Из опыта работы «Развитие связной речи на уроках русского языка»
Описание опыта работы.
Развитие связной речи на уроках русского языка
Опыт показывает, что связная речь учеников, будь-то устная или письменная, оставляет желать лучшего. Причём наблюдения доказывают, что страдают одновременно и культура речи, и сама речь как способ выражения мысли. Тому, опять же из собственных наблюдений и по информации предметных изданий, есть объективные причины: засилие ненормированной (жаргонной и просторечной) лексики; обеднённые синтаксические конструкции потоком идут с экранов телевизоров; высокая цена на печатные издания, вследствие чего малое количество людей позволяет себе подписку; авторитет в обществе людей из криминальной среды.
Прочитала в газете «Аргументы и факты» интервью со знаменитым польским режиссёром Кшиштофом Занусси, где прозвучала реплика, что «учиться надо в школе, а не в кино». Хорошо, что есть люди, которые с уважением относятся к образовательной миссии школ. Именно школа должна учить, в том числе, и речи.
Педагогическая идея моей работы в школе – воспитание личности думающей, нравственно воспитанной и эстетически развитой. Методическая проблема – развитие связной речи на уроках русского языка – способствует воплощению педагогической идеи в жизнь. Взаимосвязь между ними я объясняю ссылкой на слова Ивана Александровича Гончарова, что «язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, того, что называется сердцем; он выразитель воспитания, всех сил, умственных и нравственных». Поэтому проблема языкового воспитания, проблема развития речи не может быть решена вне развития того, что Гончаров назвал «образом всего внутреннего человека». Исходя из этого, на уроках русского языка, особенно тех уроках, которые мы называем уроками развития речи, я стараюсь использовать материал с высоко нравственным содержанием, искусствоведческий материал.
«Термин «развитие речи» по преимуществу педагогический, - писал В.А. Добромыслов. – Он имеет отношение к учебно-воспитательному процессу, который осуществляется в том или ином учебном заведении…». Конечно, «этот процесс двусторонний, - подчёркивал В.А. Добромыслов, - он затрагивает и деятельность … учителя, которая развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается». Опираясь на данные психологии и лингвистики, методисты разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться.
В методике развития речи учёные выделяют следующие разделы по развитию речи:
Дерябочкина Наталья Андреевна
Педагогическая идея
Воспитание личности думающей, нравственно воспитанной и
эстетически развитой
Методическая проблема
Развитие речи на уроках русского языка
Культура речи |
Стилистика |
Работа над звуковой стороной речи |
Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи |
Работа над словом (словарная работа) |
Работа над грамматической формой слова в аспекте развития речи |
Работа над синтаксическими средствами в аспекте развития речи |
Связная речь |
В программе по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова присутствуют все эти разделы.
Что же следует понимать под развитием речи учащихся? В теории методики русского языка даётся следующее определение понятия «развитие речи»: «развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения». По мнению Т.А. Ладыженской, перед школьным курсом по развитию речи стоят две задачи:
а) формирование навыков правильной речи;
б) формирование навыков хорошей, (богатой) коммуникативно целесообразной речи.
Я в своей работе поподробнее остановлюсь на разделе «связная речь».
Термин «связная речь» имеет три значения:
процесс говорения или письма;
результат речевой деятельности, текст (высказывание);
раздел методики преподавания русского языка.
Как процесс связная речь может осуществляться в двух формах: говорение и письмо.
Кроме того существуют ещё две формы речевой деятельности:
слушание;
чтение.
В процессе работы над связной речью ученики работают со следующими коммуникативными понятиями:
1) ситуация общения (речевая ситуация) – это те условия объективной действительности, которые вынуждают человека говорить или писать. Ситуация общения зависит от трёх факторов:
- где говорим (в официальной или неофициальной обстановке);
- с кем говорим (с одним человеком или с группой);
- с какой целью говорим (общение, сообщение информации, воздействие на человека).
2) текст – особым образом организованная, завершённая коммуникативная единица, большая, чем одно предложение, характеризующаяся смысловой цельностью и тематическим единством.
Завершённость – соотнесённость содержания, начала и концовки текста.
Смысловая цельность – подчинённость каждой части текста его основной мысли.
Тематическое единство – подчинённость каждой части текста его теме.
В тексте обычно выделяют три части:
- начало;
- основная часть;
- концовка.
