Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса

3
0
Материал опубликован 22 July в группе

Итоговая контрольная работа по химии за 8 класс

 

Работа состоит из 19 заданий и рассчитана на 1 урок (45 минут). В работе имеются задания базового уровня и повышенной сложности. Все задания посвящены основным изученным темам 8 класса:

Смеси и простые вещества

Атом и его строение

Периодический закон и закономерности периодической системы

Классы веществ и их свойства

Типы химических реакций

Виды химической связи

Степень окисления

Свойства воды, водорода и кислорода

Основы эксперимента

Расчетное задание на нахождение массовой доли элемента

Расчетная задача с использованием понятий масса, количество вещества, объем

 

Спецификация:

Содержание соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»).

Цель: Выявить уровень освоения базовой программы по химии за 8 класс

Задачи:

1. определить степень сформированности знаний за курс 8 класса
2. определить умения и навыки при проведении лабораторных работ
3. выявить затруднительные темы, с повторения которых необходимо будет начать новый учебный год

Работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит 15 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр. Часть 2 содержит 3 задания: 1 задание установление правильной последовательности, 1 задание связано с экспериментом и знанием техники безопасности и 1 задание связано с самостоятельным расчетом массовой доли элемента.

Часть 3 содержит 1 задание – расчетная задача на нахождение массы или объема.

 

Рекомендации к оцениванию:

Задания части А оцениваются по 1 баллу (кроме задания А14 – 2 балла, Если допущена 1 ошибка, то 1 балл)

Задания части В оцениваются 2 балла, если все верно. Одним баллом, если допущена 1 ошибка.

Задание части С оценивается 3 балла (1 балл за правильное уравнение реакции, 1 балл за верный промежуточный расчет количества вещества, 1 балл найдена верно искомая величина и записан ответ)

 

Итого максимум 25 балла

Баллы

Оценка

22 – 25

5

17 – 21

4

12 – 16

3

0 – 11

2

 

 

 

Вариант 1.

Часть А.

 

А1. Смесью является

1)

кислород      2) воздух          3) сода             4) сахар

А2. Утверждение, в котором речь идет о железе как об элементе

1)

железо входит в состав гемоглобина крови.

2)

Из железа можно сделать стол

3)

железо реагирует с водой при нагревании

4)

железо обладает магнитными свойствами.

А3. Степень окисления кремния в соединении SiО2 такая же, как у серы в соединении

1)t1721637446aa.gif

2)t1721637446ab.gif

3)t1721637446ac.gif

4)t1721637446ad.gif

А4. Формула сульфата натрия

1) Na2S

2) Na2S2O3

3) Na2SO4

4) Na2SO3

А5. Среди перечисленных формул к основным оксидам относятся:

а) H2SO4

б) Na2O

в) NaOH

г) H2O

д) MgO

 

 

 

 

 

1) а, г

2) б, д

3) б, в

4) г, д

 

А6. Уравнение реакции разложения

1)

Ca(OН)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O

2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

3)

2HgO = 2Hg + O2 

4) 2K+ Cl2 =2KCl

А7. Какой тип связи в молекуле аммиака

1) Ковалентная полярная            2) Ковалентная неполярная

3) Металлическая                        4) Ионная

А8. С водой при комнатной температуре реагирует

1) Cu

2) Сa

3) Ag

4) Hg

А9. При взаимодействии оксида алюминия с соляной кислотой образуются

а) t1721637446af.gif

б) t1721637446ag.gif

в) t1721637446ah.gif

г) t1721637446ai.gif

д) t1721637446aj.gif

 

1)

 

б и в 2) а и г 3) а, б и д 4) в и г

 

А10. Алюминий и сера реагируют в мольном отношении

1) 3:2

2) 2:3

3) 1:1

4) 1:2

А11. Левой части уравнения реакции CaO + 2HCl = … соответствует

1)

CaCl2 + H2                2) Ca(OH)2 + H2

3)

CaCl2 + H2O              4) Ca(OH)2 + Cl2

А12. Укажите число электронов в частице N3-

1) 4         2) 7                3) 10             4) 14

13. Заполните таблицу по строению атома

элемент

Z

А

р+

n0

ē

Pb

 

 

 

 

 

14. Установите соответствие между веществом и классом, к которому оно относится

Вещество                              Класс

А) NaNО3                            1) кислотный оксид

Б) Na2О                              2) основный оксид

В) Аl(ОН)3                          3) щелочь

Г) NО2                                4) нерастворимое основание

                                          5) кислота

                                          6) ссоль

 

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

 

15. В ряду химических элементов FClBr

1) увеличивается атомный радиус        2) увеличивается способность принимать электроны

3) уменьшается заряд ядра атома         4) уменьшается число валентных электронов

Часть В.

