Итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 класс (профильный уровень)
итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 класс
Вариант 1
Часть 1
К каждому заданию А1-А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков?
1) Карл Линей 2) Жан-Батист Ламарк 3) Чарльз Дарвин 4) А.Н. Четвериков
А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется:
1) Вид 2) Популяция 3) Сорт 4) Колония
А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?
- 1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен белый медведь?
- 1) Морфологическому 2)Генетическому 3) Экологическому 4)Географическому
А5. К статистическим показателям популяции относят:
- 1) Смертность 2) Численность 3) Рождаемость 4) Скорость роста
А6. Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях?
- 1) Мутационная изменчивость 2) Популяционные волны 3) Дрейф генов 4) Изоляция
А7. Как называются периодические и непериодические колебания численности популяции в сторону увеличения или в сторону уменьшения численности особей?
- 1) Волны жизни 2) Дрейф генов 3) Изоляция 4)Естественный отбор
А8. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения:
- 1) Черных тараканов между собой 2) Черных и рыжих тараканов 3) Черных тараканов с ядохимикатами 4) Черных тараканов и черных крыс
А9. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной?
- 1) Конкуренция 2) Паразитизм 3) Нахлебничество 4)Хищничество
А10. Какая форма естественного отбора действует при постепенно изменяющихся условиях окружающей среды?
- 1) Стабилизирующий естественный отбор 2) Движущий естественный отбор
3) Разрывающий естественный отбор 4) Дизруптивный естественный отбор
А11. Биологическая изоляция обусловлена:
- 1) Небольшой численностью видов 2)Невозможностью спаривания и оплодотворения
3) Географическими преградами 4) Комбинативной изменчивостью
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц? 1) Сравнительно-анатомическим 2) Эмбриологическим
3) Палеонтологическим 4) Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации животных:
1) Вид род семейство отряд класс типА14. Какие органы возникают в результате конвергенции?
- 1) Гомологичные 2) Аналогичные 3) Атавистические 4) Рудиментарные
А15. Какое из перечисленных приспособлений не является ароморфозом?
- 1) Возникновение позвоночника у хордовых 2) Возникновение хобота у слона
3) Образование 2-х кругов кровообращения 4) Образование 3-х камерного сердца у земноводных
Часть 2
При выполнение заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести.
При выполнение заданий В3-В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?
1)Появление цветка
2) Образование органов и тканей у растений
3) Появление термофильных бактерий
4) Атрофия корней и листьев у повилики
5) Специализация некоторых растений к определенным опылителям
6) Постоянная температура тела
В2. К эволюционным факторам относят:
1) Дивергенция
2) Наследственная изменчивость
3) Конвергенция
4) Борьба за существование
5) Параллелизм
6) Естественный отбор
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений |
Форма борьбы за существование |
А) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи В) семена погибают в пустынях и Антарктиде Г) растения вытесняют друг друга Д) плоды поедают птицы Е) растения гибнут от бактерий и вирусов |
1) внутривидовая 2) межвидовая 3) борьба с неблагоприятными условиями |
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует
Признак животного |
Направление эволюции |
А) возникновение полового размножения Б) образование у китообразных ластов В) возникновение 4-х камерного сердца Г) возникновение автотрофного способа питания Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики |
1) ароморфоз (арогенез) 2) идиоадаптация (аллогенез) 3) общая дегенерация (катагенез) |
С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?
итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 класс
Вариант 2
Часть 1
К каждому заданию А1-А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Кто является автором первого эволюционного учения?
- 1) Карл Линей 2) Жан-Батист Ламарк 3) Чарльз Дарвин 4) А.Н. Четвериков
А2. Структурной единицей вида является…
- 1) Особь 2) Популяция 3) Колония 4) Стая
А3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их число, размеры, форму?
- 1) Морфологическому 2) Генетическому 3) Экологическому 4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на скалистых местах?
- 1) Географическому 2) Морфологическому 3) Экологическому 4) Этологическому
А5. К динамическим показателям популяции относят:
- 1) Смертность 2) Численность 3) Плотность 4) Структуру
А6. Причиной популяционных волн не является:
- 1) Сезонные колебания температуры 2) Природные катастрофы 3) Агрессивность хищников 4) Мутационная изменчивость
А7. Что препятствует обмену генетической информацией между популяциями?
