Урок литературы в 10 классе «И.С. Тургенев "Отцы и дети". Композиция. Своеобразие конфликта. Анализ 1–4 глав»

8
1
Материал опубликован 31 July 2020

Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» (1862, журнал «Русский вестник»).

Композиция. Своеобразие конфликта (анализ 1-4 гл.)

Учитель: Васькова Елена Ивановна

Класс: 10


Цель урока

обучающий аспект:

знать понятия: «композиция», «конфликт» (познавательные универсальные учебные навыки);

уметь выявлять жанровые особенности романа (познавательные универсальные учебные навыки);

учиться оценивать своеобразие тургеневского романа (познавательные универсальные учебные навыки);


развивающий аспект:

развивать логическое мышление при определении своеобразия композиции и конфликта в романе (познавательные универсальные учебные навыки);

развивать монологическую речь при ответе на поставленные вопросы (коммуникативные универсальные учебные навыки);

развивать внимание при планировании, контроле и оценивании результатов собственной деятельности и деятельности товарищей (регулятивные универсальные учебные навыки);


воспитывающий аспект:

воспитывать такие духовные ценности, как гуманизм, любовь к семье (личностные универсальные учебные навыки);

воспитывать культуру общения и нравственные качества, которые отражают уважение к другому человеку, самому себе, к коллективу (коммуникативные и универсальные учебные навыки).


Тип урока: урок комплексного применения знаний.


Этапы урока:

подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,

применение знаний;

подведение итогов урока на рефлексивной основе;

домашнее задание.





















Ход урока


Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

6 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Итак, роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» во 2 номере за 1862 год. Сразу подчеркну, что в истории русской литературы нет произведения, которого бы с таким нетерпением ждали и о котором так яростно, ожесточённо бы спорили современники и потомки. Ажиотаж был настолько сильным, что роман прочитали даже те, кто книгу в руки не брал со школьной скамьи. Помним, уже написаны «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», и новый роман оправдал ожидания читателей, так как он был построен по всем канонам тургеневского романа.

Давайте вспомним особенности романов И.С. Тургенева.

СЛАЙД 1


Роман «Отцы и дети» - типичный роман писателя. Тогда почему после выхода произведения Тургенева ожесточённо критиковали и либералы, и революционеры-демократы. Студенты даже собрания проводили и резолюции принимали об отказе в доверии писателю. Что могло не понравиться читателям, вовлечённым в политику?


Да, никто из героев: ни либералы Кирсановы, ни нигилист Базаров- не одержал победу над своим идеологическим врагом! Базарова вообще назвали «асмодеем» (дьяволом). Практически никто из современников не понял замысла автора. Попробуем в нём разобраться мы.


Итак, тема урока: Композиция романа И.С Тургенева «Отцы и дети». Своеобразие конфликта (анализ 1-4 гл.)


СЛАЙД 2

Сформулируйте цель урока.



Фамилия, имя

Задание














Выполняют задание.

Взаимопроверка.

Приложение 1

Оценивание(0-1-2)







Ответы ребят.












Записывают тему урока.




Формулируют цель урока.

Понять композицию романа, выяснить своеобразие конфликта, анализируя 1-4 главы произведения «Отцы и дети».



Применение знаний и способов действий

мин.

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная, парная, групповая/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Дома вы проанализируете 5- 11 главу по плану, который я озвучу в конце урока.


Своеобразным введением в текст является его название - «Отцы и дети». Сразу определена сфера действия. Назовёте?


Отношения в семье могут быть разными, но согласимся с очень интересным критиком нашего времени Д. Быковым. «В России в силу ее циклического развития каждые пятнадцать-двадцать лет сменяется идеологическая матрица, и каждое следующее поколение оказывается в идеологическом — да и нравственном — перпендикуляре к «отцам».

У Тургенева есть ответ на вопрос, как выйти из этого перпендикуляра.

Итак, следим за автором, помним про его «тайную психологию» …

Вдумаемся в посвящение романа, чтобы найти ключ к пониманию авторского замысла.

Кому посвящен роман? Что знаем о В.Г. Белинском?

Открывает эпиграф к уроку.

СЛАЙД3

В 40- е годы критик утверждал следующее.