В1. Вам предложен перечень взаимосвязанных понятий:

1)

сложное вещество

2)

оксид кальция

3)

неорганическое вещество

4)

основный оксид

Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к наиболее общему.

Ответ:_______ (В ответе запишите последовательность цифр)

В 2. На рисунке изображен прибор для получения кислорода разложением перманганата калия, который собрал Петя на практической работе. Учитель заметил, что прибор собран неверно. Какие, на Ваш взгляд, необходимо внести изменения:

 

t1721637446ak.png​​​​​​​

 

1)

закрепить пробирку вертикально

2)

повернуть стакан донышком вниз

3)

повернуть газоотводную трубку вниз

4)

закрепить пробирку горизонтально

5)

стакан заменить пробиркой

 

 

Ответ: ____________(Запишите цифры в порядке возрастания)

 

В3. Массовая доля кислорода в фосфате натрия составляет ___ %.

(Ответ запишите в виде целого числа)

 

 

 

 

 

 

 

Часть С.

Задача. Вычислите массу осадка, если в реакцию вступило 150г карбоната натрия и хлорид кальция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2.

Часть А.

А1. Чистым (индивидуальным) веществом является

1)

Чернила         2) железная руда           3) этиловый спирт             4) воздух

А2. Утверждение, в котором речь идет о сере как химическом элементе

1)

кристаллическая сера желтого цвета.

2)

сера входит в состав сероводорода.

3)

сера плавится при температуре 1130С.

4)

серу используют для получения резины.

А3. Соединения, в которых атомы серы и азота имеют одинаковые степени окисления

1)

t1721637446al.gif2) t1721637446am.gif 3) t1721637446an.gif 4) t1721637446ao.gif

А4. Формула нитрата кальция

1) КNО2

2) КNO3

3) Ca(NO3)2

4) Ca(NO2)2

А5. Среди перечисленных формул к кислотам относятся:

а) H2SO4

б) HCl

в) NaOH

г) H2O

д) NaCl

 

 

 

 

 

1) а, г

2) б, г

3) а, б

4) в, д

 

А6. Уравнение реакции замещения.

1)

Mg(OH)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2O           2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

3)

Na + Cl2 =2NaCl                                    4) CН4= С + 2H2

А7. Какой тип связи в молекуле хлорида калия

1) Ковалентная полярная                 2) Ковалентная неполярная

         3) Металлическая                             4) Ионная

А8. С водой при комнатной температуре не реагирует

1)

Au

2)

Na

3)

К

4)

Ca

А9. При нейтрализации соляной кислоты гидроксидом натрия образуются

а) t1721637446ap.gif

б) t1721637446ag.gif

в) t1721637446aq.gif

г) t1721637446ar.gif

д) t1721637446af.gif

 

 

1) а и в 2) б и г 3) в и д 4) в и г

 

А10. Алюминий и кислород реагируют в мольном отношении

1) 3:2

2) 2:3

3) 4:3

4) 2:1

А11. Левой части уравнения реакции 2NaOH + H2SO4 = … соответствует

1)

Na2SO3 + 2H2O                      2) Na2SO4 + H2O

3)

Na2SO4 + 2H2O                     4) Na2SO4 + H2

А12. Укажите число электронов в частице Al3+

1) 3         2) 10                3) 13                   4) 16

13. Заполните таблицу по строению атома

элемент

Z

А

р+

n0

ē

P

 

 

 

 

 

14.Установите соответствие между веществом и классом, к которому оно относится

Вещество                              Класс

А) Н2СО3                             1) оксид

Б) КОН                                2) основание

В) СаСО3                             3) кислородсодержащая кислота

Г) НСl                                  4) бескислородная кислота

                                           5) кислая соль

                                           6) средняя соль

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

15. В ряду химических элементов AlSiP

1) увеличивается атомный радиус         2) увеличивается способность принимать электроны

3) уменьшается заряд ядра атома          4) уменьшается число валентных электронов

 

Часть В.

В1. Вам предложен перечень взаимосвязанных понятий:

1)

сложное вещество

2)

оксид серы(VI)

3)

неорганическое вещество

4)

кислотный оксид

Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от наиболее общего понятия к частному.

