Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ по русскому языку для учащихся физико-математического класса
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку «Итоговая контрольная работа»
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ для учащихся физико-математического класса
автор В.С.Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цель работы- выявление степени обученности и сформированности учебных и общеучебных практических умений и навыков обучающихся 11-ого классов по русскому языку.
Контрольная работа по русскому языку составлена по заданиям экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку.
Каждый вариант экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Тематически контрольная работа ориентирована на учащихся, изучающих углубленно физику.
Общее время выполнения итоговой работы 180 минут.
Система оценивания
За каждый правильный ответ на задания 1-7 и 9-25 по 1 баллу. За правильно указанные ответы задания 8-2 балла (за одну ошибку-1 балл, две и более ошибки-о баллов), за правильно указанные ответы задания 26 -3 балла (за одну ошибку-2 балла, две ошибки -1 балл, три и более ошибки- 0 баллов). Всего 29 баллов. Сочинения согласно критериям оценивания (ФИПИ 2024). Всего 21 балл. https://doc.fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf/2024/russki_yazyk_mr_ege_2024.pdf
Итого за обе части 50 баллов
45-50 баллов - оценка 5
39-44 балла – оценка 4
33-38 баллов – оценка 3
Итоговая контрольная работа
Прочитайте текст и выполните задание 1-3
Закаты — красивейшее явление природы. Небо окрашивается различными цветами, а солнце становится красным. Почему? Ведь днем оно совсем другого цвета.
Свет от Солнца, преодолевая расстояние до Земли в 150 миллионов километров, проходит через толщу атмосферы. И именно из-за прохождения атмосферы свет «перекрашивается». Пучок солнечного света состоит из волн разной длины. И когда он проходит через земную атмосферу, то сталкивается с хаотично витающими молекулами. Поэтому часть света рассеется и не дойдет до наших глаз, а другая часть дойдет, отразившись от какой-нибудь молекулы. На закате свету Солнца необходимо преодолеть более толстый слой атмосферы, следовательно, рассеивание происходит сильнее, а до наших глаз доходит <…> более длинноволновой — красный и оранжевый — свет. Именно поэтому иногда кажется, будто небо пылает.
1. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯВЛЕНИЕ. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.
2) ПРОХОДИТ. Регулярно происходить, иметь место где-л. Ярмарки в Лейпциге проходят ежегодно. Проходить красной нитью.
3) ПУЧОК. Множество удлиненных, вытянутых предметов, расходящихся из одной точки. Пучок волос.
4) ВОЛНа. Колебательное движение в какой-л. среде; распространение этого движения. Звуковые, тепловые, электромагнитные волны.
5) ПЫЛАЕТ. Ярко светиться, излучать сильный свет. Звёзды пылают на небе. Огонь, пламя пылает.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – однородные члены, и тропами (сравнения).
2) Текст рассчитан на широкую аудиторию читателей.
3) В тексте употребляются отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (явление, прохождение, атмосфера, молекула).
4) Текст характеризуется типичной для научного стиля точностью, логичностью, стандартизацией речи, использованием канцелярских оборотов.
5) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) кремнЯ
2) углубИт
3) нАчата
4) украИнский
5) завИдно
5. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Мне кажется эта статья более полемичной, чем следовало бы.
Терпимость к чужим обычаям отличала всех жителей села.
Сейчас гуманистическое образование менее востребовано, чем в прошлом веке.
Хищническая эксплуатация леса привела к исчезновению многих лекарственных растений.
Тянулась глубокая осень, уже не сырая и дождливая, а сухая, ветреная и морозная.
6. Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (с 1755 по 1917 год — Императорский Московский университет) - один из старейших и крупнейших классических университетов России, высокое учебное заведение, являющееся одним из центров российской науки и культуры, расположенный в Москве.
7. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
согласно ей
модные свИтеры
ЩИПЕТ глаза от дыма
тяжёлая гантель
несколько брелоков
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с однородными членами В) нарушение в построении сложного предложения Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) неверный выбор падежной формы имени существительного | 1) Постоянной проблемой самолетов было то, что из-за частых колебаний их крылья ломались. Причиной такого явления являлось не только несовпадение центров жесткости и давления, а также недостаточная жесткость самой конструкции крыльев. 2) Вопреки популярной легенде, яблоки Исааку Ньютону на голову не падали. А вот первым, посвященным в рыцари гражданином Англии за научные заслуги, он был. 3) Наблюдение является первоначальным источником информации. В некоторых науках (астрономия, геология) наблюдения является единственным методом исследования. 4) Лектор рассказал то, что именно Никола Тесла изобрел радио, просто не запатентовал это изобретение. 5) То, как именно будет расти снежинка, зависит от тех условий, в которых она находится. 6) При переходе стекла из жидкого состояния в то, что мы считаем твердым, его молекулы не имеют времени выстроиться в упорядоченную кристаллическую структуру. 7) Галилео Галилей всегда считал себя религиозным человеком, но был осужден инквизицией за свои труды, в которых доказывал, что земля вращается вокруг солнца. 8) Поверхность воды как бы прогибается под небольшим весом водомерки, при этом стремится восстановить свою гладь, отвечая давлением наружу. Именно благодаря силы поверхностного натяжения воды насекомое не тонет. 9) Полярное сияние возникает при столкновении электрически заряженных частиц солнца с атомами и молекулами в ионосфере. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) ск..сить (траву), к..ттедж, асс..ртимент
2) отр..сти, осн..щение, з..ревать
3) забл..стеть, пол..мизировать, дил..тант
4) соч..тать, верн..саж, ут..шитель
5) комп..новать, р..внение, иде..логия
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) из..мать, раз..скать, пред..юльский
2) во..местить, не..дешний, ..дание
3) супер..гра, пред..нфарктный, без..скусный
4) без пр..крас, пр..давать (значение), пр..дел (к дому)
5) ад..ютант, с..ёжиться, меж..языковой
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) милост..вый, масл..це
2) увещ..вать, плать..це
3) стаж..р, лавч..нка
4) виноград..нка, досто..н
5) дешев..нький, баш..нка
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) умо..шься, привлеч..но (внимание)
2) откле..т (он), вылеч..вший (недуг)
3) поравн..вшись, повад..шься
4) колыш..щиеся (травы), (они) стрекоч..т
5) взлеле..вший, вер..щий (на слово)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ(НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
1) Самое тяжелое тело становится совершенно (НЕ)ВЕСОМЫМ в течение того времени, пока падает.
2) Пока тело падает, оно ничего не натягивает и (ни)(на)что не напирает.
3) Эхо – (не)что иное, как возвращение звуковых волн, отразившихся от какого-либо препятствия.
4) Пользование глубомерами прежних систем возможно было лишь с (не)подвижного судна.
5) Звезды представляются нам (не)много смещенными вперед по пути движения Земли.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.
1) Прикрепите (с)боку к шине велосипедного колеса цветную бумажку и наблюдайте за ней во время или велосипеда.
2) Писать в вагоне на ходу поезда трудно лишь (пО)тому, что толчки на стыках рельсов передаются бумаге и кончику пера не одновременно.
3) Так как точки экватора пробегают в секунду полкилометра, то для экваториальной полосы разница между дневной и ночной скоростью достигает (ни)много(Ни)мало целого километра в секунду.
4) Если поглощение звука слишком велико, это (так)же создает ухудшенную слышимость.
5) Можно ли в 8 часов утра вылететь из Владивостока и в 8 часов утра того(же) дня
прилететь в Москву?
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
В самом деле, почему снаряд, горизонтально выброше(1)ый пушкой, в конце концов падает на Землю? Потому что обратная дорога снаряда искривле(2)а, он летит по кривой, направле(3)ой к Земле, и поэтому непреме(4) рано или поздно встречается с почвой.
16. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Близорукий человек без очков видит плохо и мы даже не представляем себе его картинку мира.
2) Из-за недостака зрения близорукий никогда не видит резких контуров и все предметы для него имеют расплывчатые очертания.
3) Человек с нормальным зрением видит на дереве отдельные листья и веточки отчетливо различает их контуры а также разные мелкие детали.