Отрицание - мой Бог. В истории мои герои – разрушители. Рассудок для меня теперь выше признания авторитетов.

В.Г. Белинский

Попробуйте сформулировать цель Тургенева.


Это главный проблемный вопрос наших уроков.


СЛАЙД 4

Но поиск авторской идеи невозможен без внимания к ещё одной проблеме, подсказанной читателю самой композицией романа. Вглядитесь в схему, которую мы с вашей одноклассницей тщательно продумывали. Прокомментируй, пожалуйста.


Почему историю нового человека – нигилиста Тургенев обрамляет описанием жизни дворянской усадьбы, картиной сельского кладбища и размышлениями о жизни бесконечной? Эти вопросы помогают догадаться о главном конфликте романа- философско-идеологическом. А вот развивается он, судя по названию, на фоне семейных отношений.

Знакомимся с семьёй Кирсановых.

Что уже знаем о Николае Петровиче?


Организует групповую работу:

1 мини- группа- «Предыстория Николая Петровича Кирсанова»;

Оценивает работу группы.

После смерти жены вся жизнь НПК сосредоточилась на сыне. Причём в 3 главе признался, что в общении с ним придерживался особых принципов. Каких именно- не сказал, но по диалогам с Аркадием, ремаркам к ним, жестам героя мы можем догадаться


2 мини- группа- «Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну»;

Оценивает работу группы.


Да, отношение отца к сыну в семье Кирсановых достойно уважения. Пока у них всё было «хорошо и тихо».

3 мини-группа- «Аркадий по- прежнему Кирсанов или другой человек?»

Оценивает работу группы.

Это великое счастье, когда тебя понимают! Поэтому Аркадий останется с семьёй, будет счастлив, в отличие от главного героя.

4 мини- группа - «Знакомство с Базаровым и Павлом Петровичем»

Оценивает работу группы.

Быть верным себе поражает. Где себя проявляет ППК? Насколько связаны его принципы с насущными проблемами России? Столкновение этих героев неизбежно.




СЛАЙД 5-9







Семья, отношения поколений.




























Выяснить, прав ли Белинский? Как далеко может пойти человек в своём отрицании, насколько продуктивно подобное отношение к жизни?





Ученица защищает мини- проект «Особенности композиции романа «Отцы и дети».

Приложение 2












Николай Петрович- хороший, добрый человек. Любит сына, либерал, помещик, терпимый…Замечает красоту самой обыденной жизни…Но не герой! Натура не того масштаба.



Групповая работа


Критерии оценивания:

глубина, полнота ответа - 2 балла (0-1-2);

аргументированность ответа:

- приведено не меньше 3 аргументов из романа - 2 балла;

приведено 2 аргумента из романа - 1 балл;

приведен 1 аргумент - 0 баллов.

3) Речь (языковое оформление ответа) - 2 балла (0-1-2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выступление групп и заполнение таблицы.

Вывод 1 гр. Патриотически настроенный род Кирсановых в революции участвовать не будет. Поддерживают прогрессивные умеренные реформы. Главной ценностью является семья, где царят любовь, согласие и понимание. И сына приобщают к ним, признавая за каждым свободу выбора. Предыстория показывает тесную связь поколений в роду Кирсановых.

Вывод 2 гр.

Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну:

быть к сыну как можно ближе: знать его друзей, открывать для них двери своего дома;

доверять сыну, делиться своими проблемами, по- мужски быть честным и тактичным.

Вывод 3 гр.

Аркадий становится другим, более развязным, как заметил ППК. Но Тургенев сам объяснил причину: взрослеет, издержки поведения неизбежны. Николай П. это понимает, поэтому не трогает сына. Конфликт между отцом и сыном есть, но он вневременной, психологический, а не идеологический, который вполне разрешим благодаря любви и пониманию. Аркадий по- прежнему Кирсанов.

Вывод 4 гр.

Базаров- умный, самоуверенный человек, труженик, достаточно спокойно относящийся к тому, какое впечатление он производит. Не сразу подаёт руку для приветствия: чужд условностям. По отношению к традиционной дворянской культуре (отношение к поэзии) настроен критически. Павел Петрович- сильная личность, чувствуется аристократическая породистость, но и спесь. В системе ценностей Базарова противопоставлена практическая польза романтизму, толку от которого никакого.

