провозгласил себя императором. Поскольку император называл себя «Сыном Неба», империя стала называться Поднебесной».

Лао-Цзы

Конфуций

Цинь Шихуан

Ашока

Ответ:

3. Миф об Осирисе и Исиде создали древние

египтяне

вавилоняне

индусы

китайцы

Ответ:

4. Как назывались рабы-земледельцы в древней Спарте, происходившие из покоренного спартанцами населения Лаконии и Мессении и считавшиеся собственностью всего спартанского государства?

демос

илоты

колоны

архонты

Ответ:

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите государственного деятеля, о котором
идет речь.
«Родился в семье аристократов. Жители полиса 15 раз переизбирали его первым стратегом. В это время впервые стали оплачиваться некоторые государственные должности, чтобы бедняки тоже могли участвовать в управлении государством. Много денег из государственной казны тратилось на строительство храмов, например Парфенона. При этом стратеге Афины достигли наивысшего могущества».

Фемистокл

Демосфен

Перикл

Сократ

Ответ:

6. Что из перечисленного было причиной гибели Критского царства?

нашествие персидских войск

вторжение дорийских племён

природная катастрофа

Великое переселение народов

Ответ:

7. Укажите год основания Рима.

776 г. до н.э.

753 г. до н.э.

594 г. до н.э.

509 г. до н.э.

Ответ:

8. Прочтите отрывок из источника и укажите век, когда произошли события, о которых идёт
речь.
«...Что же касается до времени, когда Цезарь вел ни войны и ходил в походы, подчинившие Галлию, то здесь он как бы начал иную жизнь, вступив на путь новых деяний. Он выказал себя не уступающим никому из величайших, удивительнейших полководцев и военных деятелей... Ибо за те неполные десять лет, в течение которых он вёл войну в Галлии, он взял штурмом более восьмисот городов, покорил триста племён,
сражался с тремя миллионами людей, из которых один миллион уничтожил во время битв и столько же захватил в плен».

III в. до н.э.

I в. до н.э.

II в. н.э.

IV в. н.э.

Ответ:

9. Укажите одно из последствий реформ Тиберия и Гая Гракхов.

начало периода гражданских войн в Риме

обогащение всего римского крестьянства

уравнение в правах патрициев и плебеев

уменьшение численности римского войска

Ответ:

10. Укажите произведение(-я) культуры, созданное(-ые) Фидием.

комедии «Птицы» и «Лягушки»

статуя Афины в Парфеноне и Зевса в Олимпии

трагедии «Антигона» и «Царь Эдип»

трактат «Десять книг об архитектуре»

Ответ:

11. Рассмотрите схему и выполните задания.

Укажите год, когда произошли события, обозначенные на схеме.

490 г. до н.э.

323 г. до н.э.

216 г. до н.э.

146 г. до н.э.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из стихотворения и укажите его автора.

«Наша страна не погибнет вовеки по вате Зевса
И по решенью других присноблаженных богов.
Ибо хранитель такой, как благая Афина-Паллада.
Гордая грозный отцом, длани простерла над ней.
Но уступая корысти, объятые силой безумья.
Граждане сами не прочь город великий сгубить.
Кривдой полны и владыки народа, и им уготован
Жребий - снести много бед за своеволье свое».

Нерон

Вергилий

Солон

Гораций

Ответ:

Ответом к заданиям 13-15 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

разрушение Коринфа и Карфагена римским войском

начало завоевательных походов Александра Македонского

разделение Римской империи на Западную и Восточную

Ответ:

14. Установите соответствие между историческими личностями и событиями, в которых они принимали участие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЛИЧНОСТИ

СОБЫТИЕ

А) Одиссей

Б) царь Леонид

В) Мильтиад

1) Саламинское сражение

2) Троянская война

3) Фермопильское сражение

4) Марафонский бой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

     
Ответ:

 

Рассмотрите карту, иллюстрации и выполните задание 15.

15. Установите соответствие между рядами иллюстрации, на которых представлены памятники культуры и обозначенными цифрами на карте территориями, где эти памятники были созданы: к каждому ряду иллюстраций, обозначенному буквой, подберите соответствующую цифру на карте.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

     
Ответ:

 

Рассмотрите контурную карту и выполните задания 16 и 17.

