Итоговая проверочная работа за курс среднего общего образования по русскому языку
Итоговая проверочная работа
за курс среднего общего образования
обучающей(его)ся __ класса
ФИО________________________________________________________________________
I часть
1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Очевидно, для оценки того или иного языкового явления одной логики мало. Существуют другие критерии, которые сильнее всякой логики. Мы можем сколько угодно доказывать себе и другим, что то или иное слово и по своему смыслу, и по своей экспрессии, и по своей грамматической форме не вызывает никаких нареканий. И всё же по каким-то особым причинам человек, который произнесёт это слово в обществе образованных, культурных людей, скомпрометирует себя в их глазах.
Как бы ни были убедительны доводы, при помощи которых я пытался оправдать склоняемость слова пальто, всё же едва я услыхал от одной очень милой медицинской сестры, что осенью она любит ходить без пальта, я невольно почувствовал к ней антипатию.
И тут мне сделалось ясно, что, <…> все свои попытки защитить эту, казалось бы, совершенно законную форму, я всё же в глубине души не приемлю её. Ни под каким видом до конца своих дней я не мог бы ни написать, ни сказать в разговоре: пальта, пальту или пальтом.
И нелегко мне чувствовать расположение к любому — будь он врач, инженер, литератор, учитель, студент, кто скажет при мне:
— Он смеялся в мой адрес.
Или:
— Матеря́ пришли на выбора́.
Что же касается таких форм, как пока, я пошёл, вроде дождик идёт и др., их, несомненно, пора амнистировать, потому что их связь с той средой, которая их породила, успела уже всеми позабыться, и, таким образом, из разряда просторечных и жаргонных они уже прочно вошли в разряд литературных, и нет ни малейшей нужды изгонять их оттуда.
(По К. И. Чуковскому)
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Использование автором лингвистических терминов (логика, скомпрометировать, антипатия) и примеров-иллюстраций (пока, я пошёл, вроде дождик идёт и др.) свидетельствует о том, что текст относится к научному стилю.
2) Вводные слова, используемые в тексте, указывают на источник информации.
3) В тексте присутствуют оценочные выражения (сильнее всякой логики, не вызывает нареканий) и метафоры (их пора амнистировать, нет нужды изгонять), помогающие автору передать личное отношение к явлениям, о которых он размышляет.
4) О том, что текст относится к научному стилю, свидетельствует использование точных слов и выражений, заимствованных из юридической практики (сколько угодно доказывать; эту, казалось бы, совершенно законную форму; пора амнистировать).
5) Автор текста даёт оценку рассматриваемому явлению, что характерно для публицистики.
Ответ:______________________________________________________________
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите этот предлог.
Ответ:______________________________________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАСПОЛОЖЕНИЕ, -я, мн. нет, ср.
1) Действие, связанное с размещением, созданием последовательности. Занялся расположением мебели в комнате по-новому.
2) Порядок размещения чего-нибудь. Р. комнат в доме. Р. фигур на шахматной доске. Р. слов в предложении.
3) Хорошее, благоприятное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, симпатия. Я всегда чувствовал его р. ко мне.
4) Настроение, желание, охота. У меня нет расположения ехать завтра.
5) Наклонность к чему-нибудь, восприимчивость. Р. к болезням.
Ответ:______________________________________________________________
4. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАГОРЕЛЫЙ — в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.
2) КУНИЦЫНА (нора) — в суффиксе имени прилагательного после Ц пишется буква Ы.
3) ЗАПЕЧЁННЫЙ (картофель) — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени после шипящих под ударением пишется буква Ё.
4) БЛЕСТЯЩИЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
5) НЕ БОЯСЬ — частица НЕ с наречием пишется раздельно.
Ответ:______________________________________________________________
5. Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте ударение правильно.
ПозвонИт, походатАйствовать, знАчимость, врУчим, опОшлить
Ответ:___________________________________________________________________________
6. Выпишите слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.
Мышьяк, ателье, апельсин, тетрадь, зяблик, тюлень, ясень, июль, водоём, январь, поезд
Ответ:___________________________________________________________________________
7. Вставьте пропущенные буквы ы - и после Ц в словах. Объясните правописание орфограммы в выделенном слове.
Аппендиц…т, ц…рюльник, аттестац…я, купц…, племянниц…н, аукц…он
Ответ:___________________________________________________________________________
8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать человек жителей ближайших многоэтажек.
