Урок литературы в 10 классе «И.С. Тургенев "Отцы и дети". Композиция. Своеобразие конфликта. Анализ 1–4 глав»
Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» (1862, журнал «Русский вестник»).
Композиция. Своеобразие конфликта (анализ 1-4 гл.)
Учитель: Васькова Елена Ивановна
Класс: 10
Цель урока
обучающий аспект:
знать понятия: «композиция», «конфликт» (познавательные универсальные учебные навыки);
уметь выявлять жанровые особенности романа (познавательные универсальные учебные навыки);
учиться оценивать своеобразие тургеневского романа (познавательные универсальные учебные навыки);
развивающий аспект:
развивать логическое мышление при определении своеобразия композиции и конфликта в романе (познавательные универсальные учебные навыки);
развивать монологическую речь при ответе на поставленные вопросы (коммуникативные универсальные учебные навыки);
развивать внимание при планировании, контроле и оценивании результатов собственной деятельности и деятельности товарищей (регулятивные универсальные учебные навыки);
воспитывающий аспект:
воспитывать такие духовные ценности, как гуманизм, любовь к семье (личностные универсальные учебные навыки);
воспитывать культуру общения и нравственные качества, которые отражают уважение к другому человеку, самому себе, к коллективу (коммуникативные и универсальные учебные навыки).
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока:
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
применение знаний;
подведение итогов урока на рефлексивной основе;
домашнее задание.
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 6 мин. | ||
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / индивидуальная/. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Итак, роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» во 2 номере за 1862 год. Сразу подчеркну, что в истории русской литературы нет произведения, которого бы с таким нетерпением ждали и о котором так яростно, ожесточённо бы спорили современники и потомки. Ажиотаж был настолько сильным, что роман прочитали даже те, кто книгу в руки не брал со школьной скамьи. Помним, уже написаны «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», и новый роман оправдал ожидания читателей, так как он был построен по всем канонам тургеневского романа. Давайте вспомним особенности романов И.С. Тургенева. СЛАЙД 1 Роман «Отцы и дети» - типичный роман писателя. Тогда почему после выхода произведения Тургенева ожесточённо критиковали и либералы, и революционеры-демократы. Студенты даже собрания проводили и резолюции принимали об отказе в доверии писателю. Что могло не понравиться читателям, вовлечённым в политику? Да, никто из героев: ни либералы Кирсановы, ни нигилист Базаров- не одержал победу над своим идеологическим врагом! Базарова вообще назвали «асмодеем» (дьяволом). Практически никто из современников не понял замысла автора. Попробуем в нём разобраться мы. Итак, тема урока: Композиция романа И.С Тургенева «Отцы и дети». Своеобразие конфликта (анализ 1-4 гл.) СЛАЙД 2 Сформулируйте цель урока. | Фамилия, имя Задание | |
Выполняют задание. Взаимопроверка. Приложение 1 Оценивание(0-1-2) Ответы ребят. Записывают тему урока. Формулируют цель урока. Понять композицию романа, выяснить своеобразие конфликта, анализируя 1-4 главы произведения «Отцы и дети». | ||
Применение знаний и способов действий мин. | ||
Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / индивидуальная, парная, групповая/. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Дома вы проанализируете 5- 11 главу по плану, который я озвучу в конце урока. Своеобразным введением в текст является его название - «Отцы и дети». Сразу определена сфера действия. Назовёте? Отношения в семье могут быть разными, но согласимся с очень интересным критиком нашего времени Д. Быковым. «В России в силу ее циклического развития каждые пятнадцать-двадцать лет сменяется идеологическая матрица, и каждое следующее поколение оказывается в идеологическом — да и нравственном — перпендикуляре к «отцам». У Тургенева есть ответ на вопрос, как выйти из этого перпендикуляра. Итак, следим за автором, помним про его «тайную психологию» … Вдумаемся в посвящение романа, чтобы найти ключ к пониманию авторского замысла. Кому посвящен роман? Что знаем о В.Г. Белинском? Открывает эпиграф к уроку. СЛАЙД3 В 40- е годы критик утверждал следующее. Отрицание - мой Бог. В истории мои герои – разрушители. Рассудок для меня теперь выше признания авторитетов. В.