У них есть опознавательные признаки:
- для начала: слова начала (как-то раз, однажды…);
- для концовки: слова конца (итак, значит, следовательно, таким образом…)
Тема текста – предмет речи. Она часто определяется заголовком или первым предложением.
Основная часть определяет тип текста:
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Основная мысль – это то, в чём автор хочет убедить читателя или слушателя. Она может быть выражена в заголовке или в эпиграфе.
Типы текста строятся по определённой композиционной схеме.
Схема рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
Схема описания: общее впечатление от предмета; детальное описание предмета; оценка предмета.
Схема повествования – структура рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
План текста – это особым образом организованный текст в форме грамматически связанных, графически выделенных предложений, фиксирующих основные микротемы высказывания.
В процессе работы над созданием связного высказывания учащиеся пользуются следующими коммуникативными умениями:
1) умение определять тему и основную мысль текста. Оно формируется в течение всех лет обучения.
2) умение подбирать материал к сочинению. Оно предполагает отбор материала в соответствии с темой и основной мыслью (из книг окружающей действительности, собственного опыта, произведений искусства) и его фиксацию в рабочих материалах: запись отдельных слов, словосочетаний, предложений, средств связи, начала и конца.
3) умение систематизировать материал. Оно предполагает группировку материала по микротемам и его распределение в соответствии с планом.
4) умение строить высказывание в определённой композиционной форме.
5) умение совершенствовать написанное: исправлять недочёты в содержании, а также речевые и грамматические.
При исправлении текста необходимо обратить внимание на следующие недочёты:
- расширение или сужение темы, уход от неё;
- отсутствие или неполнота замысла;
- нарушение последовательности в изложении, повторы;
- несоразмерность частей текста, отсутствие связи между ними;
- нарушение стилевого единства текста.
При работе над связной речью выполняются следующие коммуникативные упражнения:
1) анализ текстов (определить тему, основную мысль текста, найти доказательства, описание деталей, определить тип текста);
2) создание фрагментов текста (озаглавить текст, закончить текст, дополнить аргументы, ввести в текст основное событие, дописать текст по данному началу…);
3) редактирование текста;
4) создание своего текста на основе данного;
5) самостоятельное создание текста.
В этом учебном году я работаю в 5 и 9 классах, поэтому поподробнее остановлюсь на работе по развитию речи именно в этих классах.
В курсе 5 класса предусматривается работа над следующими лингвистическими понятиями:
1) текст, тема текста, основная мысль текста;
2) типы речи: повествование, описание, рассуждение;
3) стили речи: разговорный и книжные (художественный и научный).
Дерябочкина Наталья Андреевна
В 5 классе почти все эти понятия отрабатываются в работе с картиной. Работа по картине легка и сложна одновременно. Лёгкость заключается в том, что дети видят перед собой наглядный материал. Это помогает им сформулировать мысль, опираясь на цвет, предметы, сюжет картины. Но лёгкость эта обманчива. Если не провести серьёзную работу по подготовке, то сочинение, получится небольшим, схематичным, бедным на словарном и синтаксическом уровне. Поэтому уже на первых уроках по картине делаем большую словарную работу. Обязательно работа с понятием «жанра» (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетные картины), «композиции»; учимся отличать картину от рисунка, знакомимся с понятием «репродукции», «плана» (части картины).
Работа с понятиями подразумевает толкование их лексического значения, составление логических словосочетаний, типа (рисунок: новый, весёлый, добрый, законченный, чёткий, удачный, незаконченный, сложный, простой). Обязательно выполняются задания по подбору синонимов, антонимов (хотя знакомство с терминами ещё впереди). Проводится синтаксическая работа, например, заменить предложенные словосочетания похожими по смыслу выражениями (картина, на которой изображены предметы, фрукты, овощи, цветы - …). Картина – это произведение в цвете, поэтому важно выполнить задания, связанные с называнием цветов и красок. Опять же, идёт работа по составлению логических словосочетаний, сравнений (красный мак, флажок; серые глаза, мышки; рыжая лисичка, шкурка; белый, как снег; белый, как сахар; чёрный, как смола;…). Оговаривается, что кроме цветов, есть оттенки (светло-синий, тёмно-серый, серовато-коричневый). Здесь не обходится без орфографической работы. Отрабатывается навык дефисного написания оттенков.