4) Близорукий же видит лишь бесформенную зеленую массу неясных фантастических очертаний мелкие детали для него пропадают.
5) Близоруким людям человеческие лица кажутся моложе и привлекательнее морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Создаваемые человеком (1) аппараты могут достигать больших скоростей. Искусственные спутники Земли (2) летающие вблизи границы плотных слоев атмосферы (3) движутся со скоростью около 8 км/сек, а космические аппараты (4) направляющиеся к планетам солнечной системы (5) получают начальную скорость (6) превышающую вторую космическую скорость (7) равную, как известно, 11,2 км/сек (8) у поверхности Земли.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Как (1) на ваш взгляд (2) нужно прыгать из движущегося вагона? Задав кому-нибудь этот вопрос (3) вы (4) вероятно (5) получите ответ: «Вперед, по движению, согласно (6) закону инерции». Попросите (7) однако(8) объяснить подробнее, причем тут закон инерции.
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Заметили ли вы (1) какое странное ощущение испытываете в тот момент (2) когда начинаете спускаться на лифте (3) или (4) когда вы мчитесь под горку на велосипеде? Ненормальная легкость (5) вроде той (6) какую испытывает человек (7) когда летит в пропасть.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Если бы весы падали свободно (1) и вы имели возможность во время падения следить за их указателем (2) вы заметили бы (3) что гиря при падении вовсе ничего не весит (4) и указатель находится у нуля.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Я изучала физику потому, что она объясняет многие интересующие меня явления. (2) Это дало мне возможность понять механизмы, приводящие в действие окружающий мир, а главное – позволило самой выяснить принцип работы некоторых из них. (3) Несмотря на то что сейчас я могу с полным правом называть себя профессиональным физиком, множество задач мне удалось решить самостоятельно, не прибегая к помощи научных лабораторий или сложных компьютерных программ. (4) Открытия, которые принесли мне наибольшее удовлетворение, я сделала абсолютно случайно, когда просто пыталась разобраться в заинтересовавших меня моментах и даже не помышляла о занятии наукой. (5) Уже тогда я пришла к выводу, что знание базовых законов физики превращает окружающий мир в нечто наподобие коробки с игрушками.
(6) Физика повсюду. (7) Обычный тостер может немало поведать о некоторых самых фундаментальных законах физики, к тому же он наверняка уже стоит у вас на кухне и вы можете ежедневно наблюдать его в действии. (8) Прелесть физических законов именно в их универсальности, они актуальны и на кухне, и в самых отдаленных уголках Вселенной.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1) Когда ты идешь с книгой или без книги, то при каждом шаге центр тяжести твоего тела поднимается и опускается. (2) По существу при ходьбе ты совершаешь работу, связанную с многократным подниманием центра тяжести. (3) А теперь слушай, как написал Горький в повести «Мои университеты»: (4) «Мне хорошо памятен день, когда я впервые почувствовал героическую поэзию труда.
(5) Под Казанью села на камень, проломив днище, большая баржа с персидским товаром; был сентябрь, дул верховой ветер, по серой реке сердито прыгали волны, ветер бешено срывал их гребни, кропил реку холодным дождем. (6) Артель, человек полсотни, угрюмо расположилась на палубе пустой баржи, кутаясь рогожами и брезентом...
(7) В темноте, на палубе баржи, грузчики сбились в черную кучу и заворчали, как медведи, а староста, кончив молиться раньше всех, завизжал:
(8) – Фонарей! (9) Ну, молодчики, покажи работу! (10) Честно, детки! (11) С богом – начинай!
(12) И тяжелые, мокрые люди начали «показывать работу». (13) Они, точно в бой, бросились на палубу и в трюмы затонувшей баржи — с гиком, ревом, с прибаутками. (14) Вокруг меня с легкостью пуховых подушек летали мешки риса, тюки изюма, кож, каракуля, бегали коренастые фигуры, ободряя друг друга воем, свистом, крепкой руганью. (15) Трудно было поверить, что так весело, легко и споро работали те самые люди, которые только что жаловались на жизнь, на дождь. (16) Дождь стал гуще, холоднее, ветер усилился, рвал рубахи, закидывал подолы на головы, обнажая животы. (17) В мокрой тьме при слабом свете шести фонарей метались черные люди, глухо топая ногами о палубы барж. (18) Работали так, как будто ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырехпудовые мешки, бегом носиться с тюками на спине...
