Итоговая контрольная работа за курс обществознания в 10 классе - профильный уровень

1
0
Материал опубликован 20 June 2017 в группе

Итоговая контрольная работа за курс обществознания.

10 класс – ПРОФИЛЬ

1 – вариант.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.

Виды деятельности

Вид деятельности

Характеристики деятельности

Преобразование реальных объектов природы и общества

Духовная

Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. .- 1 б.

Традиции, обычаи, социальные нормы, нормы морали, законы.

3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. .- 1 б.

1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины; 5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.

4. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны. .- 2 б.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям

3) проявления наследственности

4) формирование наций

5) чувственное восприятие мира

6) развитие рынка

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

А) развитие высоких технологий

Б) механизация промышленного производства

В) выдвижение на первый план сферы услуг Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

3) информационное (постиндустриальное)

6. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)- 2 б.

1) ее развитие пока не может опередить развитие материального производства

2) ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным

3) материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития

4) в связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития

5) все более очевидной становится ее социальная функция

6) остро стоит вопрос социальной ответственности ученых

7. Япон­ское общество от­ли­ча­ет приверженность истории, традиции. Сами япон­цы утверждают, что они пред­став­ля­ют собой пост­ин­ду­стри­аль­ное традиционное об­ще­ство и новые технологии, со­вре­мен­ная техника не пре­пят­ству­ет традиции.

Найдите в при­ве­ден­ном перечне признаки, поз­во­ля­ю­щие утверждать, что и в со­вре­мен­ной Японии со­хра­ня­ют­ся элементы тра­ди­ци­он­но­го общества.- 2 б.

1) японцы ува­жа­ют и по­чи­та­ют императора (микадо), сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го единство нации

2) многие жи­те­ли Японии яв­ля­ют­ся приверженцами древ­ней религии Синто, вос­хо­дя­щей к язы­че­ским культам, обо­жеств­ле­нию природы

3) японцы воз­во­дят искусственные ост­ро­ва из му­со­ра и воз­во­дят на них сей­смо­устой­чи­вые небоскрёбы

4) японцы со­хра­ня­ют приверженность се­мей­ным устоям, от­ме­ча­ют старинные се­мей­ные праздники и обряды

5) жители Япо­нии перемещаются на по­ез­дах на воз­душ­ной подушке и по мно­го­ярус­ным автомагистралям

8. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельности

9. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.

1) малая группа

2) неформальная группа

3) большая группа

4) референтная группа

5) профессиональная группа

6) формальная группа

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.

 «Наличие существенных психологических ________(А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число

________(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин — пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ________(Г) «домашней

хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________(Е) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:

1) исследование

2) различие

3) труд

4) общение

5) учение

6) стереотип

7) роль

8) статус

9) группа

Прочитайте текст и выполните задания 11–14.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой ( или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

11. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры? - 2 б.

12. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте. – 2 б.

13. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов. – 3 б.

14. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы. – 3 б.

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания. – 3 б.

16. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, в первую очередь нужно делать для предотвращения межнациональных конфликтов?» Примерно по 17% респондентов назвали следующие меры: а) заботу властей о людях; б) улучшение работы правоохранительных органов; в) знакомство с культурой, обычаями других народов. Используя знания обществоведческого курса, объясните, как каждая из названных респондентами мер может способствовать предотвращению межнациональных конфликтов.- 3 б.

17. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.- 3 б.

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

36 – 32 б. – «5»

31-26 б. – «4»

25- 18 б. – «4»

менее 18 б. – «2»

Итоговая контрольная работа за курс обществознания.

10 класс – ПРОФИЛЬ

2 – вариант.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице. .- 1 б.

Метод познания

Вид деятельности

Характеристики

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях

Выдвижение гипотезы

Формулирование предположений для объяснения вновь открывшихся фактов

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. .- 1 б.

Структура, стратификация, статус, элемент, социальный класс

3. Ниже приведен перечень категорий. Все они, за исключением двух, относятся к событиям. .- 1 б.

1) выкуп контрольного пакета акций, 2) обвал котировок акций, 3) оформление доверенности, 4) стихийное бедствие, 5) возгорание электропровода, 6) автомобильная авария.

