Итоговая диагностическая работа по истории, 8 класс

1
0
Материал опубликован 5 November 2017

 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 8 классах

1. Назначение работы

Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), работа также составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует Концепции нового учебно­-методического комплекса по отечественной истории. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определяются с учётом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы;

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой диагностической работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и по истории зарубежных стран, изучаемой в курсе истории Новой истории.

4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы

Работа охватывает содержание курса истории России 1801-1894 гг. и курса Новой истории зарубежных стран (XIX в.)

Общее число заданий - 18.

Работа содержит 17 заданий с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.

5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Задания 1-12 условно разделены на тематические блоки: 1) Новое время (всеобщая история) XIX в.; 2) Россия в 1801-1855 гг.; 3) Россия в 1855-1894 гг.

Задания 1-12 нацелены преимущественно на проверку знаний по истории.

Задание 4 и 11 нацелены на проверку знаний фактов истории культуры.

Задание 12 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом.

Задания 13-18 направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти заданий посвящены истории России 1801-1894 гг.

Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

 

Проверяемые элементы подготовки

Число

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент максимально­го первичного балла за всю работу, равного - 24

1

Знание фактов

3

3

12,5%

2

Поиск информации в источнике

3

3

12,5%

3

Знание причин и следствий

3

3

12,5%

4

Знание фактов истории культуры

2

2

8,3%

5

Установление последовательности событий, явлений, процессов

1

1

4,2%

6

Работа с исторической картой (схемой)

2

2

8,3%

7

Работа с иллюстративным материалом

1

1

4,2%

8

Систематизация исторической информации (анализ структуры исторического текста)

1

1

4,2%

         

9

Систематизация исторической информации (восстановление последовательности предложений в тексте)

1

1

4,2%

10

Составление исторического текста на основе опорных слов

1

7

29,1%

6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 8 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1-12.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 13 - 17.

К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся вы­полняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы дей­ствий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 18.

7. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится до 55 минут.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение с выбором ответа (1-12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом (13-17) считается выполненным верно, если верно указаны последовательность цифр, слово (словосочетание).

Задание 18 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0-6

7-12

13-18

19-24

9. Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы в 8 классах

Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%), П- повышенный (40-60%), В - высокий (менее 40%).

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые виды деятельности

Уровень

сложности

задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

Максимальный балл за задание

1

Новое время (всеобщая история), XIX в.

Знание фактов

Б

1

1

2

Новое время (всеобщая история), XIX в.

Знание причин и следствий

Б

1

1

3

Новое время (всеобщая история), XIX в.

Поиск информации в источнике

Б

1

1

4

Новое время (всеобщая история), XIX в.

Знание фактов истории культуры

Б

1

1

5

Россия в 1801-1855 гг.

Знание фактов

Б

1

1

6

Россия в 1801-1855 гг.

Знание причин и следствий

Б

1

1

7

Россия в 1801-1855 гг.

Поиск информации в источнике

Б

1

1

8

Россия в 1855-1894 гг.

Знание фактов

Б

1

1

9

Россия в 1855-1894 гг.

Знание причин и следствий

Б

1

1

10

Россия в 1855-1894 гг.

Поиск информации в источнике

Б

1

1

11

Россия в 1801-1894 гг.

Знание фактов истории культуры

Б

1

1

12

Россия в 1801-1894 гг.

Работа с иллюстративным

материалом

Б

1

1

13

Россия в 1801-1894 гг.

Установление последовательности событий, явлений, процессов

П

2-3

1

14

Россия в 1801-1894 гг.

Работа с исторической картой (схемой)

П

2-3

1

15

Россия в 1801-1894 гг.

Работа с исторической картой (схемой)

П

2-3

1

16

Россия в 1801-1894 гг.

Систематизация исторической информации (анализ структуры

исторического текста)

П

3-5

1

17

Россия в 1801-1894 гг.

Систематизация исторической

Информации (восстановление

Последовательности предложений в тексте)

П

5-7

1

18

Россия в 1801-1894 гг.