(19) И до двух часов дня, пока не перегрузили весь товар, полуголые люди работали без отдыха под проливных дождем и резким ветром, заставив меня благоговейно понять, какими могучими силами богата человеческая земля»
(20) Описанный Горьким случай относится к 1886 году.
(21) Разгрузка такой баржи современными механизмами заняла бы не больше 3 ч, а главное, избавила бы людей от изнурительно тяжелой работы! (22) Портальные краны, транспортеры, плавучие краны, судовые стрелы, пневматические перегрузчики совершенно преобразили работу крупных морских портов и речных пристаней.
(23) А рекорды строительной техники! (24)Я читал, что на постройке пирамиды Хеопса трудились 10000 рабов в течение 20 лет. (25)В наши дни такую пирамиду можно было бы соорудить за 9 месяцев при участии всего 500 рабочих.
(26) Вам, конечно, рассказывали в школе, что землеройные машины с вместимостью ковша 20 м3 заменяют 10 тысяч рабочих.
(27) Разумеется, в основе успехов техники лежит наука, и в первую очередь физика. (28) Вот почему ты должен особенно ценить уроки физики, читать дополнительную литературу. (М. И. Блудов)
Михаил Иванович Блудов (1890–1974) — учитель физики, автор книг для учителей.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Во время ходьбы человек совершает работу, связанную с подниманием центра тяжести.
2) Грузчики, которых описал М.Горький в своей повести, работали весело, дружно и легко.
3) Ночью при слабом свете шести фонарей грузчики работали, звонко топая ногами о палубы барж.
4) Разгрузка баржи при помощи современной техники заняла бы чуть больше 3 часов.
5) В основе успехов современной техники лежит прежде всего физика.
23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5—7 содержат описание.
2) Предложения 13—14 содержат объяснение того, о чем говорится в предложении 12.
3) В предложениях 18—19 представлено рассуждение.
4) В предложениях 24—25 перечислены последовательные действия.
5) Предложение 28 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 27.
24. Из предложения 4-8 выпишите слово со значением «группа лиц, объединившихся для совместной работы на основе общей ответственности, самоуправления и долевого участия в доходах».
25. Среди предложений 13-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Необходимо «ценить уроки физики, читать дополнительную литературу». К этому убеждению приходит автор текста. Эта мысль подтверждается при помощи такого синтаксического средства, как (А)____(предложения 26, 27). В качестве доказательства автор читает отрывок из повести М.Горького, который описывает труд грузчиков, используя такие тропы, как (Б)_____ (предложения 13,16,18). В тексте используются (В)_____ («портальные краны», «транспортеры», «пневматические перегрузчики» — предложение 22). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 21, 23)».
Список терминов:
1) сравнение
2) метонимия
3) эпитет
4) ирония
5) метафора
6) ряды однородных членов
7) вводные конструкции
8) профессионализмы
9) восклицательные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
1. Только (лишь, лишь только)
2. 1345
3. 12
4. 1245
5. Гуманитарное
6. Высшее
7. Щиплет
8. 31428
9. 13
10. 1245
11. 145
12. 1245
13. 23
14. 35
15. 2
16. 145
17. 234567
18.1234578
19. 12567
20. 23
21. 1345 / 78
22. 125
23. 45
24. Артель
25. 15
26. 71389
Использованная литература
1. Интересные факты о физике в природе и в жизни человека.
https://blog.fenix.help/zalipatelnaya-nauka/o-samykh-interesnykh-faktakh-iz-fiziki
2. Блудов М.И. Беседы по физике. Часть 1. Под ред. Л.В. Тарасова. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984. — 207 с.: ил.
3. Блудов М.И. Беседы по физике. Часть 2. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.: ил. 3-е изд., перераб. и доп.
4. https://doc.fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf/2024/russki_yazyk_mr_ege_2024.pdf