Итог на рефлексивной основе

мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,

выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Каждая новая эпоха отрицает следующую. Это закон отрицания отрицания в диалектике. В такие времена человеку не остается ничего, кроме истинно тургеневских душевных свойств: умения разговаривать подтекстами, договариваться, терпеть.

Этот совет можно отнести и некоторым авторам на форуме, где до сих пор обсуждается роман «Отцы и дети».




СЛАЙД


Читают в парах посты форума, отвечают на вопросы. Ответы записывают на белом сигнальном листе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4




ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов по шкале:

10-9 баллов - «5»

8-7 баллов - «4»

6-5 баллов- «3»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Домашнее задание

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: /индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, написанные на былинные сюжеты, вам известны? Какое впечатление они произвели на вас?

Фамилия, имя

Задание





ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Кирилл, ученик 10 класса, выполнял следующее задание: какое из утверждений соответствует или не соответствует особенностям романов И.С. Тургенева. Исправьте ошибки.

Утверждения

ДА

НЕТ

Каждый роман И.С. Тургенева политический, остроактуальный.


Внимание читателей романов держит не столько образ главного героя, сколько актуальные события.


И.С Тургенев всегда испытывает героя традиционными жизненными ценностями


Писатель подробно разъясняет читателю своё отношение к событиям и героям, не доверяя читателю. Действие в романах растянуто во времени.


«Тайная психология» писателя обращает внимание читателей на диалоги и авторские ремарки, детали и лейтмотивы, предыстории героев, иронические намёки и, наконец, на роль пейзажа в остроактуальных идеологических романах.












ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный текст комментария к схеме

Главный герой Евгений Базаров вместе с приятелем Аркадием Кирсановым возвращается из Петербурга домой, но к родителям не спешит. Он заезжает в гости к Аркадию в имение Марьино (гл.1-11). Через две недели приятели отправляются губернский город (гл.12-15), где знакомятся с Одинцовой Анной Сергеевной. Она приглашает их к себе в гости В имении Никольском они провели больше 2 недель (гл.16-19). Наконец, Базаров у родителей в деревне Васильевка (гл.20-27). Получился круг, проходя который, Базаров открывается нам- читателям в его взаимоотношениях с людьми. Почему автору так важно, чтобы герой снова прошел это круг? Никольское- гл.22, 25-26, Марьино- гл.22-24, Васильевка-27. Нам кажется, Базаров пытается разобраться в том, что с ним произошло. Если посмотреть на схему, то видим: со смертью героя повествование не заканчивается. Из 28 глав Базарова нет в первой и последней. В самом начале повествования знакомство с потомственным дворянином Николаем Петровичем Кирсановым, а эпилоге- картина сельского кладбища и философские размышления о ВЕЧНОСТИ. Получается своеобразное обрамление истории нового человека- нигилиста Базарова.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Групповая работа


1мини- группа

«Предыстория Николая Петровича Кирсанова»


Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.

Выберите того, кто будет отвечать.



Общий вопрос: с какой целью И.С. Тургенев включает в текст 1 главы предысторию Николая Петровича Кирсанова?

1 ученик. Прошлая жизнь Николая Петровича помещена между 2 датами российской и европейской истории. Назовите эти события. Как они характеризуют общественную позицию рода Кирсановых и самого Николая Петровича?

2 ученик. Выразительно прочитайте фрагмент главы1 со слов «между тем Николай Петрович успел, ещё при жизни родителей…» до слов «но тут настал 48-й год».

Что является жизненными ценностями Николая Петровича?

3 ученик. Подберите синонимы к выражению «жили очень хорошо и тихо». Почему автору важно подчеркнуть, что «Аркадий рос да рос- тоже хорошо и тихо».



2 мини- группа

«Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну»

Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.

Выберите того, кто будет отвечать.

Для справки: жизненный принцип- это правило, которому человек следует в жизни.

Общий вопрос: Обратите внимание на авторскую ремарку после того, как Аркадий закурил («Николай Петрович, отроду не куривший…», какой жизненный принцип Николая Петровича по отношению к сыну она иллюстрирует?