Составление исторического текста на основе опорных слов

В

20

7

Всего заданий - 17, из них по уровню сложности: Б - 10, П - 6, В-1. Общее время выполнения работы - 50-55 мин. Максимальный первичный балл - 24.

Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по истории 8 класс

Выполнена: ФИО __________________________ класс __________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 55 минут. Работа включает в себя 18 заданий.

Ответы к заданиям 1-12 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 13-17 запишите в виде последовательности цифр или слова (сочетания слов) в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом

новый.

Задание 18 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

При выполнении заданий 1-12 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Укажите одно из требований, выдвигаемых чартистами.

введение в Англии двухпартийной системы

создание парламента в Англии

предоставление избирательного права всем мужчинам старше 21 года

создание работных домов

Ответ:

2. Что стало одной из причин победы Севера над Югом в Гражданской войне в США?

вмешательство в войну Англии

принятие антитрестовского закона

принятие закона о гомстедах

создание Американской федерации труда

Ответ:

3. Прочтите отрывок из декрета и укажите год, когда этот декрет был издан. «Французская республика. Правительство Французской республики обязуется гарантировать рабочему его существование трудом, оно обязуется обеспечить работу для всех граждан. Оно признаёт за рабочими право объединяться в союзы для пользования законными плодами своего труда. Временное правительство передаёт рабочим принадлежащий им миллион, который будет снят с цивильного листа».

1815 г.

1830 г.

1848 г.

1864 г.

Ответ:

4. Кто из перечисленных деятелей культуры был композитором?

Вальтер Скотт

Жак Луи Давид

Оноре де Бальзак

Джузеппе Верди

Ответ:

5. Какое из перечисленных событий произошло в 1815 г.?

Бородинское сражение

создание Священного союза

начало Заграничного похода русской армии

подписание Тильзитского мира между Россией и Францией

Ответ:

6. Что стало одним из последствий начала в России промышленного переворота?

сокращение ярмарочной торговли

развитие железнодорожного строительства

создание первых мануфактур

сокращение численности наёмных рабочих на предприятиях

Ответ:

7. Прочтите отрывок из дневника и укажите автора этих записей. «Семнадцатого июня началось отступление. От сего числа до назначения меня партизаном я находился при полку; командовал первым батальоном оного, был в сражениях под Миром, Романовым, Дашковкой и во всех аванпостных сшибках, до самой Гжати. Видя себя полезным отечеству не более рядового гусара, я решился просить себе отдельную команду, несмотря на слова, произносимые и превозносимые посредственностью: никуда не проситься и ни от чего не отказываться. Напротив, я всегда уверен был, что в ремесле нашем тот только выполняет долг свой, который переступает за черту свою, не равняется духом, как плечами, в шеренге с товарищами, на всё напрашивается и ни от чего не отказывается».

М.Б. Барклай-де-Толли

А.П. Ермолов

Д.В. Давыдов

П.И. Багратион

Ответ:

8. Что из перечисленного было предпринято в ходе проведения военной реформы в 1874 г.?

создание полков «нового строя»

введение рекрутских наборов

введение всесословной воинской повинности

создание военных поселений

Ответ:

9. Одним из итогов Великих реформ Александра II стало

создание министерств

создание Государственного совета

введение должности земских начальников

создание органов местного самоуправления - земств

Ответ:

10. Прочтите отрывок из дневника современника и укажите год, когда произошли описанные события. «...Вокруг меня все как будто торжествуют и успокоены. - Не менее их радуюсь тому, что Плевна пала. Но что же далее? Разве это конец? Разве не мы сами помогли создать Плевну, прежде чем её взять? Государь возвращается. - Только и речи о восторженной встрече. Разве это в своём роде не признак года, более или менее похвального, но всё-таки года? Разве отсутствовавший 6 месяцев самодержец возвращается триумфатором?»

1855 г.

1864 г.

1877 г.

1892 г.

Ответ:

11. Первую русскую кругосветную морскую экспедицию возглавлял

Г.И. Невельской

И.Ф. Крузенштерн

Ф.Ф. Беллинсгаузен

М.П. Лазарев

Ответ:

12. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите автора данной картины.

