Сценарий урока русского языка в 5 классе по развитию связной речи на тему «Лесной богатырь — художник»

1
2
Материал опубликован 3 December 2016 в группе

Урок русского языка по развитию речи в 5 классе

Тема: Сочинение-описание на тему: «Лесной богатырь-художник» (по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»).

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

- создавать устный рассказ по картине и письменный текст–описания пейзажа с опорой на зрительные образы;

- подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

- редактировать собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации;

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

-воспитывать любовь к родной природе;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

- формировать умение строить речевое высказывание;

- формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);

- преобразовывать информацию (из репродукции, слов в связное высказывание);

- формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы;

- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

См. сценарий урока ниже

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Организационный момент.

Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

1. Фонетическая зарядка.

Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.

1 группа учеников (хором):

«Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (хором):

«Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (хором):

«Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

И. Шишкин «Корабельная роща»

2. Введение в тему урока.

Стихотворение И.А. Бунина читает ученик

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая
Осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая,-
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.
 

На экран проецируются репродукции картин великих художников о природе, среди которых - полотно И.Шишкина «Корабельная роща»

Краткая подводящая к теме беседа.

– Что вы сейчас увидели? (Картину природы.)

– Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.)

– Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них.

- Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине?

- (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

– Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов.

Вам предлагается письменно рассказать о картине И.Шишкина «Корабельная роща». И рассказ ваш будет называться сочинением. Ребята сами формулируют тему урока: Сочинение – описание по картине И.Шишкина «Корабельная роща».

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

3. Подготовка к сочинению-­описанию.

1. Актуализация изученного о типах текста, с опорой на сведения в рамке из §4 на с. 35 (описание как тип речи).

– Вспомните, что такое описание как тип речи.

– Какие ещё типы речи знаете? Проверьте себя (см. с. 35).

– Как строится описание?

– Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

– При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним.

2. а) рассказ первого ученика.

 Известная картина И.Шишкина „Корабельная роща"- это завещание. На ней обобщен весь опыт непростой жизни мастера. Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес. Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных летним светом. Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных корней бора. 
Светом пронизан весь холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка, сверкает на крылышках желтых бабочек, порхающих в потоках всепроникающего сияния. 
б) рассказ второго ученика.

Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков. Сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета. 
Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом. Пахнет хвоей, смолой и невыразимым ароматом вечной юности старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.
в) рассказ третьего ученика

Шишкин - чародей. Он так искусно расставил свои сосны, что создается впечатление бесконечности их числа и пространства леса. Живописец знает структуру лесного пейзажа, и он заставляет нас следовать за его волшебной кистью. Колорит картины необычайно богат.  Но над всеми этими дополнительными фиолетовыми и оранжевыми, синими, желтыми цветами властвует чувство меры великого художника. 
Ведь этот лес - гордость целого края России и сохранность, сбережение его - святое дело. ( по статье И.Долгополова)

3. Чтение заданий и вопросов: упр. 68.

Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане.

4.Аутотренинг на формирование образного мышления. Детям предлагается закрыть глаза и представить…

Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу - сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики.

5.Работа над планом. Выявление общей композиционной схемы текста ­описания:

общее впечатление I. Вступление.

отдельные предметы, их признаки II. Основная часть.

оценка, настроение III. Заключение.

6. Устные рассказы учащихся по плану.

Картина «Корабельная роща» была написан великим мастером пейзажа Шишкиным в 1898 году. Это полотно можно считать истинным шедевром. Художник любил рисовать русскую природу и представлял её реальной. Только он мог так искренне показать красоту нашей русской природы. Его пейзажи живые и настоящие. Когда я смотрю на картину, у меня создается впечатление, что я сам нахожусь в месте, изображённом на полотне. Я будто вдыхаю запах соснового бора.

     На картине представлен лес с высокими соснами. Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь. Верхушки сосен тянутся вверх к чистому голубому небу. Там дышится свободней, а воздух чистый и свежий. Здесь много деревьев, и их пушистые кроны не пропускают солнечные лучи, но немного им удается пробиться через хвою. На земле, в глубине леса, можно увидеть солнечные пятна.

     Справа чуть видна тропинка, уходящая в чудесный лес. Возле этого леса - молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов. На переднем плане - ручей, который уходит далеко в лес. Из него торчат камни, и виднеется дно, он совсем не глубокий. Возможно, вода в нем из подводного ключика, поэтому она прохладная. Под солнечными лучами вода в ручье нагревается, и можно пройтись по нему босиком. Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев. Я думаю, что здесь бывают люди.

     У меня есть ощущение присутствия в этом лесу. Я слышу журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла. Я чувствую запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье. И.И. Шишкин помогает мне окунуться в мир прекрасной русской природы. Я благодарен художнику за точность в передаче красоты и уникальности нашего леса, который мы должны сберечь для потомков.

3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.


 


 

Духовно-нравственное воспитание

1. Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.

Духовно-нравственное воспитание

1. Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

4. Написание сочинения на черновике.

Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

Физкультурная минутка «Напиши свое имя» (работа на воображение). Поднимаем правую руку, опускаем ее и представляем, что мы взяли в руку кисть для покраски стен, опускаем кисть в краску и медленно пишем воображаемой кистью свое имя. Точно такое же действие производим и левой рукой (повторяем 2 раза).

4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

5. Оформление работы на чистовике.

Соблюдение абзацев, аккуратность и разборчивость написания.

Осознание роли культуры письменной речи в формировании личности человека

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Предлагаю оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью написанного ими сочинения (обращаем внимание на заключение работы, где каждый выражает своё мнение)

1.Закончить работу в чистовике.

2.Подготовиться к словарному диктанту на основе слов в рамке разделе: «Слово и его звуковая оболочка».

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная работа!

22 December 2017