В работе над картиной несколько иначе подходим к понятиям «тема» и «основная мысль». Здесь задаём вопрос не «о чём картина», а «что изображено на картине». Не «что хотел сказать автор», а «что мы чувствуем, переживаем, глядя на картину».
Начинающему сочинителю нужно знать, что в сочинении по картине будут присутствовать такие составляющие, как вступление, основная часть, заключение.
Записываются специальные фразы, предложения, которые помогут ребёнку связать части в единое целое. (Например: на картине мы видим…, эта картина представляет собой…; внимательно посмотрим на холст…,;теперь поговорим о главном…; переходим к описанию…, обратимся к …и детально опишем…; завершая описание, хочется отметить, что…; своё сочинение хочется закончить…).
Следующим этапом работы будет составление плана, желательно подробного. Сочинение обязательно должно быть написано в определённом жанре. Перед каждой отдельной работой это оговаривается. Ребята должны знать, что в одной работе могут присутствовать фрагменты разных типов речи.
Дерябочкина Наталья Андреевна
На уроке подготовки к сочинению по картине необходимо использовать дополнительный материал о художнике, искусствоведческий материал, где говорится о своеобразии художественной манеры автора, о других его произведениях. (Например, к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» сообщается, что художник перед написанием картины выкопал яму в снегу, поставил зонтик и так писал свою картину. Поэтому главным изображением на полотне является не только берёза, но и небо). На этом уроке обязательно должны прозвучать строчки из стихотворений Пушкина, Плещеева, Есенина.
По словам Ладыженской, исследование позволило установить, что описание изображённых на картине предметов затрудняет пятиклассников меньше, чем описание тех же предметов «с натуры», что описать изображённое (в том числе и на сюжетной картине) детям легче, чем составить рассказ на основе изображённого. В результате удалось определить место использования сочинений по картине в системе упражнений по развитию связной речи в 5 классе. В частности, доказана целесообразность использования натюрморта для работы над описанием предмета и картин анималистического жанра для работы над описанием животного в 5 классе. В этом случае сочинения – описания изображённого на картине служат своеобразным подготовительным этапом к самостоятельному сочинению-описанию на основе жизненного опыта, по наблюдениям, по воображению.
Один из самых сложных уроков развития речи в 5 классе – урок обучения рассуждению. Ребята с трудом воспринимают сами теоретические понятия: тезис, аргументы, вывод. На уроке знакомства с рассуждением необходимо дать полное толкование понятий «тезис», «доказательство», «вывод».
- Тезис – это предложение или изречение, которое надо доказать.
- Доказательства – это часть рассуждения, в которой приводятся доводы, аргументы, объяснения, доказывающие правильность или неправильность тезиса.
- Вывод(ы) – это та часть рассуждения, которая подводит итог рассуждению, доказательствам.
Обращаем внимание, что самая важная часть рассуждения – это доказательства. Рассуждения без этой части не существует. Проводим словарную работу, где говорим, что доказательства и вывод могут быть введены в текст при помощи специальных слов. Даётся список «вводящих» слов (докажем это; это можно доказать так; почему? и вот почему; обобщим всё сказанное; таким образом; это объясняется следующим; следовательно; итак) и ребятам предлагается задание, выбрать слова «вводящие» доказательства и вывод. Необходимо показать образцы чистого рассуждения, выполнить небольшие задания по составлению собственных текстов, а также привести примеры текстов, где рассуждение будет входить в состав повествования.
Дерябочкина Наталья Андреевна
В 9 классе идёт закрепление обобщения всего изученного ранее. Здесь и устное монологическое высказывание о роли знаний в русском языке, и сочинение-рассуждение о родном крае, и сочинение на морально нравственную тему, и сочинение-отзыв о прочитанном. Также в 9 классе в каждом параграфе обязательно присутствует упражнение для комплексного анализа текста.
К 9 классу ученики должны научиться самостоятельно собирать материал к письменной работе, а именно:
- уметь определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что может быть использовано в будущем высказывании;
- уметь фиксировать свои наблюдения и мысли, делать выписки из книг;
- уметь пользоваться собранным материалом (в том числе цитатами).