Г. Белинский Попробуйте сформулировать цель Тургенева. Это главный проблемный вопрос наших уроков. СЛАЙД 4 Но поиск авторской идеи невозможен без внимания к ещё одной проблеме, подсказанной читателю самой композицией романа. Вглядитесь в схему, которую мы с вашей одноклассницей тщательно продумывали. Прокомментируй, пожалуйста. Почему историю нового человека – нигилиста Тургенев обрамляет описанием жизни дворянской усадьбы, картиной сельского кладбища и размышлениями о жизни бесконечной? Эти вопросы помогают догадаться о главном конфликте романа- философско-идеологическом. А вот развивается он, судя по названию, на фоне семейных отношений. Знакомимся с семьёй Кирсановых. Что уже знаем о Николае Петровиче? Организует групповую работу: 1 мини- группа- «Предыстория Николая Петровича Кирсанова»; Оценивает работу группы. После смерти жены вся жизнь НПК сосредоточилась на сыне. Причём в 3 главе признался, что в общении с ним придерживался особых принципов. Каких именно- не сказал, но по диалогам с Аркадием, ремаркам к ним, жестам героя мы можем догадаться 2 мини- группа- «Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну»; Оценивает работу группы. Да, отношение отца к сыну в семье Кирсановых достойно уважения. Пока у них всё было «хорошо и тихо». 3 мини-группа- «Аркадий по- прежнему Кирсанов или другой человек?» Оценивает работу группы. Это великое счастье, когда тебя понимают! Поэтому Аркадий останется с семьёй, будет счастлив, в отличие от главного героя. 4 мини- группа - «Знакомство с Базаровым и Павлом Петровичем» Оценивает работу группы. Быть верным себе поражает. Где себя проявляет ППК? Насколько связаны его принципы с насущными проблемами России? Столкновение этих героев неизбежно. СЛАЙД 5-9 | | |
Семья, отношения поколений. Выяснить, прав ли Белинский? Как далеко может пойти человек в своём отрицании, насколько продуктивно подобное отношение к жизни? Ученица защищает мини- проект «Особенности композиции романа «Отцы и дети». Приложение 2 Николай Петрович- хороший, добрый человек. Любит сына, либерал, помещик, терпимый…Замечает красоту самой обыденной жизни…Но не герой! Натура не того масштаба. Групповая работа Критерии оценивания: глубина, полнота ответа - 2 балла (0-1-2); аргументированность ответа: - приведено не меньше 3 аргументов из романа - 2 балла; приведено 2 аргумента из романа - 1 балл; приведен 1 аргумент - 0 баллов. 3) Речь (языковое оформление ответа) - 2 балла (0-1-2). ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Выступление групп и заполнение таблицы. Вывод 1 гр. Патриотически настроенный род Кирсановых в революции участвовать не будет. Поддерживают прогрессивные умеренные реформы. Главной ценностью является семья, где царят любовь, согласие и понимание. И сына приобщают к ним, признавая за каждым свободу выбора. Предыстория показывает тесную связь поколений в роду Кирсановых. Вывод 2 гр. Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну: быть к сыну как можно ближе: знать его друзей, открывать для них двери своего дома; доверять сыну, делиться своими проблемами, по- мужски быть честным и тактичным. Вывод 3 гр. Аркадий становится другим, более развязным, как заметил ППК. Но Тургенев сам объяснил причину: взрослеет, издержки поведения неизбежны. Николай П. это понимает, поэтому не трогает сына. Конфликт между отцом и сыном есть, но он вневременной, психологический, а не идеологический, который вполне разрешим благодаря любви и пониманию. Аркадий по- прежнему Кирсанов. Вывод 4 гр. Базаров- умный, самоуверенный человек, труженик, достаточно спокойно относящийся к тому, какое впечатление он производит. Не сразу подаёт руку для приветствия: чужд условностям. По отношению к традиционной дворянской культуре (отношение к поэзии) настроен критически. Павел Петрович- сильная личность, чувствуется аристократическая породистость, но и спесь. В системе ценностей Базарова противопоставлена практическая польза романтизму, толку от которого никакого. | ||
Итог на рефлексивной основе мин. | ||
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / индивидуальная/. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Каждая новая эпоха отрицает следующую. Это закон отрицания отрицания в диалектике. В такие времена человеку не остается ничего, кроме истинно тургеневских душевных свойств: умения разговаривать подтекстами, договариваться, терпеть. Этот совет можно отнести и некоторым авторам на форуме, где до сих пор обсуждается роман «Отцы и дети». СЛАЙД | | |
Читают в парах посты форума, отвечают на вопросы. Ответы записывают на белом сигнальном листе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов по шкале: 10-9 баллов - «5» 8-7 баллов - «4» 6-5 баллов- «3» ПРИЛОЖЕНИЕ 6 | ||
Домашнее задание мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: /индивидуальная/. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, написанные на былинные сюжеты, вам известны? Какое впечатление они произвели на вас? | Фамилия, имя | Задание |
| |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кирилл, ученик 10 класса, выполнял следующее задание: какое из утверждений соответствует или не соответствует особенностям романов И.С. Тургенева. Исправьте ошибки.
Утверждения | ДА | НЕТ |
Каждый роман И.С. Тургенева политический, остроактуальный. | | |
Внимание читателей романов держит не столько образ главного героя, сколько актуальные события. | | |
И.С Тургенев всегда испытывает героя традиционными жизненными ценностями | | |
Писатель подробно разъясняет читателю своё отношение к событиям и героям, не доверяя читателю. Действие в романах растянуто во времени. | | |
«Тайная психология» писателя обращает внимание читателей на диалоги и авторские ремарки, детали и лейтмотивы, предыстории героев, иронические намёки и, наконец, на роль пейзажа в остроактуальных идеологических романах. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный текст комментария к схеме
Главный герой Евгений Базаров вместе с приятелем Аркадием Кирсановым возвращается из Петербурга домой, но к родителям не спешит. Он заезжает в гости к Аркадию в имение Марьино (гл.1-11). Через две недели приятели отправляются губернский город (гл.12-15), где знакомятся с Одинцовой Анной Сергеевной. Она приглашает их к себе в гости В имении Никольском они провели больше 2 недель (гл.16-19). Наконец, Базаров у родителей в деревне Васильевка (гл.20-27). Получился круг, проходя который, Базаров открывается нам- читателям в его взаимоотношениях с людьми. Почему автору так важно, чтобы герой снова прошел это круг? Никольское- гл.22, 25-26, Марьино- гл.22-24, Васильевка-27. Нам кажется, Базаров пытается разобраться в том, что с ним произошло. Если посмотреть на схему, то видим: со смертью героя повествование не заканчивается. Из 28 глав Базарова нет в первой и последней. В самом начале повествования знакомство с потомственным дворянином Николаем Петровичем Кирсановым, а эпилоге- картина сельского кладбища и философские размышления о ВЕЧНОСТИ. Получается своеобразное обрамление истории нового человека- нигилиста Базарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Групповая работа
1мини- группа
«Предыстория Николая Петровича Кирсанова»
Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.
Выберите того, кто будет отвечать.
Общий вопрос: с какой целью И.С. Тургенев включает в текст 1 главы предысторию Николая Петровича Кирсанова?
1 ученик. Прошлая жизнь Николая Петровича помещена между 2 датами российской и европейской истории. Назовите эти события. Как они характеризуют общественную позицию рода Кирсановых и самого Николая Петровича?
2 ученик. Выразительно прочитайте фрагмент главы1 со слов «между тем Николай Петрович успел, ещё при жизни родителей…» до слов «но тут настал 48-й год».
Что является жизненными ценностями Николая Петровича?
3 ученик. Подберите синонимы к выражению «жили очень хорошо и тихо». Почему автору важно подчеркнуть, что «Аркадий рос да рос- тоже хорошо и тихо».
2 мини- группа
«Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну»
Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.
Выберите того, кто будет отвечать.
Для справки: жизненный принцип- это правило, которому человек следует в жизни.
Общий вопрос: Обратите внимание на авторскую ремарку после того, как Аркадий закурил («Николай Петрович, отроду не куривший…», какой жизненный принцип Николая Петровича по отношению к сыну она иллюстрирует?
Для справки: ремарка- замечание автора книги, дополняющее или уточняющее какие- либо детали.
1 ученик. Сформулируйте жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну, анализируя момент встречи с его новым приятелем Базаровым (гл.2).
2 ученик. Сформулируйте жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну, анализируя его разговор с сыном о мужиках («Хлопоты у меня…»), о Фенечке («В мои лета…Словом, эта девушка…»).
3 мини- группа
«Аркадий по- прежнему Кирсанов или другой человек?»
Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.
Выберите того, кто будет отвечать.
Общий вопрос: Аркадий после долгого отсутствия дома. Он по- прежнему Кирсанов или другой человек? Ест ли основания говорить о конфликте с отцом?
1 ученик. Что нового в поведении Аркадия можно отметить, анализируя его разговор о Фенечке в 3 главе?
2 ученик. Что нового в поведении Аркадия можно отметить, анализируя его поведение во время ужина (гл.4)
4 мини- группа
«Знакомство с Базаровым и Павлом Петровичем»
Ответьте на вопросы, опираясь на текст романа. Подготовьте связный ответ, обязательно включив в него примеры из текста, наиболее ярко иллюстрирующие основное содержание вашего ответа.
Выберите того, кто будет отвечать.
Общий вопрос: что чему противостоит в системе ценностей Базарова (со слов «А чудаковат у тебя дядя» до слов «то есть прогресс»)?
1 ученик. Неординарность Базарова ощутима уже в момент первой встречи с ним (со слов «Папаша» до слов «выпуклостей просторного черепа», гл.2). В чём, на Ваш взгляд, она проявляется? 3и 4 глава подтверждают или опровергают первоначальное впечатление об этом человеке (обратите внимание, в какой момент он просит спичку у Аркадия в 3 главе)? Приведите примеры.
2 ученик. Почему Базаров называет Павла Петровича «архаичным явлением»? Согласны Вы с подобной оценкой (обратите внимание на портрет, жесты Павла Петровича)?
«Предыстория Николая Петровича Кирсанова» | «Жизненные принципы Николая Петровича по отношению к сыну» | «Аркадий по- прежнему Кирсанов или другой человек?» | «Знакомство с Базаровым и Павлом Петровичем» |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Форум
Кто из предложенных авторов постов понимает, что чтение романа «Отцы и дети» -это сложный труд? Выпишите номер (а).
Назовите особенности (не менее 2-х), которые, по мнению авторов постов, объясняют непростое чтение романа И.С. Тургенева.
Анна М.
Книга "Отцы и Дети"- это довольно-таки сложное и противоречивое произведение, которое наводит читателя на различного рода размышления, и именно в этом и заключается главная ценность этого романа. И кому-то она нравится, кому-то нет, но она является по- настоящему выдающимся классическим произведением. И надо сказать, что мне все же было читать ее сложновато (обилие диалогов, пейзажей), но я блестяще справилась со столь нелегкой задачей и осилила ее до конца. А прочитав эту книгу, забыть её не смогла.
Дмитрий
Тургенев привез во Францию русское аристократическое изящество, умение обо всем говорить изящными намеками (воспитанное русской политической цензурой) и отсутствие авторского диктата, то есть волшебную способность оставлять последнее слово за читателем…В силу всех этих особенностей, не столько проясняющих, сколько маскирующих авторскую мысль, роман Тургенева непрост для пересказа и понимания.
Павел
Творчество Тургенева, на мой взгляд, и умно, и благородно, если по Чехову, но... Не то что не талантливо, а просто всё из головы. Из сухого рационального рассудка. Вот открываю «Анну Каренину» — там течёт свободная и полнокровная жизнь. Открываю тех же «Отцов и детей» — всё автор нарочно сконструировал и подогнал. Ни один эпизод не вытекает из логики событий, и жизни нет, одна голая болтовня.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Оценочный лист
Имя | «Исправь ошибки» | Групповая работа | форум | Итог | отметка |
| (0-1-2) | max. 6б. | (0-1-2) | | |
| | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Домашнее задание
Заполните таблицу
Направления спора | Позиция Павла Петровича | Позиция Базарова |
| | |
| | |
| | |
Почему И.С. Тургенев спор между героями называет схваткой?
Приходько Наталья Владимировна