16. Обозначьте на контурной карте реки Нил и Инд (подпишите названия в соответствующих местах).

17. Обозначьте (заштрихуйте) на контурной карте территорию, которую принято называть Двуречьем или Междуречьем.

Для записи ответов на задание 18 используйте специальное поле после задания.

Прочтите приведенный ниже список.

республика

Цезарь

мыс Акции

Октавиан

Римская империя

Антоний

Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведенного списка. При написании сочинении продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу).

Ответы к заданиям

Ответ

1

1

2

3

3

1

4

2

5

3

6

1

7

2

8

2

9

1

10

2

11

3

12

3

13

213

14

234

15

123

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

16. Обозначьте на контурной карте реки Нил и Инд (подпишите названия в соответствующих
местах).

Указания по оцениванию

Баллы

Правильно обозначены реки Нил и Инд

2

Правильно обозначена только одна любая река

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

17. Обозначьте (заштрихуйте) на контурной карте территорию, которую принято называть Двуречьем или Междуречьем.

Указания по оцениванию

Баллы

Правильно обозначена территория Двуречья (Междуречья) (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью)

2

При выполнении задания была(-и) допущена(-ы) негрубая(-ые) ошибка(-и), но выполнение задания свидетельствует о наличии у учащегося знания / понимания рассматриваемой исторической ситуации

1

При выполнении задания была(-и) допущена(-ы) грубая(-ые) ошибка(-и), и выполнение задания свидетельствует об отсутствии у учащегося знания / понимания рассматриваемой исторической ситуации или задание не выполнено

0

Максимальный балл

2

18. Прочтите приведенный ниже список.

республика

Цезарь

мыс Акции

Октавиан

Римская империя

Антоний

Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведенного списка. При написании сочинении продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу). Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий K1 является определяющим. Если приведенные учащимся факты свидетельствуют о том, что он неправильно определил эпоху (период, событие, явление, процесс), которой должно быть посвящено сочинение, иди факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают содержание и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса), то по критерию K1 выставляется 0 баллов и сочинение дальше не проверяется. Но остальным критериям (К2, КЗ, К4) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Одно из возможных исторических сочинений

После гибели Цезаря в Риме снова началась борьба за власть. Разгромив сторонников республики. Антоний и Октавиан некоторое время правили вдвоем: Октавиан управлял Римом и Италией, Антоний отправился в Египет, где женился на Клеопатре. Но непримиримые разногласия между Антонием и Октавианом привели к новому витку гражданской войны. У западных берегов Греции при мысе Акций в 31 г. до н.э. произошло морское сражение, в результате которого римский флот одержал победу, и войска Октавнана победно вступили в Египет, превратив его в римскую провинцию. Победоносно вернувшемуся в Рим Октавиану сенаторы даровали титул Августа, что означало «священный», «возвеличенный». Не отменяя правительственные учреждения республики. Октавиан Август сосредоточил в своих руках власть над ними, стал также главнокомандующим всех военных сил государства и впервые получил пожизненный титул императора. Так было установлено единовластие Октавнана Августа. С тех времён императорами стали называться все правители Римского государства. А территория, на которую распространялась власть Рима, получила наименование Римская империя.

 

Критерии оценивания

Баллы

K1

Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка

1

 

Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка

1

 

Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка.

ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают смысл ответа и/или не свидетельствуют о знании /понимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса)

0

К2

Использование элементов из списка

3

 

Корректно использованы все элементы из приведённого списка

3

 

Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (один элемент не использован или использован некорректно)

2

 

Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно)

1

 

Корректно использованы только один-два элемента из приведённого списка.

ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно.
ИЛИ Элементы из списка не использованы

0

КЗ

Отсутствие фактических ошибок (Оценивание по критерию КЗ производится только в случае, если по критериям KI-K2 выставлено не менее 2 баллов).

2

 

Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются)

2

 

Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла

1

 

Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла

0

К4

Форма изложения

1

 

Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

1

 

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

0

Максимальный балл

7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.