Для справки: ремарка- замечание автора книги, дополняющее или уточняющее какие- либо детали.

1 ученик. Сформулируйте жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну, анализируя момент встречи с его новым приятелем Базаровым (гл.2).


2 ученик. Сформулируйте жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну, анализируя его разговор с сыном о мужиках («Хлопоты у меня…»), о Фенечке («В мои лета…Словом, эта девушка…»).

3 мини- группа

«Аркадий по- прежнему Кирсанов или другой человек?»

Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.

Выберите того, кто будет отвечать.


Общий вопрос: Аркадий после долгого отсутствия дома. Он по- прежнему Кирсанов или другой человек? Ест ли основания говорить о конфликте с отцом?

1 ученик. Что нового в поведении Аркадия можно отметить, анализируя его разговор о Фенечке в 3 главе?

2 ученик. Что нового в поведении Аркадия можно отметить, анализируя его поведение во время ужина (гл.4)

4 мини- группа

«Знакомство с Базаровым и Павлом Петровичем»

Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.

Выберите того, кто будет отвечать.

Общий вопрос: что чему противостоит в системе ценностей Базарова (со слов «А чудаковат у тебя дядя» до слов «то есть прогресс»)?

1 ученик. Неординарность Базарова ощутима уже в момент первой встречи с ним (со слов «Папаша» до слов «выпуклостей просторного черепа», гл.2). В чём, на Ваш взгляд, она проявляется? 3и 4 глава подтверждают или опровергают первоначальное впечатление об этом человеке (обратите внимание, в какой момент он просит спичку у Аркадия в 3 главе)? Приведите примеры.

2 ученик. Почему Базаров называет Павла Петровича «архаичным явлением»? Согласны Вы с подобной оценкой (обратите внимание на портрет, жесты Павла Петровича)?



«Предыстория Николая Петровича Кирсанова»



«Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну»


«Аркадий по- прежнему Кирсанов или другой человек?»


«Знакомство с Базаровым и Павлом Петровичем»



























ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Форум


Кто из предложенных авторов постов понимает, что чтение романа «Отцы и дети» -это сложный труд? Выпишите номер (а).

Назовите особенности (не менее 2-х), которые, по мнению авторов постов, объясняют непростое чтение романа И.С. Тургенева.



Анна М.


Книга "Отцы и Дети"- это довольно-таки сложное и противоречивое произведение, которое наводит читателя на различного рода размышления, и именно в этом и заключается главная ценность этого романа. И кому-то она нравится, кому-то нет, но она является по- настоящему выдающимся классическим произведением. И надо сказать, что мне все же было читать ее сложновато (обилие диалогов, пейзажей), но я блестяще справилась со столь нелегкой задачей и осилила ее до конца. А прочитав эту книгу, забыть её не смогла.

Дмитрий


Тургенев привез во Францию русское аристократическое изящество, умение обо всем говорить изящными намеками (воспитанное русской политической цензурой) и отсутствие авторского диктата, то есть волшебную способность оставлять последнее слово за читателем…В силу всех этих особенностей, не столько проясняющих, сколько маскирующих авторскую мысль, роман Тургенева непрост для пересказа и понимания.

Павел

Творчество Тургенева, на мой взгляд, и умно, и благородно, если по Чехову, но... Не то что не талантливо, а просто всё из головы. Из сухого рационального рассудка. Вот открываю «Анну Каренину» — там течёт свободная и полнокровная жизнь. Открываю тех же «Отцов и детей» — всё автор нарочно сконструировал и подогнал. Ни один эпизод не вытекает из логики событий, и жизни нет, одна голая болтовня.




ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Оценочный лист

Имя

«Исправь ошибки»

Групповая работа

форум

Итог

отметка


(0-1-2)

max. 6б.

(0-1-2)








ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Домашнее задание

Заполните таблицу

Направления спора

Позиция Павла Петровича

Позиция Базарова










Почему И.С. Тургенев спор между героями называет схваткой?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, что поделились интересной разработкой. При анализе объемных произведений в 10 классе всегда боишься скатиться в пересказ (дети читают невнимательно, а порой и не читают). Ваш урок должен быть интересен и продуктивен для старшеклассников.

0
12 August 2020