Итоговая контрольная работа по химии в 8 классе (УМК О. С. Габриеляна)
Итоговая контрольная работа по химии в 8 классе
Цель работы: выявить уровень усвоения обучающимися содержания курса химии за 8 класс.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы по химии за 8 класс
Предмет: «химия» 8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна
Вид контроля: итоговый
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Предмет химии. Основные понятия и теории химии. Превращения веществ. Физические и химические явления. Краткие сведения по истории развития химии. Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки. Система химических элементов Д.И.Менделеева. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элементов в веществах. |
1.2 | Атомы химических элементов. Строение атома. Состав атомных ядер. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома. Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь. |
1.3 | Простые вещества. Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия. Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро. |
1.4 | Соединения химических элементов. Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси. |
1.5 | Изменения, происходящие с веществами. Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции. Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение. Расчеты по химическим уравнениям. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. |
1.6 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций. Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР. |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Умение определять понятия (познавательное УУД) |
2.2 | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (познавательное УУД) |
2.3 | Умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта (познавательное УУД) |
2.4 | Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
2.5 | Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
2.6 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс химии 8 класса
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Осознавать роль веществ в природе и технике. |
3.2 | Приводить примеры химических процессов в природе; находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях. |
3.3. | Объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека. |
3.4. | Перечислять отличительные свойства химических веществ, различать основные химические процессы, определять основные классы неорганических веществ, понимать смысл химических терминов. |
3.5. | Овладеть основами методов познания, характерных для естественных наук |
Спецификация КИМ
для проведения итоговой контрольной работы по химии
Предмет: «химия» 8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна
Вид контроля: итоговый
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания курса химии за 8 класс.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по химии.
Работа позволит выявить усвоение содержания на базовом уровне (Б), повышенном (П), высоком (В). В работе представлены задания в закрытой форме с выбором ответа (ВО) и открытой форме (КО - краткий ответ, СО - свободный ответ).
Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 1
Таблица 1
№ п/п | Уровни | № заданий | Количество заданий | % от общего количества |
1 | Базовый | А-1 - А-13 | 13 | 68% |
2 | Повышенный | В-1 – В 3 | 3 | 21% |
3 | Высокий | С-1,С-2 | 2 | 10,5% |
Контрольная работа состоит из 18 заданий: 13 задания базового уровня, 3 – повышенного, 2 – высокого уровня.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 2
Таблица 2
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1; 2.1; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
2 | Базовый | 1.2; 2.2; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
3 | Базовый | 1.2; 2.1; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
4 | Базовый | 1.4; 2.2; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
5 | Базовый | 1.4; 2.1; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
6 | Базовый | 1.4; 2.1; 2.4; 3.4; 3.5 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
7 | Базовый | 1.6; 2.2; 2.4; 2,5; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
8 | Базовый | 1.5; 2.2; 2.4; 3,1 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
9 | Базовый | 1.5; 2.2; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
10 | Базовый | 1.6; 2.2; 2.4; 2,5; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
11 | Базовый | 1.6; 2.3; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
12 | Базовый | 1.3; 2.2;3,3; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
13 | Базовый | 1.3; 2.5 2.6; 3.4 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
14 | Повышенный | 1.4; 2.1; 3.4 | На установление соответствия | 2-3 мин. |
15 | Повышенный | 1.6; 2.3; 3.2 | На установление соответствия | 2-3 мин. |
16 | Повышенный | 1.1; 2.5; 2.6 | Решение задачи | 2-3 мин. |
17 | Высокий | 1.6; 2.3; 2.6; 3.2; 3.4 | Написание уравнений возможных химических реакций | 5 мин |
18 | Высокий | 1.5; 2.5; 3.4 | Решение задачи | 3-5 мин |
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов.
Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом.
За правильное выполнение заданий В-1, В-2, В-3 учащиеся заработают 2 балла (1 балл за половину верного задания).
Задания С-1, С-2 имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 3 до 5 элементов содержания, каждый из которых оценивается в 1 балл, поэтому за верное выполнение задания С1 – до 6 баллов и С2 – 3 балла.
Перевод баллов к 5-балльной отметке.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
22-28 | Отметка «5» |
17-21 | Отметка «4» |
10-16 | Отметка «3» |
1-9 | Отметка «2» |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся 8 класса содержания курса химии
Таблица 4.
