Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса (УМК И. Н. Пономаревой)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Предмет: Биология
Класс: 7
Тема: Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1 . Как называется раздел биологии, объектом
изучения которого являются изображённые на
фотографии объекты?
1) орнитология
2) териология
3) герпетология
4) ихтиолог
Ответ:
Объясните свой ответ с использованием знаний
об объектах изучения биологии.
Ответ:__________________________________________________________________________
2. Животные, в отличие от растений,
1) имеют клеточное строение
2) при дыхании поглощают кислород, а выделяют углекислый газ
3) питаются готовыми органическими веществами
4) размножаются половым путём
Ответ:
3. Рассмотрите рисунок и укажите, какой метод исследования
применяет ученый?
1) эксперимент
2) измерение
3) сравнение
4) анализ
Ответ:
4. Какое животное изображено на рисунке?
1) амеба обыкновенная
2) лучевик
3) зеленая эвглена
4) инфузория
Ответ:
5. Какая система органов изображена на рисунке?
1) нервная
2) дыхательная
3) кровеносная
4) пищеварительная
Ответ:
6. Какое из представленных на рисунках животных относят к моллюскам? Запишите соответствующую букву, указанную под изображением данного животного.
Ответ:
7. Какой буквой на рисунке обозначено сердце млекопитающего?
8. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с наименьшей. Используйте слова и словосочетания из предложенного перечня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Список слов и словосочетаний:
1) Животные
2) Уж обыкновенный
3) Пресмыкающиеся
4) Уж
5) Хордовые
Вид | Род | Класс | Тип | Царство |
| | | | |
9. Какой признак служит приспособлением лягушки к обитанию на суше?
1) подвижные веки
2) наличие ноздрей
3) выделение сока железами желудка
4) наличие перепонок на конечностях
Ответ:
10. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных терминов на места пропусков в тексте.
Особенности развитие птиц
У птиц крупные, богатые желтком ______(А) созревают неравномерно. Ко времени
откладывания яйца сверху ______(Б) формируется заметный зародышевый диск. Снаружи
яйцо защищено ______(В), в которой имеются многочисленные поры. Из яиц кур, уток,
гусей, лебедей вылупляются птенцы, покрытые пухом, с открытыми глазами. Птиц с таким
развитием называют ______(Г).
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
1) жёлток
2) яйцеклетка
3) подскорлуповая оболочка
4) сперматозоид
5) птенцовые (гнездовые)
6) выводковые
7) известковая скорлупа
8) белок
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
| | | |
11. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса – 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, поедает слизней, насекомых и их личинок.
Ответ:
12. Каково значение кольчатых червей в природе? Выберите три верных ответа из шести.
1) являются пищей для многих животных
2) являются паразитами многих растений
3) способствуют образованию перегноя в почве
4) являются распространителями инфекционных заболеваний
5) улучшают воздушный режим почвы
6) являются опылителями цветковых растений
Ответ:
ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ
На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из двенадцати заданий.
8 заданий (№№ 1,2,3,4,5,6,7,9) с выбором одного верного ответа. Ответы на задания в виде соответствующей цифры или буквы запишите в поля ответов в тексте работы. В задании № 1 необходимо записать пояснения к своему ответу. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Одно задание (№ 8) на установление последовательности (необходимо расставить варианты ответов в правильной последовательности);
Ответы на задания в виде соответствующей последовательности цифр запишите в поля ответов в тексте работы.
Два задания (№№ 11,12) на множественный выбор (необходимо выбрать три верных ответа из шести предложенных):
Ответы на задания в виде трех цифр запишите в поля ответов в тексте работы.
Одно задание (№ 10) открытого типа (необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения);
В текстах заданий имеются соответствующие поля для записи цифр, соответствующих терминов. Впишите в поля цифры выбранных ответов. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ,
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
№ задания | Проверяемый планируемый результат | Уровень сложности (БУ/ПУ) | Максимальное количество баллов за задание | Критерий достижения планируемого результата | Правильный ответ |
1 | Владение системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение | БУ | 2 балла - Правильно указан раздел биологии, дано объяснение; 1 балл - Правильно указан раздел биологии, объяснение не дано / дано неправильно. ИЛИ Правильно указан раздел биологии, в объяснении не приведено название объекта изучения 0 баллов - Раздел биологии не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 1 балл | 1 ИЛИ орнитология; орнитология – наука, изучающая птиц. ИЛИ На фотографии изображены птицы, а наука, которая изучает этих животных, называется орнитологией (возможна близкая по смыслу формулировка) |
2 | сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения | БУ | 1 | Правильный ответ | 3 |
3 | использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы | БУ | 1 | Правильный ответ | 2 |
4 | различать по внешнему виду реальные биологические объекты или их изображения | БУ | 1 | Правильный ответ | 1 |
5 | различать по схемам реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов | БУ | 1 | Правильный ответ | 1 |
6 | различать по внешнему виду реальные биологические объекты или их изображения | БУ | 1 | Правильный ответ | Б |
7 | различать по схемам реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов | БУ | 1 | Правильный ответ | В |
8 | осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе | БУ | 2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра, переставлены местами две цифры); 0 баллов - если допущено две или более ошибки. | 2 балла | 24351 |
9 | выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания | БУ | 1 | Правильный ответ | 1 |
10 | находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую | ПУ | 2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра); 0 баллов - если допущено две или более ошибки. | 2 балла | 2176 |
11 | находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов | ПУ | 2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра); 0 баллов - если допущено две или более ошибки. | 1 балл | 346 |
12 | раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека. | БУ | 2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра); 0 баллов - если допущено две или более ошибки. | 1 балл | 135 |
Итого: | 17 | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Количество баллов | Отметка |
14-17 | 5 |
10-13 | 4 |
6-9 | 3 |
0-5 | 2 |
Панов Егор Игоревич
Соломенцева Светлана Николаевна
Кондакова Галина Михайловна
Соломенцева Светлана Николаевна