Итоговая контрольная работа

2
0
Материал опубликован 30 December 2024 в группе

Вариант 1

Итоговая контрольная работа

1. Прочитайте текст. Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.

(3)Мой сын прямо-таки глотает книги,  — сказала женщина.  — (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.

(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!

(7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт,  — сообщил он.  — (8)Я в прошлом году был первым.

(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.

(10)А вы за сколько минут страницу прочитываете?  — вдруг услышала я голос паренька.

(11)Не заметила... не считала!

(12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!

(13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.

(15)Важное-то я не пропущу,  — ответил он самоуверенно.  — (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.

(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь,  — хотела я сказать ему.  — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.

(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:

Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!

(24)И тут я, наверное, обидела её.

(25)Вы заблуждаетесь,— ответила я.  — (26)Он вовсе не умеет читать.

(По Э. Цюрупе)

2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.

(18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь,  — хотела я сказать ему.  — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»

3. Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

4. Напишите пересказ из 5- 10 предложений.

Система оценивания.

За каждый правильный ответ в 1,2,3 задании ученик получает 2 балла.

Правильные ответы:

Основная мысль текста: Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк.

ИЛИ Умение читать заключается не в быстром «проглатывании» книги, а в понимании прочитанного и скрытого между строк.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

В предложениях представлено рассуждение. Рассуждение  — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.

Ответ: рассуждение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на вопрос, например: Сначала мальчик произвёл на автора впечатление начитанного человека, который интересуется и классикой, и современной литературой.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;

2)  выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень начитанный; длинный список произведений; книгочей.

Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний.

Пересказ логичен. Речевые и фактические ошибки отсутствуют. (2балла). Если логика в пересказе сохранена, но есть речевые и (или) фактические ошибки, то задание оценивается в 1 балл.

6-7 баллов- оценка 5

4-5- баллов-оценка 4

3 балла-оценка 3

Меньше 3-оценка 2













Итоговая контрольная работа для 8 класса

Итоговая контрольная работа

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: чему учит этот текст.

(1)—  (1)Я вам сейчас покажу великих мастеров,  — сказал Пётр Петрович.

(2)Он взял с полки альбом.

—  (3)Попал я с фронта в Ленинград. (4)Нева во льду. (5)Метель метёт. (6)Блокада. (7)Иду я по Неве к Академии художеств. (8)Захожу в вестибюль. (9)Печурка. (10)Сидят люди, греются. (11)Худые, бледные лица. (12)Я говорю:

—  Хочется мне повидать своего учителя Осьмёркина. (13)Я у него до войны учился.

—  (14)Повидать его можно. (15)Только он недавно в Эрмитаж ушёл.

—  (15)Бросьте шутки шутить, какой тут может быть Эрмитаж! (16)Кругом голод и холод.

(17)Мне спокойно отвечают:

—  (18)Он очень любит великих мастеров смотреть. (19)Вы его ещё дого́ните. (20)Он медленно ходит.

(21)Догоняю его. (22)Еле-еле с палочкой идёт мой учитель по широкой набережной. (23)Снег вокруг метёт что есть силы. (24)И шарф его, помню, по ветру трепещет… (25)Вгляделся он в меня и говорит: «Петечка, ты? (26)Очень рад, что я тебя встретил. (27)Мы сейчас с тобой великих мастеров пойдём смотреть…»

(28)Пётр Петрович ходил из угла в угол.

(29)Мы рассматривали альбом с великими мастерами.

(30)Пётр Петрович говорил:

—  Рембрандт! (31)Запомните это имя! (32)Эти руки старухи, целая жизнь человека в этих руках! (33)Такие руки мог написать только Рембрандт! (34)Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас… (35)Рембрандт стар. (36)Но он помнит те времена: толпится знать Амстердама в его мастерской, гогочут и возмущаются: не нравится им, как Рембрандт их изобразил! (37)Художник видел их такими, какие они на самом деле. (38)Скандал! (39)Тычут в картину палками… (40)Он не стал свою картину исправлять, не стал… (41)Вот почему старик Рембрандт улыбается.