- 1) Мутационная изменчивость 2) Популяционные волны 3) Дрейф генов 4) Изоляция
А8. Как называется комплекс разнообразных отношений между организмами и факторами неживой и живой природы:
- 1) Естественный отбор 2) Борьба за существование 3) Приспособленность 4) Изменчивость
А9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?
- 1) Межвидовой 2) Внутривидовой 3) С неблагоприятными условиями среды 4) Внутривидовой взаимопомощи
А10. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака?
- 1) Движущий естественный отбор 2) Разрывающий естественный отбор 3) Стабилизирующий естественный отбор 4) Дизруптивный естественный отбор
А11. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию особей?
- 1) Волны жизни 2) Естественный отбор 3) Модификации 4) Изоляция
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся филогенетический ряды?
- 1) Сравнительно-анатомическим 2) Эмбриологическим 3) Палеонтологическим
4) Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации растений:
1) Вид род семейство отряд класс типА14. Какие органы возникают в результате дивергенции?
- 1) Гомологичные 2) Аналогичные 3) Атавистические 4) Рудиментарные
А15. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?
- 1) Возникновение хорды 2) Возникновение ползучего стебля у клубники 3) Образование 2-х кругов кровообращения 4) Утрата органов кровообращения у бычьего цепня
Часть 2.
При выполнение заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести.
При выполнение заданий В3-В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?
1) Сокращение численности видов
2) Расширение ареала вида
3) Возникновение новых популяций, видов
4) Сужение ареала вида
5) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни
6) Увеличение численности видов
В2. Какие особенностииллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?
1) Действует в изменяющихся условиях среды
2) Действует в постоянных условиях среды
3)Сохраняет норму реакции признака
4) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения
5) Контролирует функционирующие органы
6) Приводит к смене нормы реакции
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений |
Форма борьбы за существование |
А) растения одного вида вытесняют друг друга Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий В) семена погибают от сильных заморозков и засухи Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании Д) люди, машины вытаптывают молодые растения Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие |
1) межвидовая 2) внутривидовая 3) борьба с неблагоприятными условиями |
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует
Признак животного |
Направление эволюции |
А) редукция органов зрения у крота Б) наличие присосок у печеночного сосальщика В) возникновение теплокровности Г) возникновение 4-х камерного сердца Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня Е) уплощенное тело камбалы |
1) ароморфоз (арогенез) 2) идиоадаптация (аллогенез) 3) общая дегенерация (катагенез) |
С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?
Матрица ответов
Итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 _____
ФИ _________________________________________________вариант ___________________
Ответы:
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|||
В |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||
Часть С:
_______________________________________________________________________________
Матрица ответов
Итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие 11 ___
ФИ __________________________________________________вариант ___________________
Ответы:
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|||
В |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||
Часть С:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
(I полугодие 2014-2015 учебного года)
Цель проведения: выявить уровень освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 1 полугодия.
Ориентировочное время выполнения контрольной работы -45 минут.
Тема «Основы учения об эволюции» изучается в 11 классе в курсе «Общая биология» и является обширной и довольно сложной темой.
В ходе изучения этого раздела обучающиеся знакомятся с историей эволюционных идей, с работами К.Линнея, учением Ж.Б.Ламарка, эволюционной теорией Ч.Дарвина, изучается роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Учащиеся знакомятся с синтетической теорией эволюции. Изучают популяцию как структурную единицу вида, единицу эволюции; движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником целесообразно применение тестового контроля. В проверку включены умения не только воспроизводить знания, но и применять их для формулирования мировоззренческих выводов и обобщений. Кроме того, тестирование является качественным и объективным способом оценивания знаний обучающихся, оно ставит всех ребят в равные условия, исключая субъективизм учителя.
Задачи тестирования: проверить знания истории эволюционных идей, научных заслуг К.Линнея и Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; систематизировать знания о виде, популяции, движущих силах эволюции и её результатах; проверить понимание учащимися макроэволюции и видообразования, главных направлений эволюции органического мира.
Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 2 балла.
Задание части С включает задание со свободным ответом. За верное выполнение задания выставляется 3 балла.