Ответ:_______ (В ответе запишите последовательность цифр)

 


 


 

В2. На рисунке изображен прибор для получения водорода вытеснением его цинком из соляной кислоты, который собрал Вася на практической работе. Учитель заметил, что прибор собран неверно. Какие, на Ваш взгляд, необходимо внести изменения:


t1721637446as.png

 

1)

на трубку воронки надеть кольцо, поместить на него цинк

2)

поместить внутрь пробирки вату

3)

повернуть газоотводную трубку отверстием вверх

4)

повернуть колбу донышком вниз

5)

для собирания водорода вместо колбы использовать пробирку

Ответ: ____________(Запишите цифры в порядке возрастания)

 

В3. Массовая доля азота в нитрате кальция составляет ___ %.

(Ответ запишите в виде целого числа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть С.

Задача. Вычислите объем выделившегося газа, который образуется при взаимодействии 200г карбоната калия с серной кислотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

Задание

Вариант 1

Вариант 2

А1

2

3

А2

1

2

А3

3

4

А4

3

3

А5

2

3

А6

3

2

А7

1

4

А8

2

1

А9

2

3

А10

2

3

А11

3

3

А12

3

2

А13

+82/207/82/125/82

+15/31/15/16/15

А14

6241

3264

А15

1

2

В1

2413

3142

В2

23

13

В3

39%

17%

С

140г (141,5г)

31,36л

 

Рекомендации к оцениванию:

Задания части А оцениваются по 1 баллу (кроме задания А14 – 2 балла, Если допущена 1 ошибка, то 1 балл)

Задания части В оцениваются 2 балла, если все верно. Одним баллом, если допущена 1 ошибка.

Задание части С оценивается 3 балла (1 балл за правильное уравнение реакции, 1 балл за верный промежуточный расчет количества вещества, 1 балл найдена верно искомая величина и записан ответ)

 

Итого максимум 25 балла

Баллы

Оценка

22 – 25

5

17 – 21

4

12 – 16

3

0 – 11

2

 

 

 

Обобщённый план варианта

 

задания

Проверяемые предметные требования к результатам освоения образовательной программы

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

А1,

А2

Владение системой химических знаний и умение применять систему химических знаний, которая включает важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество, простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь, предельно допустимая концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы; умение интегрировать химические знания со знаниями других учебных предметов; владение основами химической грамотности, включающей: умение правильно использовать изученные вещества и материалы (в том числе минеральные удобрения, металлы и сплавы, продукты переработки природных источников углеводородов (угля, природного газа, нефти) в быту, сельском хозяйстве, на производстве и понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека; умение прогнозировать влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду

Б

Б

1

1

2

2

А3

Умение определять валентность и степень окисления химических элементов

Б

1

2

 

А4,

А5,

А14

Умение классифицировать неорганические вещества

Б

Б

П

1

1

2

2

2

2,5

А6

Умение классифицировать химические реакции

Б

1

2

 

А7

Умение определять вид химической связи в соединениях

Б

1

2

 

А8

А10

Умение характеризовать физические и химические свойства простых веществ (кислород, озон, водород); сложных веществ (вода); прогнозировать и характеризовать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, применение веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания химических превращений в различных условиях

Б

П

1

1

2

2,5

А9

А11

Умение характеризовать свойства классов веществ, составлять соответствующие реакции в молекулярном виде

Б

Б

1

1

2

2

А12

А13

Умение объяснять связь положения элемента в Периодической системе с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов), распределением электронов по энергетическим уровням атомов первых трёх периодов, калия и кальция; умение использовать модели для объяснения строения атомов и молекул

Б

Б

1

1

2

2

А15

Представление о периодической зависимости свойств химических элементов (радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных веществ от положения элементов в Периодической системе (в малых периодах и главных подгруппах) и электронного строения атома

Б

1

2

 

В1

Владение основами химической грамотности; умение интегрировать химические знания со знаниями других учебных предметов.

Представления о закономерностях и познаваемости явлений природы, понимание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях современ ного общества; понимание места химии среди других естественных наук; владение основами химической грамотности, включающей умение объективно оценивать информацию о веществах

Б

2

2

В2

Наличие практических навыков планирования и осуществления следующих химических экспериментов: изучение и описание физических свойств веществ; ознакомление с физическими и химическими явлениями; опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций

П

2

2,5

В3

Умение вычислять / проводить расчёты массовой доли элемента

П

2

2,5

С

Умение вычислять / проводить расчёты по уравнениям химических реакций находить количество вещества, объём и массу реагентов или продуктов реакции

П

3

5

 

2 минуты – организационные вопросы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.