Несомненно, способы собирания материал варьируются в зависимости от особенностей материала, на основе которого строится высказывание, то есть в зависимости от того, используются ли собственные наблюдения, прочитанное или изображённое на картине и т.д. Так, при собирании материала к сочинению по наблюдениям большое значение имеет умение наблюдать, вычленять «факты в их слагаемых» (М.А. Рыбникова), подмечать яркое, характерное, видеть предмет как бы заново, свежими глазами. Собирание материала к сочинениям на основе произведений живописи требует определённой искусствоведческой подготовки, умения проникать в замысел художника и проникаться его чувствами, мыслями, настроением. А также должны уметь систематизировать материал, то есть:
- отбирать из собранного то, что действительно необходимо для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
- приводить материал в определённый порядок: сгруппировать собранное по подтемам, по отдельным вопросам…;
- определять последовательность его использования, связь отдельных частей.
Систематизация материала предполагает составление плана, композиционной схемы, набросков плана. План – это особым образом организованный текст, предстающий в форме самостоятельных, грамматически не связанных, графически выделенных предложений, в которых фиксируются узловые смысловые вехи высказывания. Если план - это текст, то так называемый графический план является по существу не планом, а композиционной схемой высказывания, в которой обозначаются не смысловые вехи развёртывания темы, а лишь основные композиционные части высказывания. Так называемый «картинный план» близок по своей функции плану: в картинках отражаются смысловые вехи высказывания, но при этом не формулируются их обобщённые словесные обозначения, что лежит в основе составления того текста, который называется планом.
К речевому оформлению подзаголовков плана предъявляются особые требования: они не только должны в предельно сжатой форме раскрывать тему и основную мысль высказывания, но и быть логически, а также стилистически согласованными между собой и с текстом.
Дерябочкина Наталья Андреевна
В 9 классе идёт обобщение сведений о типах речи. Такую работу провожу на уроке подготовки к сочинению о хохломской росписи. Урок богат словарной работой, искусствоведческим материалом. На этом уроке ребята вспомнят определение понятий типов речи, отличительные черты каждого типа речи, а также их функциональную взаимосвязь. Практическим подтверждением этому будет сочинение-описание предметов в стиле хохломской росписи, в котором присутствуют элементы повествования.
На уроке подготовки к сочинению-отзыву о прочитанном произведении повторяются теоретические сведения о стилях речи и особенности публицистического стиля.
Русский язык тесным образом переплетается с литературой. Так, например, сочинение-отзыв о прочитанном произведении пишем, используя текст новеллы Бунина «Тёмные аллеи», помещённой в учебнике литературы за 9 класс. А сочинение-очерк о современнике, который предлагается написать по литературе после прочтения повести «Юность» Толстого перекликается с сочинением о молодёжи в курсе русского языка того же класса.
Подробней остановлюсь на подготовке к сочинению-отзыву о прочитанном произведении. Начиная с 6 класса, в учебнике литературы под редакцией Коровиной предлагается задание написать отзыв о прочитанном произведении. Но литература не располагает системой обучения этому виду работы в данном классе, поэтому обращаемся к методическому комплексу Бабайцевой, где находим план работы над таким сочинением. В нём указываются следующие пункты: автор, другие его произведения, библиографические сведения о конкретном произведении, тема текста, идея текста, наличие иллюстрации. Такое сочинение предлагается написать в форме письма другу. Чтобы соблюсти разговорный стиль вспоминаются основные признаки письма. Такая работа продолжается в 7 и 8 классах. В 9 классе она подходит к своему логическому завершению. И это уже более серьёзный вид работы. Он предполагает постепенно готовить ребят к написанию рецензии в 11 классе.
Целесообразно уже сейчас дать определение всех трёх видов работы по оценке художественного текста: отзыв, эссе, рецензия.
Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нём с обоснованием.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чём либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
Рецензия – отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения. Обычно в рецензии одновременно дается
Дерябочкина Наталья Андреевна
Информация о содержании книги, композиции, поднятых в ней проблемах и присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, раскрывается ее роль в литературном процессе и обществе. Все это сближает рецензию с критической статьей. Однако, рецензию характеризует небольшой объем и краткость оценки. (По методическому пособию под редакцией А.Г.Кутузова)
Читая определения, ребята делают выводы о том, что им предстоит добавить к уже известному об отзыве от рецензии. Предлагается следующий план работы.
План
1. Слово о писателе.
2. История создания произведения, его место в ряду других произведений автора.
3. Тема произведения.
