Итоговая контрольная работа по биологии 11 класс
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1
Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________
1. Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.
А. приспособленность организма к окружающей среде
Б. геологическое преобразование Земли
В. возникновение новых штаммов вирусов
Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов
Д. возникновение этносов
Е. возникновение письменности
2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:
А) Имеют приспособительный характер
Б) Передаются по наследству
В) Носят случайный характер
Г) Не передаются по наследству
Д) Не затрагивают генотип
Е) Изменяется генотип
3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические
а. Химический состав воды б. Разнообразие планктона в. Наличие в воздухе бактерий г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых д. Засоленность почвы е. Скорость течения воды |
1. Абиотические факторы 2. Биотические факторы |
||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
||
4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции
Организмы |
Направления эволюции |
||||||
А. Страус эму Б. Серая крыса В. Домовая мышь Г. Синезеленые (цианобактерии) Д. Орел беркут Е. Уссурийский тигр |
1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
||
5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.
Признаки: |
Критерии вида: |
||||||
а. тело покрыто мантией б. раковина имеет две створки в.обитает в пресных водоёмах г.кровеносная система незамкнутая д. питается водными микроорганизмами е. личинка развивается в воде |
1) экологический 2) морфологический |
||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
||
6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи
Тля
Паук
Божья коровка
Грач
Черемуха Ответ______________
7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
Человек умелый
Человек прямоходящий
Дриопитек
Неандерталец
Кроманьонец. Ответ______________
8. Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Ламаркизм
Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии». В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).
Перечень терминов:
1) стабилизирующий
2) движущий
3) наследство
4) упражнение
5) прогресс
6) Ламарк
7) Линней
8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. Согласно основным положениям синтетической теории эволюции:
1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость, то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами эволюции являются изменение генофонда популяции и возникновение приспособленности организмов к условиям существования. 3. Направляющий фактор эволюции - естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении наследственных изменений организма. 4. Наименьшая эволюционная единица - вид. 5. Эволюция имеет постепенный и длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции называется макроэволюцией
1.________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________________
10. Верны ли следующие суждения о функциях живого вещества в биосфере?
А. Газовая функция живого вещества свойственна в экосистеме только продуцентам.
Б. Концентрационная функция живого вещества состоит в выделении организмами конечных продуктов жизнедеятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса
Вариант 2
Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________
1. Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:
появление новых сортов растений
появление новых видов в изменившихся условиях
выведение новых пород
формирование новых приспособлений в изменившихся условиях
сохранение старых видов в стабильных условиях
получение новых пород кур
2. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
Ответ запишите цифрами без пробелов.
1. элементарной единицей эволюции является популяция
2. влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков
3. естественный отбор – главная причина видообразования и развития адаптаций
4. материалом для эволюции служит модификационная изменчивость
5. элементарной единицей эволюции является вид
6. материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость
3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.
а) Личинка живет в воде б) Тело уплощено в) По образу жизни – паразит г) Питается тканями хозяина д) Имеет две присоски е) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие |
1) Морфологический 2) Экологический |
|||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
|||
4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений |
Форма борьбы за существование |
|||||||
а) растения одного вида вытесняют друг друга б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий в) семена погибают от сильных заморозков и засухи г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании д) люди, машины вытаптывают молодые растения е) большое количество елей мешают росту сосны |
1) Внутривидовая 2) Межвидовая 3) борьба с неблагоприятными условиями |
|||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
|||
5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции
а) Многообразие видов б) Ограниченный ареал в) Небольшое число видов г) Широкие экологические адаптации д) Широкий ареал е) Уменьшение числа популяции |
1) Биологический прогресс 2) Биологический регресс |
|||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
|||
. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи
Жук жужжелица
Липа
Гусеницы
Сова
Синица. Ответ______________
7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле
Голосеменные
Цветковые
Папоротникообразные
Псилофиты
Водоросли Ответ______________
8. Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дарвинизм
Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).
Перечень терминов
1) свойство
2) фактор
3) совершенство
4) искусственный
5) естественный
6) Ламарк
7) Линней
8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.
1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.
2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.
3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.
4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.
5. Каннибализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
1._________________________________________
2.____________________________________
3.________________________________________
10. Верны ли следующие суждения о живом веществе в биосфере?
А. Живое вещество планеты обеспечивает непрерывный круговорот веществ и преобразование энергии в биосфере.
Б. Живое вещество распределено в биосфере равномерно, за исключением вод Северного Ледовитого океана.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответы
1 вариант |
2 вариант |
||
1 |
Авг |
1 |
245 |
2 |
Бве |
2 |
136 |
3 |
122211 |
3 |
212211 |
4 |
211122 |
4 |
123322 |
5 |
221211 |
5 |
122112 |
6 |
51324 |
6 |
23154 |
7 |
31245 |
7 |
54312 |
8 |
62543 |
8 |
82563 |
9 |
246 |
9 |
125 |
10 |
4 |
10 |
1 |
Всего максимально – 50 баллов
45-50 баллов – отметка 5
38-44 балла – отметка 4
25 -37 баллов – отметка 3
Менее 24 баллов – отметка 2.
Структура и содержание работы
Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 11 класса
Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.
Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
Задание 1,2 – выбор трех правильных ответов (0-3 балла)
Задание 3-5 –соответствие (0-5 баллов)
Задание 6-7 – последовательность(0-5 баллов)
Задание 8 – вписать термины (0-5 баллов)
Задание 9 – исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)
Задание 10 – выбрать один правильный ответ(0-1 балл)
Кодификатор
од раз- дела |
Код контроли- руемого элемента |
Номер вопроса в тесте |
Элементы содержания, проверяемые заданиями работы |
1 |
|
Вид |
|
1.1 |
8 |
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина |
|
1.2 |
3 |
Вид и его критерии |
|
1.3 |
4 |
Популяции. Генетический состав и изменение генофонда популяций |
|
1.4 |
2 |
Борьба за существование ее формы, Естественный отбор и его формы |
|
1.5 |
1 |
Система растений и животных – отображение эволюции |
|
1.6 |
5 |
Главные направления эволюции органического мира |
|
1.7 |
7 |
Анторопогенез |
|
2 |
|
Экосистема |
|
2.1 |
3,9 |
Экологические факторы среды |
|
2.2 |
6 |
Пищевые связи в экосистемах |
|
2.3 |
10 |
Биосфера – глобальная экосистема |
АНАЛИЗ
итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 " "
Ф.И.О. учителя ______________________
Дата проведения: " " _______________ 20 года
Количество обучающихся, выполнявших работу ______,
отсутствовали
Справились с контрольной работой на "5" чел. %
"4" чел. %
"3" чел. %
«2» _ __ чел. %
Не справились с работой чел. %
Кол-во учащихся |
Выполняли работу |
Получили отметку |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Евгений Алексеевич