Структура работы:
1) По содержанию работа включает следующие блоки:
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
Вид и его критерии
Популяции
Генетический состав и изменение генофонда популяций
Борьба за существование ее формы
Естественный отбор и его формы
Изолирующие механизмы. Видообразование
Макроэволюция и ее доказательства
Система растений и животных – отображение эволюции
Главные направления эволюции органического мира
2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом, повышенном и высоком уровнях.
3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного варианта ответа, открытого типа с кратким ответом, открытого типа с полным развернутым ответом.
Ответы на задания:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А1 – 2 А2 – 2 А3 – 1 А4 – 3 А5 – 2 А6 – 3 А7 – 1 А8 – 1 А9 – 1 А10 – 2 А11 – 2 А12 –2 А13 – 1 А14 – 2 А15 – 2 |
А1 – 2 А2 – 2 А3 – 2 А4 – 3 А5 – 1 А6 – 4 А7 – 4 А8 – 2 А9 – 2 А10 – 3 А11 – 4 А12 – 3 А13 – 3 А14 – 1 А15 – 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В1 – 1, 2, 6 В2 – 2, 4, 6 В3 –
В4 -
|
В1 – 2, 3, 6 В2 – 2, 3, 5 В3 –
В4 -
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С1 :1)Стабилизирующий отбор Наблюдается в относительно постоянных условиях окружающей среды Сохраняет мутации, ведущие к меньшей изменчивости средней величины признака, т.е. среднее значение признака сохраняется, а особи с минимальным и максимальным значением признака погибают. |
С1 : 1) Движущий отбор 2) Наблюдается при изменении условий окружающей среды 3) Сохраняет мутации, ведущие к другим крайним проявлениям величины признака (или в сторону усиления или в сторону ослабления), т.е возникает новое среднее значение признака. |
Система оценивания выполненной тестовой работы (шкала перевода в оценку):
Максимальное количество баллов за работу- 26
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 35 % от общего числа баллов
Оценка «3» - если набрано от 36% до 64% баллов
Оценка «4» - если ученик набрал от 65% до 84% баллов
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 85% баллов
Оценка «2» |
Оценка «3» |
Оценка «4» |
Оценка «5» |
Менее 8 баллов |
От 9 до 15 баллов |
От 16 до 21 балла |
От 22 до 26 баллов |
АНАЛИЗ
итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе (I полугодие 201__-201__ учебного года)
Класс 11 " "
Ф.И.О. учителя ______________________
Дата проведения: " " декабря 20 года
Количество обучающихся, выполнявших работу ______,
отсутствовал
Справились с контрольной работой на "5" чел. %
"4" чел. %
"3" чел. %
«2» _ __ чел. %
Не справились с работой чел. %
Кол-во учащихся |
Выполняли работу |
Получили отметку |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Таблица учета индивидуальных результатов выполнения
итоговой контрольной работы по биологии в 11 классе (I полугодие 201___-201___ учебного года)
№ |
ФИ ученика |
Полностью выполнили задания |
Итого баллов из 26 возможных |
Отметка |
||||
часть А |
часть В |
часть С |
||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Итого: |
Элементы содержания.
№ задания |
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Количество правильных ответов |
Количество ошибок |
Нет ответа (количество) |
|
Часть А |
||||||
1 |
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина |
Б |
||||
2-4 |
Вид е его критерии |
Б |
||||
5 |
Популяции |
Б |
||||
6-7 |
Генетический состав и изменение генофонда популяций |
Б |
||||
8-9 |
Борьба за существование ее формы |
Б |
||||
10 |
Естественный отбор и его формы |
Б |
||||
11 |
Изолирующие механизмы. Видообразование |
Б |
||||
12 |
Макроэволюция и ее доказательства |
Б |
||||
13 |
Система растений и животных – отображение эволюции |
Б |
||||
14-15 |
Главные направления эволюции органического мира |
Б |
||||
Часть В |
||||||
В1 |
Направления эволюции |
П |
||||
В2 |
Элементарные факторы эволюции |
П |
||||
В3 |
Борьба за существование и её виды |
П |
||||
В4 |
Причины биологического прогресса |
П |
||||
Часть С |
||||||
С1 |
Формы естественного отбора и их характеристики. |
В |