Итоговая диагностическая работа по обществознанию, 10 класс
Спецификация диагностических измерительных материалов для проведения диагностической работы
по обществознанию (включая экономику и право) для 10 класса
1. Назначение диагностических измерительных материалов
Диагностические измерительные материалы (далее КИМ) предназначены для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся 10 класса (базовый уровень). КИМ предназначены для диагностики достижения планируемых на момент проведения работы предметных и метапредметных результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание диагностической работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312).
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего о образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 года № 413).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Вариант диагностической работы включает в себя проверяемые элементы содержания учебного предмета обществознание (включая экономику и право) в 10 классе, при этом предлагаются задания базового, повышенного и высокого.
Количество заданий по каждой теме раздела определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по обществознанию.
Вариант диагностической работы (базовый уровень) строится по принципу содержательного дополнения, и обеспечивают диагностику освоения всех включенных в кодификатор содержательных элементов:
1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, ее критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления, естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
При конструировании КИМ учитывается необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: знание и понимание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений, закономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов (1.1 - 1.5) и особенностей социально-гуманитарного познания, а также овладение умениями характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы (2.1.), анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между их существенными чертами и признаками и обществоведческими терминами и понятиями (2.2), объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов (2.3), раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (2.4), осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах: извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам:
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию: различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы (2.5), оценивать действия субъектов социальной жизни (2.6), формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (2.7) и применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (2.9).
4. Характеристика структуры КИМ
Часть 1 включает 12 заданий с кратким ответом, относящиеся к трем группам, предусмотренным спецификацией:
- понятийным заданиям базового уровня (2 задания);
- заданиям базового и повышенного уровней, направленных на проверку сформированности отдельных умений и отражающих традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру; экономика, социальные отношения; политика и право (4 задания);
- контекстные задания повышенного уровня (2 задания).
Часть 2 включает 4 задания с развернутым ответом, содержание которых представляет базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы.
Количество заданий с кратким и развернутым ответами определяется сохранением пропорций распределения заданий в КИМ ЕГЭ по обществознанию и количеством времени, отведенным на проведение диагностической работы.
Итоговая диагностическая работа составлена в одном варианте.
Распределение заданий итоговой работы с учетом максимального первичного балла за выполнение каждого типа заданий дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам
№ |
Тип заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла для заданий каждого типа от максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
1 |
Задания с кратким ответом |
8 |
13 |
54% |
2 |
Задания с развернутым ответом |
4 |
11 |
46% |
Итого: |
12 |
25 |
100% |
5. Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора. В диагностической работе проверяются элементы содержания из раздела курса обществознания: «Человек и общество».
Диагностическая работа разрабатывается исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отраженных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по видам умений и способам действий в зависимости от формы заданий.
Таблица 2. Обращенный план диагностической работы
Обозначение |
Проверяемое |
Проверяемые |
Уровень сложности задания |
Время выполнения задания (мин.) |
Максимальный |
1 |
Человек и общество |
1.1.- 1.8. |
Б |
2 |
1 |
2 |
Человек и общество |
1.1.- 1.8. |
Б |
2 |
1 |
3 |
Человек и общество |
2.1. |
П |
7 |
2 |
4 |
Человек и общество |
2.2. |
Б |
7 |
2 |
5 |
Человек и общество |
2.9. |
П |
7 |
2 |
6 |
Человек и общество |
2.5. |
Б |
7 |
1 |
7 |
Человек и общество |
2.5. |
П |
8 |
2 |
8 |
Человек и общество |
2.5. |
П |
8 |
2 |
9 |
Человек и общество |
2.3., 2.5. |
Б |
8 |
2 |
10 |
Человек и общество |
2.3., 2.4. |
В |
8 |
3 |
11 |
Человек и общество |
2.3., 2.6., 2.7. |
В |
8 |
3 |
12 |
Человек и общество |
2.1. |
В |
8 |
3 |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Таблица 3. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
Уровень сложности |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
Базовый |
5 |
7 |
29% |
Повышенный |
4 |
8 |
33% |
Высокий |
3 |
9 |
38% |
Итого: |
12 |
24 |
100% |
7. Продолжительность диагностической работы
На выполнение итоговой работы отводится 90 минут.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Задания 1-2 и 6 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 3-5 и 7-8 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.
Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале для школ с изучением обществознания на профильном уровне
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Количество баллов, профильный уровень |
0-7 |
8- 15 |
16-20 |
21-24 |
Таблица 5. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале для школ с изучением обществознания на базовом уровне
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Количество баллов, профильный уровень |
0-6 |
7-11 |
12-16 |
17-24 |
Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/
Итоговая диагностическая работа по обществознанию (включая экономику и право) 10 класс
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из двух частей из 12 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение диагностической работы отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Ответом к заданиям Части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задания Части 2 требуют развернутого ответа. Ответ запишите в строках для записи ответа. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ответами к заданиям 1-8 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы
1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) Соответствие знаний действительности, 2) знание, подтвержденное опытом, 3) некое соглашение, конвенция, 4) свойство самосогласованности знаний, 5) свойства истинного знания, 6) полезность полученного знания для практики.
Ответ:
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «прогресс».