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. .- 2 б.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств

3) Человек наследует моральные нормы

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах

5. Установите соответствие между процессами и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ПРОЦЕССЫ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках

Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственного воздействующего на человека

В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого

Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях

Д) отражение целостных образов, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы

1) чувственное познание

2) рациональное познание

6. Члены «Клуба лю­би­те­лей древностей», по­се­тив раскопки ряда древ­них городищ, вы­дви­ну­ли собственную вер­сию их возникновения. Од­на­ко профессиональное со­об­ще­ство археологов и ис­то­ри­ков признало дан­ную версию ненаучной.

Какие из приведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки ученых? - 2 б.

1) версия опро­вер­га­ла положения, при­ня­тые в науке

2) выводы чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обоснований

3) предположения лю­би­те­лей древностей не по­лу­чи­ли практического подтверждения

4) версия со­дер­жа­ла положения, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие доказательств

5) участники раскопок, ар­хео­ло­ги и историки, не яв­ля­ют­ся членами клуба

6) разработчики вер­сии признают вме­ша­тель­ство неземного разума

7. Выберите среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние важ­ней­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей личности.- 2 б.

1) в тру­до­вом коллективе, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было непросто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми знаниями, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела

2) для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг общения, дру­зья и подруги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с родителями, ни с учителями

3) молодой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском бизнесе, со­здав круп­ную компанию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го туризма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава мецената, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых дарований; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) каждую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной музыки

5) каждый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем варежки, тёплые са­по­ги и куртки

8. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. .- 2 б.

1) понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе. 2) социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть

4) социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека

5) престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий

9. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка неработающих членов семьи

3) семейное предпринимательство

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. – 2 б.

«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид

9) идеальный (духовный)

Прочитайте текст и выполните задания 11–14.

Раз­ви­тие и фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти на­чи­на­ет­ся с мо­мента рож­де­ния человека. Для ре­бен­ка семья яв­ля­ет­ся пер­вым вос­пи­та­те­лем, бли­жай­шей сре­дой пе­ре­да­чи ему ду­хов­но­го бо­гат­ства, куль­тур­ных тра­ди­ций, фор­ми­ро­ва­ния цен­ност­ных ори­ен­та­ций, прак­ти­че­ских уме­ний и на­вы­ков. Семья несет от­вет­ствен­ность за весь про­цесс вос­со­зда­ния чело­века и яв­ля­ет­ся для ре­бен­ка той мик­ро­мо­де­лью об­ще­ства.

Семья фор­ми­ру­ет нормы и тра­ди­ции. Се­мей­ные тра­ди­ции ак­ку­му­ли­ру­ют ро­до­вой опыт со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, фик­си­ру­ют про­шлое…

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Суть семьи - рождение и воспитание детей. И здесь практика подсказывает, что как ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей: влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

(Л.А. Чимликина)

11. Какие две функции семьи рассмотрены автором? Назовите любые три основных, по мнению автора, условия успеха в воспитании детей в семье. - 2 б.

12. Какие автор характеризует семейные традиции (приведите любые две характеристики)? Опираясь на текст и обществоведческие знания, объясните важность участия старшего поколения в воспитании детей. .- 2 б.

13. Автор рассмотрел роль семьи в воспитании детей. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые другие три субъекта, влияющих на развитие личности детей, и проиллюстрируйте примерами влияние каждого из них. – 3 б.

14. Автор полагает, что семья является микромоделью общества.

Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения такого мнения. .- 3б.

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности. – 3 б.

16. Известный психолог, читая сту­ден­там лекцию о спо­соб­но­стях человека, сказал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной деятельности. Объ­яс­ни­те этот тезис психолога. Предположите, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных задатков в раз­ви­тии способностей человека. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют вопрос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных факторов в раз­ви­тии способностей человека? – 3 б.

17. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Человек – объект и субъект познания». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах. – 3 б.

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

36 – 32 б. – «5»

31-26 б. – «4»

25- 18 б. – «4»

менее 18 б. – «2»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.