Ответ:___________________________________________________________________________
9. Определите, какие прилагательные пишутся с одной Н, а какие – с НН. Запишите их в две колонки:
Подветре(н,нн)ый, журавли(н,нн)ый, костя(н,нн)ой, пламе(н,нн)ый, оловя(н,нн)ый, змеи(н,нн)ый, чугу(н,нн)ый, песча(н,нн)ый
-Н- | -НН- |
| |
| |
| |
| |
Бе...сонный, ра...ценить, в...растить, бе...возмездный, во…глас, бе...цельный, и...правиться, , ра...положиться.
Ответ:________________________________________________________________________________.
11. Замените словосочетание «отцовский стол», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____________________________________________________________________
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..стыдить, непр..ступная (крепость), беспр..мерный
2) от..скать, пост..ндустриальный, за..нтересовать
3) сни..хождение, и..колесить, ра..ценки
4) непре..сказуемый, о..блеск, по..точить
5) нер..ссказанный, под..спел, н..илучший
Ответ: ____________________________________________________________________
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово. Объясните слитное правописание слова.
Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает.
(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, (не)облегчающий душу сон.
Ответ: ____________________________________________________________________
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ выяснилось ТАК(ЖЕ), что Иван собирался переехать к матери в деревню.
Я собирался вернуться поздно, (ПО)ЭТОМУ решил оставить жене записку с просьбой не беспокоиться и ложиться спать без меня, хотя знал, что она (ВСЁ)РАВНО будет ждать моего возвращения.
Я (С)РАЗБЕГУ влетел в кабинет отца и торопливо стал рассказывать ему, что имел (В)ВИДУ Коля, когда говорил о школе.
КАК(БЫ) там ни было, библиотекарю отчего-то стало НЕ(ПО)СЕБЕ.
Егорка пошёл (В)ГЛУБЬ тёмного чулана, ЧТО(БЫ) отыскать ящик.
Ответ: ____________________________________________________________________
15. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках, ненужное зачеркните.
1. Пчёлы могут видеть ультрафиолетовое излучение, поэтому невзрачные с точки зрения человека цветки кажутся пчеле (эффектными – эффективными) и манящими.
2. Смирив свою (гордыню – гордость), на коленях стоял великий художник перед папой Юлием, который сидел за обеденным столом, окружённый кардиналами и свитой.
3. (Признательным – признанным) авторитетом среди полярных путешественников был итальянец Умберто Нобиле.
4. Всю (наличность – наличие) Маша и Алексей потратили в последний день поездки в магазинах Милана.
5. Первое летописное (напоминание – упоминание) о Москве относится к 1147 году.
Ответ: ___________________________________________________
16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) вы́жегший, приращение, прикосновение
2) выскочить, сотворение, обрамление
3) просвещение, обмакнуть, озарённый
4) равноправие, поплавок, пробираешься
5) береговой, озорничать, гармония
Ответ: ____________________________________________________________________
17.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) уполномоч..нный, слыш..мый
2) опаса..шься, потрат..вший
3) закле..шь, неслыш..мый
4) посе..шь, потрач..нный
5) помож..шь, дви́ж..мый
Ответ _____________________________________________________________________________
18. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующейся гласной в корне.
Зат…раю, зонт пром…кает, обм…кнуть кисть в краску, подск…чить, ср…внение, зар…стает, выж…гать рисунок, проскл…нять, раст…реть, соб…раться
19. В слове ПРЕКЛОНИТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня; 2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень; 4) от значения слова
Ответ: ____________________________________________________________________
20. Вставить пропущенные буквы в словах с приставкой ПРЕ-, ПРИ-. Объясните правописание приставки в выделенном слове.
Крепко пр…клеить, пр…держать дверь, пр…щуриться на солнце, пр…лестный малыш, пр…отличное настроение.
Ответ: ____________________________________________________________________
21. Определите ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, исправьте их и запишите правильные словосочетания.
1. дымящийся какао
2. живописное Онтарио
3. терпкое кофе
4. прозрачный тюль
5. многолюдная авеню
Ответ: ____________________________________________________________________
22. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова и запишите правильную форму слова.
1. не ПРОРОНЯЯ (слов)
2. в БОКУ
3. знаменитые ПРОФЕССОРА
4. благодаря РЕШЕНИЮ
5. ИХ успех
Ответ: ____________________________________________________________________
23. Выпишите словосочетания, в которых на месте пропуска должна стоять буква И.
Ребёнок кашля…т, завис…т от обстоятельств, ненавид…т ложь, хоч…тся выиграть, высохн…т на солнце, тяжело дыш…т
Ответ: ______________________________________________________________________
24. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В мире не счесть мастеров-виртуозов, АРТИСТИЧНО владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.
Каждый вечер после спектакля у АРТИСТИЧЕСКОГО подъезда толпятся группы поклонниц в ожидании своего кумира.
В БЕДСТВЕННОМ положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира.
Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ взгляды лидера партии были хорошо известны.
Ответ: __________________________________________________________________
25. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Выпишите предложения, объяснив постановку знака препинания.
1) Я закажу мороженое или горячий шоколад или клубничное пирожное.
2) После Тургенева Достоевского Толстого Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского рассказы Чехова показались многим критикам выражением общественного равнодушия.
3) Эта конференция собрала вместе представителей как федерального так и регионального уровней власти.
4) Я получаю и доставляю адресату письма и посылки.
5) В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
Ответ__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
26. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Объясните постановку знака(ов) препинания.
Советники Зевеса (1)
Живете ль вы в небесной глубине,
Иль(2) божества всевышние(3) всему
Причина вы(4) по мненью мудрецов(5)
И следуют торжественно за вами
Великой Зевс с супругой белоглавой
И мудрая богиня, дева силы,
Афинская Паллада, – вам хвала.
Примите гимн(6) таинственные силы!
Ответ: __________________________________________________________________.
27.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Объясните постановку знака(ов) препинания.
На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради достижения (2) которой (3) имело бы смысл (4) начать ядерную войну.
Ответ: _______________________________________________________________________
28. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. Объясните правило.
(1)Биография Гавриила Абрамовича Илизарова, известного хирурга-ортопеда, тесно связана с Зауральем. (2)Получив диплом врача, Илизаров прошёл путь от сельского врача до директора Курганского научно-исследовательского института экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии. (3)Он был высококвалифицированным доктором и талантливым учёным, разработавшим принципиально новые методы лечения травматологических и ортопедических заболеваний. (4)В 1951 году он сконструировал свой первый аппарат, с помощью которого можно было бескровно лечить все закрытые и открытые переломы длинных трубчатых костей. (5)Кроме того, с помощью этого аппарата стало возможным возмещать большие дефекты мягких тканей и кости при свежих переломах без пересадки костных тканей, ликвидировать большие укорочения, устранять деформации различных костей и суставов. (6)Метод Илизарова используется не только в нашей стране, но и за рубежом.
(7)Г. А. Илизаров — автор более 600 научных работ. (8)Об Илизарове написаны статьи, художественные очерки, романы и повести, он стал героем или прототипом многих художественных фильмов, театральных постановок.
Ответ: _______________________________________________________________________
29. Петровская реформа решила национальные задачи создав государственность обеспечившую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав и построив одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации.
Определите, чем осложнено данное предложение (ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ НЕ РАССТАВЛЕНЫ). Запишите предложение, расставив знаки препинания. Вариант(ы) верных ответов запишите.
1. вводное слово; 2. причастный оборот; 3. деепричастный оборот;
4. однородные члены; 5. обращение; 6. обобщающее слово
Ответ: ______________________________________________________________________
30. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Объясните постановку знаков препинания.
Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.
Ответ________________________________________________________________
31.Прочитайте текст.
(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, — результат эволюционного процесса.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования — результат (предложение 5)
Ответ: ________________________________________________________________________________
32. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Выпишите эпитеты.
1) — Да, тяжёлое ваше дело.
2) — Он летел стрелой.
3) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
4) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
5) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
Ответ__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
II часть. Комплексный анализ текста.
Прочитайте текст и выполните задания 1-8
(1) Я проснулся серым утром. (2)Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. (3) Он шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
(4) Странный свет — неяркий и неподвижный — был непохож на солнечный. (5) Это светили осенние листья. (6) За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. (7) ... сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
(8)Так началась осень. (9) До тех пор я почти её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.
(10)Осень пришла внезапно. (11)Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?
1. Предложение 1: Я проснулся серым утром.
2. Предложение 4: Странный свет — неяркий и неподвижный — был непохож на солнечный.
3. Предложение 11: Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
4. Предложение 8: Так началась осень.
Ответ:______________
2. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста?
1. Так 2. В итоге 3. Поэтому 4. От этого
Ответ:______________
3. Укажите тип(-ы) речи данного текста.
1. описание 2. повествование 3. рассуждение и описание 4. повествование и описание
Ответ:______________
4. Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.
1. публицистический 2. художественный 3. научно-популярный
4. официально-деловой
Ответ:______________
5. Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим предложением при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________
6. Какие слова НЕ являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
комната была залита (2) 3) листья светили (5)
она лежала и распространяла (6) 4) запаха не было (9)
Ответ:______________
7. Укажите значение слова залита во втором (2) предложении.
1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью
2. Испачкать жидким
3. Перен.: сильно осветить
4. Потушить водой
Ответ:______________
8. Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в четвёртом (4) предложении текста.
1. эпитет 2. сравнение 3. метафора 4. олицетворение
Ответ:______________