1) Социальная реформа; 2) стагнация; 3) социальная революция; 4) общественное развитие; 5) рецессия, 6) модернизация.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
3. Выберите верные суждения о специфических чертах, присущих обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны
Обществу свойственна самодостаточность
Для общества характерна предсказуемость развития
Общество характеризуется статичностью
Обществу присуще такое свойство, как динамичность
В качестве черты общества может быть названо сложноорганизованность
Ответ:
4. Установите соответствие между методами и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) измерение Б) абстрагирование В) наблюдение Г) аналогия Д) математизация |
эмпирическое познание теоретическое познание |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5. При характеристике религиозного мировоззрения были допущены ошибки. Найдите в приведенном ниже списке ошибочные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
тесная связь с мировым культурным наследием
убеждение в возможности достижения поставленных целей
ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
рационально построенный прогноз
обоснование происхождение и содержание этических норм
опора на здравый смысл и опыт поколений
Ответ:
6. Ученые-социологи в стране В. провели опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?». Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
По мнению опрашиваемых, на нравственное воспитание наука оказывает большее воздействие, нежели чем искусство
Искусство остается малодоступно широкому кругу граждан
В обществе преобладает стремление объяснить все явления жизни с научной точки зрения.
Моральные нормы в большей степени влияют на членов общества обществе, так как они опираются на жизненный опыт людей, представления о добре и зле.
Оценки событий и явлений, с точки зрения прекрасного и безобразного, важнее для опрашиваемых, нежели чем, оценки с точки зрения добра и зла
Ответ:
7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Реформа — это определённая степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы. (Б) По мнению большинства исследователей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (В) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (Г) Однако, степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй. (Д) В Российской Федерации была проведена реформа выборов глав субъектов федерации.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Прочитайте текст и выполните задания 9-12.
Фундаментальная связь между человеком и свободой чрезвычайно показательно отображена в библейском мифе об изгнании из рая. Миф отождествляет начало человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает греховность этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его следствием. Мужчина и женщина живут в садах Эдема в полной гармонии друг с другом и природой. Там мир и покой, там нет нужды в труде; нет выбора, нет свободы, даже размышления не нужны. Человеку запрещено вкушать от древа познания добра и зла. Он нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с природой, частью которой он являлся, пока не вышел за ее пределы. С точки зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот поступок является, бесспорно, греховным. Однако с точки зрения человека, это - начало человеческой свободы. Нарушив установленный богом порядок, он освободился от принуждения, возвысился от бессознательного предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение запрета, грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще. Согласно мифу, формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа познания. Таким образом, акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления.
Миф говорит и о других последствиях этого первого акта свободы. Разрушается первоначальная гармония между человеком и природой. Бог объявляет войну между мужчиной и женщиной, между человеком и природой. Человек отделился от природы; став «индивидом», он сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком. Он совершил первый акт свободы, и миф подчеркивает страдания, возникшие в результате этого акта.
Эрих Фромм. Бегство от свободы
9. На какое противоречие в оценке поведения библейского человека указывает автор? Какое положение текста содержит характеристику случившегося с человеком, противоположную по смыслу понятию «грехопадение»?
10. Автор считает, что «акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления». Приведите не менее трех примеров исторических связи мышления с проявлением свободы человека.
11. В тексте содержится положение: «Человек отделился от природы; став «индивидом», он [человек] сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком». Имеет ли место аналогичный процесс в жизни каждого человека? Приведите три примера, характеризующие содержание этого процесса.
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов культуры, и одно предложение, раскрывающие особенности художественной культуры.
Система оценивания диагностической работы по обществознанию
Часть 1
Задания 1-2 и 6 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 3-5 и 7-8 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней,
цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
свойства |
5 |
46 |
2 |
25 |
6 |
14 |
3 |
145 |
7 |
32221 |
4 |
12122 |
8 |
275138 |
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
9. На какое противоречие в оценке поведения библейского человека указывает автор? Какое положение текста содержит характеристику случившегося с человеком, противоположную по смыслу понятию «грехопадение»?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указано противоречие в оценке проведения человека: «с точки зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот поступок является, бесспорно, греховным. Однако с точки зрения человека, это - начало человеческой свободы»; 2) приведено положение, содержащее характеристику: «нарушив установленный богом порядок, он освободился от принуждения, возвысился от бессознательного предчеловеческого существования до человеческого». |
|
Указано противоречие, приведена характеристика |
2 |
Указано противоречие ИЛИ Приведена характеристика |
1 |
Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
10. Автор считает, что «акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления». Приведите не менее трех примеров исторических связи мышления с проявлением свободы человека.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры: - в эпоху Реформации протестанты отстаивали свои религиозные взгляды в борьбе с католической церковью; - М.В.Ломоносов, занимавшийся исследованиями в различных областях науки, боролся против невежества, насаждаемого деятелями православной церкви: - декабристы во имя реализации своих проектов переустройства общества подняли восстание; - А.Д. Сахаров пошел на конфликт с властью, отстаивая свои взгляды на свободу человека. Могут быть приведены иные уместные примеры. |
|
Приведено три примера |
3 |
Приведено два примера |
2 |
Приведен один пример |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
11. В тексте содержится положение: «Человек отделился от природы: став «индивидом», он [человек] сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком». Имеет ли место аналогичный процесс в жизни каждого человека? Приведите три положения, характеризующие содержание этого процесса.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: да, в жизни каждого человека происходит аналогичный процесс Ответ может быть приведен в иной формулировке. 2) положения, характеризующие содержание процесса: - становление и развитие человека связано с осознанием им самого себя и своих возможностей; - качества человеческой индивидуальности раскрываются в процессе свободной деятельности; - становление человека связано с осознанием человеком ответственности за свои действия. Могут быть приведены иные уместные положения |
|
Дан правильный ответ, приведены три положения |
3 |
Дан правильный ответ, приведены два положения |
2 |
Дан правильный ответ, приведено одно положение |
1 |
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов культуры, и одно предложение, раскрывающее особенности художественной культуры.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Культура - процесс активной творческой духовной деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия. 2) одно предложение содержащее информацию о критериях выделения типов культуры, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов культуры. 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса раскрывающее особенности художественной культуры, например: Художественная культура - это одна из специализированных сфер духовной культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах. Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности художественной культуры. |
|
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я). содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия |
1 |
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |