Из книжной сокровищницы древней Руси
презентация
PPT / 8.09 Мб
/data/files/a1645589747.ppt (презентация)Конспект учебного занятия
по окружающему миру (история)
в 4 «Б» классе
Тема: «Из книжной сокровищницы древней Руси»
Студентки 212 группы
Комогорцевой Александры Павловны
Урок будет выдан: 02.02.2022
Методист: Павлова Ольга Владимировна
Учитель: Аникина Ольга Васильевна
Новосибирск, 2022
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Комогорцева Александра Павловна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «Б»
Тема урока: из книжной сокровищницы древней Руси
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении книжной сокровищницы древней Руси
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Дидактические средства: Дидактические средства: учебник Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | ||||
1.Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Добрый день, меня зовут Александра Павловна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Садитесь, проверьте вашу готовность к уроку: у вас на партах должен лежать учебник, пенал и лист историка. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию К:слушать и понимать речь других. | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | На прошлом уроке мы совершили путешествие по городам Древней Руси. Перед нами распахнулись ворота Древнего Киева. Побывали в Древнем Новгороде. Что вы узнали об этих городах? Сегодня нам предстоит узнать ещё больше нового. Но перед эти давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. 1)От каких слов произошло слово «город»? 2)Что из себя представляли первые города? 3)Как назывался центр русского города? 4)Что располагалось внутри кремля? 5)Как назывался стольный град великих князей? 6)При каком князе в Киеве появились замечательные архитектурные постройки? 8)На берегах какой реки расположился Новгород? 9)А у какого озера он стоит? Верно, молодцы!! | Внимательно слушают. Отвечают. От слово «гордъ», что значит городить, огораживать. Поселения окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рванами. Кремль. Располагались княжеский дворец и дома знати, церкви. Киев. При Ярославе Мудром. На берегах реки Волхов. Ульмень озера. | | К:владеть диалогической формой речи. К:строить монологическое высказывание. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3.Выявление места и причины затруднения | | Вы узнаете тему урока, если сможете догадаться, о чём пойдёт речь в тексте. Слушайте внимательно. Давным-давно, когда история Великой русской державы только начиналась, ОНА стоила очень дорого. Её одну можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, собольи шубы, и дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в тесненных кожах, в жемчугах, да в каменьях драгоценных. Золотые и серебряные застёжки украшали её наряд. Любуясь на неё, люди говорили: «Свет ты наш». Ребята, что же это за диковина? В чём состояла дороговизна книги? О чём будем говорить на уроке? Верно, сегодня мы с вами будем говорить о первых книгах. А тема нашего урока звучит так «Из книжной сокровищницы Древней Руси». Ребята, а что вы знаете о первых книгах? (Выслушиваю ответы детей) Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Выслушиваю ответы детей) А цель нашего урока: узнать о возникновении славянской азбуки, и появлении письменности на Руси. | Внимательно слушают. Книга. Книги долго писались, поэтому их было мало, и их все ценили. О первых книгах. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. | | К: владеть диалогической формой речи. Р:принимать и сохранять учебную задачу. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | А какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы достичь нашей цели? Задачи: 1) Получить представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси. 2) Познакомятся с понятием «Летопись» и с известными летописями; с историей создания книг. | Отвечают на вопрос. | | Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. | |
5.Реализация построенного проекта | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Ребята, обратите внимание на слайд. (Прошу одного ребёнка прочитать вопросы) Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) В каком веки жили создатели азбуки? (19 век) Когда отмечается день славянской письменности? (24 мая) На какой язык переводили книги? (славянский) Что мы сможем узнать с помощью этих вопросов? А ответить на эти вопросы, вам поможет видеофильм. Видео. Славянская азбука. Кирилл и Мефодий. Теперь проверим, как внимательно вы смотрели видеозапись. (Проверка, ответов на вопросы) Ребята, что ещё нового вы узнали после просмотра видеофайла? Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте слово «баба» используя строго славянские буквы. Обратите внимания на слайд, так в Древней Руси писали данное слово. Ребята, вы написали также? Ребята, как вы думаете, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. И вот почему. Известно, что слово глагол переводится как слово, речь. С помощью глаголицы можно было записать устную речь. А в настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Её называют кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Какой это век? Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. Ребята, откройте учебник на стр. 56. Прочитайте абзац. Прочитали? Ребята, что такое летопись? Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой. Как называется, самая известная летопись? Кто и когда её написал? Верно, молодцы! А сейчас давайте проведём физминутку. | Смотрят. Отвечают. Внимательно смотрят видео. Отвечают. Внимательно слушают. Отвечают. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. 9 век Внимательно слушают. Открывают учебник. Читают. Да. Записи о важнейших событиях. Летопись-это запись событий по годам. «Повесть временных лет». Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Выполняют. | П:осуществлять поиск необходимой информации К:владеть диалогической формой речи. | К:строить монологическое высказывание. К:владеть диалогической формой речи. К:слушать и понимать речь других. П:осуществлять поиск необходимой информации. П:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки. В Китае изготавливали китайские книжки-дощечки. А в Египетском царстве книги делали из папируса - речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр. Как сейчас книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались страницы. В Древней Руси рукописи считались произведением искусства. Чтобы закончить одну книгу, нужно было привлечь несколько людей. Нелёгкий труд был у переписчиков текстов, у художников, которые украшали книги рисунками. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да еще украсить ее рисунками не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, а иногда и в серебро. Украшали рукописи природными красками. Использовали киноварь - краску оранжево-красного цвета. Также использовалась охра - краску жёлтого цвета. Писали очищенными птичьими перьями, в основном гусиными. Книгу украшали орнаментом и красивой маленькой миниатюрой. В настоящее чудо мастер превращал заглавную букву в каждом абзаце. Дальше специальный мастер делал в книге переплёт, который был сделан из досок и обтянут кожей. Дорогие книги имели красивый переплёт из драгоценных камней и были покрыты золотом. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это более пятисот лет назад. Ребята, теперь вы знаете какой огромный труд проделывали люди, чтобы делать книги. Книги, созданные в далёкое время, очень отличаются от наших современных книг. Помните, что книги нужно беречь! | Внимательно слушают. | | К:владеть диалогической формой речи. | |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (самостоятельная работа) | Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках по пройденному материалу. А1. Укажи век создания славянской азбуки. 1) IX в. 2) XI в. 3) X в. 4) XII в. А2. Вспомни, кем были создатели славянской азбуки. 1) князьями 2) дружинниками 3) боярами 4) монахами А3. Отметь кожу животного для создания пергамента. 1) козлёнок 2) поросёнок 3) телёнок 4) ягнёнок А4. Выбери цвет чернил древних книг. 1) оранжевые 2) синие 3) коричневые 4) фиолетовые В1. Найди неверное высказывание. 1) Книги писали гусиными перьями. 2) Книги были недорогими в цене. 3) Славянская азбука называется кириллица. 4) На Руси развивалось просвещение. В2. Назови запись о важнейших событиях. 1) рукопись 2) календарь 3) летопись 4) дневник С1. Отметь имена создателей славянской азбуки. 1) Нестор 2) Мефодий 3) Кирилл 4) Владимир Готовы? Давайте проверим, как вы выполнили задания. (Сверяем ответы детей, с ответами на слайде) | Выполняют самостоятельную работу. А1-1 А2-4 А3-3 А4-3 В1-2 В2-3 С1-2,3 Выполняют проверку. | | Р: осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Ребята, что нового для себя вы открыли на нашем уроке? Кто создал славянскую письменность? Как называлась 1 азбука? Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих? Что такое летопись? Где и кем велись летописи? Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? На чем писали в Древней Руси? Что такое пергамент? Почему его ценили? Что такое береста? Чем писали? Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? Какие чернила использовали для письма? Что такое киноварь? Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Где нам могут пригодиться эти знания? | Отвечают. Кирилл и Мефодий. Глаголица. Кириллица. Летопись - писание событий по годам. Монахами в монастырях. Нестор. На бересте и пергаменте. Писчий материал из телячьей кожи. Стоил очень дорого. Кора березы. Перьями и писалами. Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики. Черные или коричневые. Краска оранжево-красного цвета. В 1992 году | | К: строить монологические высказывания Р:принимать и сохранять учебную задачу. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Все ли задачи решили? Обратите внимание на слайд. Продолжите фразу: • Сегодня на уроке мне понравилось… • У меня вызвало затруднение… | Дети отвечают на вопросы | | К: строить монологические высказывания | |
16