Код требования к уровню подготовки | № задания контрольной работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1 | 8 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
3.2 | 9,10,11,15,17 | Задания не выполнено или выполнено частично | Выполнено 3 задания | Выполнены все задания |
3.3. | 12 | Задания не выполнено | Задания выполнено | |
3.4. | 1,2,3,4,5,7, 13 | Задания не выполнены или выполнены частично | Выполнено 6 заданий | Задания выполнены полностью, допускаются небольшие неточности |
3.5 | 6 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
Показатели сформированности у обучающихся 8 класса метапредметных умений определены в таблице 5.
Таблица 5.
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.1 | 1,3,5,6,14 | Сделано три-пять задания | Сделано менее трёх заданий |
2.2 | 2,4,7,8, 9,10,12 | Сделано пять заданий | Сделано менее пяти заданий |
2.3 | 11,15,17 | Сделано два-три задания | Сделано менее двух заданий |
2.4 | 7,8,9,10 | Сделано более двух заданий | Сделано менее двух заданий |
2.5 | 13,16,18 | Сделано два-три задания | Сделано менее двух заданий |
2.6 | Оценка правильности выполнения задания | Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются | Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса
Инструкция для учащихся
Тест состоит из 3 частей (А, В и С) и включает 19 заданий (А-13, В-4, С-2). На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть А
К каждому заданию части А дано 4 варианта ответа, из которых только один верный. В бланке ответов запишите номер задания и рядом букву, которая означает выбранный Вами правильный ответ.
А 1. Химический элемент - это
а) определённый вид атомов в) физическое тело
б) простое вещество г) сложное вещество
А 2. Шесть электронов находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
А3. Выберите соединение с ковалентной полярной связью:
а) H2 б) H2S в) NaI г) N2
А4. Выберите формулу соединения серы, в котором она проявляет степень окисления 2
а) SO2
б) SO3
в) MgS
г) SF6
А5. Выберите формулу оксида железа (III):
а) FeO
б) FeCl3
в) Fe2O3
г) ОF2 А6. Выберите ряд формул, в котором все вещества являются основаниями:а) Fe2O3, ZnO, Cu(OH)2
б) Ba(NO3)2, Ba(OН)2, Н2SО4
в) КОН, Fe(OH)3, NaОН
г) Zn(OН)2, НCl, H2O
А7. Оксид кальция СаО реагирует с:
а) HNO3
б) Li2O
в) Cu
г)MgSO4
А8. Смесью веществ, в отличие от чистого вещества, является:
а) водопроводная вода
б) углекислый газ
в) кислород
г) медь
А9. Уравнение реакции замещения:
а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O
г) Fe + S = FeS
А10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для Ba(NO3)2:
а) Ba(NO3)2 = Ba2+ + NO3-
б) Ba(NO3)2 = Ba + 2 NO3
в) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 6 NO-
г) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 2 NO3-
А11. Выберите краткое ионное уравнение для реакции
2КОН + Н2SО4 = К2SО4 + 2Н2О
а) ОН- + Н+= Н2О
б) 2КОН + 2 Н+= 2К++ 2Н2О
в) 2ОН- + 2Н+= 2Н2О
г) 2К++ 2ОН-+ 2 Н++ SО42-= 2К++SО42-+2Н2О
А12. Выберите свойства, характеризующие графит:
а) твердый, режет стекло
б) мягкий, оставляет следы на бумаге
в) бесцветный, прозрачный
г) жидкий, проводит электричество
А13. Какой объем при н.у. занимает 2 моль водорода Н2 :
а) 11,2 л
б) 22,4 л
в) 44,8 л
г) 8 9,6 л
Часть В
В заданиях В1 и В2 на установление соответствия запишите в бланк для ответов напротив цифр буквы (одну или несколько) выбранных вами ответов.
В задании В3 – решение + ответ – цифра.
В1. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ: Формула вещества:
оксиды а) HNO2
основания б) P2O5
кислоты в) Fe(OH)3
соли г) Mg(NO3)2
В2. Установите соответствие между реагентами и названием продуктов реакции
Реагенты Продукты реакции
1) BaCl2 + Na2SO4 = а) = хлорид бария + вода
2) BaO + HCl = б) = нитрат бария + вода
3) Ba + H2O = в) = гидроксид бария + водород
4) Ba(OH)2 + HNO3 = г) = сульфат бария + вода
д) = сульфат бария + хлорид натрия
В3. Массовая доля кислорода в серной кислоте H2SO4 равна …%
Часть С
При записи ответов к заданиям части С запишите сначала номер ответа, а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.
С1. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Укажите типы химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде. Назовите вещества по их формулам.
1. Cu + O2 =
2. CuO + H2O =
3. CuO + H2SO4 =
4. CuSO4 + NaOH =
С2. Вычислите массу оксида меди, вступившей в реакцию с 250 г серной кислоты.