И.Е. Репин

И.И. Левитан

И.И. Шишкин

В.Г. Перов

Ответ:

При выполнении заданий с кратким ответом (13-17) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

сражение под Аустерлицем

участие русских войск в подавлении революции в Венгрии

издание манифеста «О незыблемости самодержавия»

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 14 и 15

14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:

15. Укажите название сражения, место которого обозначено цифрой «2».

Ответ:

16. Перед Вами четыре предложения. Два из них являются положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений. Подберите для каждого положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования.

Проведённая реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища.

Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский.

В начале XIX в. в России получила развитие система среднего и начального образования.

 

Номер предложения, содержащего

редложения, соде

ржащего

положение 1

факт 1

 

положение 2

факт 2

       
Ответ:

 

17. Прочтите текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений. (1)Во время взрыва пострадали только охрана и прислуга. (2)Народник С.Н. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. (3)После этой неудачи народовольцы запланировали новый взрыв - на дороге, по которой следовала карета царя от железнодорожного вокзала в Зимний дворец. (4)Взрыв этой столовой намечался на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья. (5)Но в дело вмешался случай: начало обеда перенесли на более позднее время. (6)Зимой 1879-80 г. народовольцы начали подготовку дерзкого покушения на императора - взрыва в Зимнем дворце. (7)Комната столяров, куда доставлялся динамит, находилась под царской столовой.

Напишите правильную последовательность предложений, указав их порядковые номера.

Ответ:

Для записи ответов на задание 18 используйте поле под заданием. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

18. Прочтите приведённый ниже список.

присяга Сената. Синода и Госсовета;

огонь по мятежникам;

С.П. Трубецкой;

законный наследник Константин;

цели выступления;

построение в каре.

Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведённого списка. При написании сочинения продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу).

Ответы к заданиям

задания

Ответ

1

4

2

1

3

3

4

2

5

3

6

3

7

2

8

1

9

2

10

3

11

2

12

4

13

321

14

Севастополь

15

Синопское

16

2431;3124

17

4361572

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

18. Прочтите приведённый ниже список.

присяга Сената. Синода и Госсовета;

огонь по мятежникам;

С.П. Трубецкой;

законный наследник Константин;

цели выступления;

построение в каре.

Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведённого списка. При написании сочинения продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу). Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если приведённые учащимся факты свидетельствуют о том, что он неправильно определил эпоху (период, событие, явление, процесс), которой должно быть посвящено сочинение, или факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают содержание и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса), то по критерию К1 выставляется 0 баллов и сочинение дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ, К4) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Одно из возможных исторических сочинений

Предупреждённый о готовящемся выступлении Николай I провёл присягу Сената, Синода и Госсовета ночью. П. Г. Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая, отказался это сделать. Диктатор С.П. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства. На Сенатскую площадь утром 14 декабря были выведены и построены в каре лишь две роты Московского полка, к середине дня подошли ещё около 1100 моряков Гвардейского флотского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка (всего свыше 3 тыс. человек). Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину. Солдаты, таким образом, выступали не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные войска в столице присягнули Николаю I. Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путём ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой войны 1812 г. генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович пытался убедить рядовых участников выступления в том, что их обманывают. Однако, он был смертельно ранен Каховским. После того как переговоры не удались, Николай приказал принёсшим присягу войскам открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали.

 

Критерии оценивания

Баллы

K1

Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка

1

 

Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию,
явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка

1

 

Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка.

ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают смысл ответа и/или не свидетельствуют о знании / понимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса)

0

К2

Использование элементов из списка

3

 

Корректно использованы все элементы из приведённого списка

3

 

Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (один элемент не использован или использован некорректно)

2

 

Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно)

1

 

Корректно использованы только один-два элемента из приведённого списка.

ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно.
ИЛИ Элементы из списка не использованы

0

КЗ

Отсутствие фактических ошибок

(Оценивание по критерию КЗ производится только в случае, если по критериям KI-K2 выставлено не менее 2 баллов).

2

 

Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются)

2

 

Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла

1

 

Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла

0

К4

Форма изложения

1

 

Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

1

 

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

0

Максимальный балл

7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.