4. Цель повествования. В чём хотел убедить автор читателя (идея).
5. Какие вопросы затрагивает писатель.
6. Сюжет.
7. Особенно запомнившиеся эпизоды.
8. Характеристика героев.
9. Какие средства использует автор для характеристики героев. (Описание внешности: портрет, речь; высказывания о нём других героев, самого автора, внутренние монологи).
10. Присутствует ли пейзаж на страницах произведения. Его роль.
11. Образ автора. (Наблюдатель, слушатель, рассказчик, действующее лицо).
12. Язык произведения. (Лексика: общеупотребительная, разговорная, диалектная, специальная; использование предложений различных по интонации, по цели высказывания, по структуре). Язык произведения как средство характеристики героев, средство создания эпохи, средство воздействия на чувства и эмоции читателя.
13. Чем обогатила вас книга, о чём заставила задуматься.
14. Роль иллюстраций, понравились ли они вам.
15. Есть ли предисловие, послесловие, посвящение, эпиграф. Помогли ли они вам понять содержание произведения.
16. Кому бы вы посоветовали прочитать эту книгу? Захочется ли вам снова к ней вернуться? Почему?
После наблюдения над этим планом ребята приходят к выходу, что они будут писать не просто отзыв, а отзыв с элементами рецензии.
Следующим этапом работы будут задания, связанные с определением стиля. Вспоминаем, что в предыдущих классах упор делался на разговорный стиль, но присутствие глубокого анализа текста не может быть передано в таком стиле. Задаётся вопрос:
- Зачем будет писаться данная работа? (Привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей).
Дерябочкина Наталья Андреевна
Учитель обращает внимание школьников на то, что если цель отзыва – привлечь внимание книги, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев, то такой отзыв может быть написан в форме статьи в стенгазету.
- Как вы думаете, какой стиль будет тогда уместен? (Публицистический.) Назовите его особенности. (Информационность, агитационно-
пропагандистский характер; широкое использование общественно-политической терминологии, слов и оборотов речи, окрашенных эмоциями торжественности, сочувствия, иронии…; простота и доступность повествования, документальная точность описаний, лозунговый и призывный характер заголовков, наличие черт научного, официально-делового, художественного стилей; большое количество вопросительных и восклицательных предложений; наличие сложных предложений с однородными и обособленными членами; чёткость, ясность и доступность даже в сложных конструкциях).
Далее в методическом пособии Богдановой «Уроки русского языка в 9 классе» предлагается поработать с небольшими текстами и проанализировать готовые ученические отзывы.
Следующим этапом работы(на моем уроке) будет подробный анализ художественного произведения (в данном случае новелла Бунина «Тёмные аллеи») с учётом пунктов плана отзыва.
Считаю также целесообразным дать ученикам перед написанием сочинения шаблоны фраз, связывающих части текста.
Большую роль в развитии речи на уроках русского языка играют уроки подготовки и написания изложений, в том числе, изложений с элементами сочинений. Написание изложений нацеливает детей на внимательное прочтение готового текста, а также на повторение и соблюдение авторского стиля изложения. Кроме того, уроки написания изложений связаны с различными темами, особенно актуальными на данный момент в обществе или для данного периода развития детей.
Уроки, связанные с комплексным анализом текста позволяют чаще повторять признаки типов и стилей речи, работать с изобразительно-выразительными средствами, характерными для данного текста.
Успех уроков по развитию связной речи учащихся зависит также, насколько подробно и грамотно проведена работа по анализу речевой деятельности. Важно зачитывать наиболее удачные письменные работы, не оставлять без внимания недочёты.
По мнению Ладыженской, «существующие различия в речевом развитии детей обусловлены многими факторами: успешностью обучения на уроках русского языка и литературы, природными особенностями их речи, уровнем общего развития, влиянием той или иной среды в школе или дома, в
Дерябочкина Наталья Андреевна
которой они ежедневно находятся. Учёт этих факторов является важнейшей предпосылкой успешной работы учителя русского языка и литературы по развитию речи школьников и совершенствованию её культуры».
Список литературы:
1. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980.
2. Сочинение по картине: 5-й класс. / С.Ю. Михайлова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
3. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение. 2003.
4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002.
5. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, И.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002.
6. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бурхударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.- М.: Просвещение, 2003.
7. Журнал «Русский язык в школе и дома», 1’02.