(42)Делакруа́! (43)Чистый цвет! (44)Романтика!.. (45)«Охота на льва», «Дерущиеся лошади», «Марокканская фантазия»  — несутся всадники на фоне гор… (46)Лодка в бушующем море… (47)У этого человека было солнце в голове и буря в сердце! (48)Запомните это имя!

(49)Рафаэль! (50)Гениально: линии поют… (51)Благородство, человечность, красота… (52)Кстати, сравните «Мадонну Сикстинскую» вот с этой, другого художника… (53)Всё не то! (54)Не то! (55)В том-то всё и дело… (56)Хотя и тут всё правильно нарисовано… (57)Такие сравнения полезны, они вносят ясность. (58)Ведь всё относительно, но Рафаэль  — вершина, а к вершине нужно стремиться!

(59)Запомните это имя! (60)Тинторе́тто! (61)Удивительно! (62)Потрясающе! (63)Когда Суриков был в Венеции, он там увидел холсты Тинторетто. «(64)Я слышу свист мантий!»  — воскликнул Суриков. (65)Высочайшее мастерство… (66)Всё в холсте словно движется… (67)Всё как будто просто… (68)Кажется, вот возьмёшь кисть  — и сам напишешь точно так же, до того всё кажется просто! (69)Написано сердцем, вот в чём дело! (70)И начинаешь верить, глядя на Тинторетто, что когда-нибудь сам возьмёшь и напишешь вот так, как захочешь… (71)Гений не подавляет. (72)Он вливает в тебя бодрость духа, это удивительно!

(73)Рублёв! (74)Запомните это имя!!!

(75)Пётр Петрович говорил откуда-то из угла комнаты, будто он говорил сам себе. (76)Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо. (77)Картины были замечательные, это верно. (78)Но я не видел, чтобы пели линии. (79)Не видел, чтобы в холсте у Тинторетто что-нибудь двигалось. (80)Не мог я понять, почему один Рембрандт мог написать такие руки! (81)Алька тоже не видел этого. (82)Хотя он повторял: «Да, да!»  — словно он понимал всё. (83)А между тем, думал я, наверное, всё это есть там, в этих картинах. (84)И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… (85)Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. (86)А я не вижу…

—  …(87)При жизни он не был известным, вот что любопытно. (88)Древнерусские мастера даже фамилий не подписали на своих работах. (89)Какое имеет значение в конце концов, кем эта работа сделана? (90)Важно, что она сделана!

(91)Когда мы с Алькой уходили, я вдруг вспомнил, что хотел спросить, что это за малые голландцы, которые оттачивали селёдочные головы… (92)Хотел спросить и не спросил.

 (По В. В. Голявкину) *

 2. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Пётр Петрович поделился с ребятами воспоминаниями о своём учителе, который во время блокады Ленинграда ходил в Эрмитаж любоваться картинами великих мастеров.

2)  В разговоре с учениками Пётр Петрович обращал внимание ребят на художественные открытия великих мастеров.

3)  Знатные люди Амстердама были в восторге от того, как их изобразил на своей картине Рембрандт.

4)  Герой-рассказчик и Алька после рассказа учителя с лёгкостью замечали, как на картинах движутся люди, свистят мантии, поют линии.

5)  Настоящее искусство не подавляет человека, а даёт вдохновение и силы творить.

3. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…

2)  «Я слышу свист мантий!»  — воскликнул Суриков.

3)  Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…

4)  Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.

5)  Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо.

Ответ:



4. Напишите пересказ из 5- 10 предложений.

Система оценивания.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

В трудные времена нужно находить силы на что-то прекрасное…

Пётр Петрович поделился с ребятами воспоминаниями о своём учителе, который во время блокады Ленинграда ходил в Эрмитаж любоваться картинами великих мастеров.

«Я слышу свист мантий!»  — воскликнул Суриков.

Пересказ логичен. Речевые и фактические ошибки отсутствуют. (2балла). Если логика в пересказе сохранена, но есть речевые и (или) фактические ошибки, то задание оценивается в 1 балл.

6-7 баллов- оценка 5

4-5- баллов-оценка 4

3 балла-оценка 3

Меньше 3-оценка 2





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.