Сценарий урока русского языка в 5 классе по развитию связной речи на тему «Лесной богатырь — художник»
Урок русского языка по развитию речи в 5 классе
Тема: Сочинение-описание на тему: «Лесной богатырь-художник» (по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»).
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
Личностные УУД:
- создавать устный рассказ по картине и письменный текст–описания пейзажа с опорой на зрительные образы;
- подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;
- редактировать собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации;
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
-воспитывать любовь к родной природе;
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание;
- формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);
- преобразовывать информацию (из репродукции, слов в связное высказывание);
- формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.
См. сценарий урока ниже
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
Организационный момент. |
Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
1. Фонетическая зарядка. |
Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи. 1 группа учеников (хором): «Мимоза» С мохнатой мимозой зима обнималась, Мимоза смутилась, сморщилась, смялась. Махая мантильей морозец смеялся, И маленький кустик мимозы сломался. (В. Брюсов.) 2 группа учеников (хором): «Песенка синичья» Солнце садится, струится водица, Птица-синица в воду глядится. Чистой водицы синица напьётся, Славно сегодня звенится, поётся. (М. Бородицкая.) 3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная» Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать нам пора Для укрепления пера» ( М. Бородицкая.) |
Личностные результаты 1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. И. Шишкин «Корабельная роща» |
2. Введение в тему урока. |
Стихотворение И.А. Бунина читает ученик Догорел апрельский светлый вечер, На экран проецируются репродукции картин великих художников о природе, среди которых - полотно И.Шишкина «Корабельная роща» Краткая подводящая к теме беседа. – Что вы сейчас увидели? (Картину природы.) – Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.) – Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. - Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? - (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.) – Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов. Вам предлагается письменно рассказать о картине И.Шишкина «Корабельная роща». И рассказ ваш будет называться сочинением. Ребята сами формулируют тему урока: Сочинение – описание по картине И.Шишкина «Корабельная роща». |
Личностные результаты 1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. 2. Интерес к созданию собственных текстов. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ). |
3. Подготовка к сочинению-описанию. |
1. Актуализация изученного о типах текста, с опорой на сведения в рамке из §4 на с. 35 (описание как тип речи). – Вспомните, что такое описание как тип речи. – Какие ещё типы речи знаете? Проверьте себя (см. с. 35). – Как строится описание? – Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.) – При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним. 2. а) рассказ первого ученика. Известная картина И.Шишкина „Корабельная роща"- это завещание. На ней обобщен весь опыт непростой жизни мастера. Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес. Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных летним светом. Блики солнца играют в теплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных корней бора. Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков. Сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета. Шишкин - чародей. Он так искусно расставил свои сосны, что создается впечатление бесконечности их числа и пространства леса. Живописец знает структуру лесного пейзажа, и он заставляет нас следовать за его волшебной кистью. Колорит картины необычайно богат. Но над всеми этими дополнительными фиолетовыми и оранжевыми, синими, желтыми цветами властвует чувство меры великого художника. 3. Чтение заданий и вопросов: упр. 68. Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане. 4.Аутотренинг на формирование образного мышления. Детям предлагается закрыть глаза и представить… Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу - сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики. 5.Работа над планом. Выявление общей композиционной схемы текста описания: общее впечатление I. Вступление. отдельные предметы, их признаки II. Основная часть. оценка, настроение III. Заключение. 6. Устные рассказы учащихся по плану. Картина «Корабельная роща» была написан великим мастером пейзажа Шишкиным в 1898 году. Это полотно можно считать истинным шедевром. Художник любил рисовать русскую природу и представлял её реальной. Только он мог так искренне показать красоту нашей русской природы. Его пейзажи живые и настоящие. Когда я смотрю на картину, у меня создается впечатление, что я сам нахожусь в месте, изображённом на полотне. Я будто вдыхаю запах соснового бора. На картине представлен лес с высокими соснами. Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь. Верхушки сосен тянутся вверх к чистому голубому небу. Там дышится свободней, а воздух чистый и свежий. Здесь много деревьев, и их пушистые кроны не пропускают солнечные лучи, но немного им удается пробиться через хвою. На земле, в глубине леса, можно увидеть солнечные пятна. Справа чуть видна тропинка, уходящая в чудесный лес. Возле этого леса - молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов. На переднем плане - ручей, который уходит далеко в лес. Из него торчат камни, и виднеется дно, он совсем не глубокий. Возможно, вода в нем из подводного ключика, поэтому она прохладная. Под солнечными лучами вода в ручье нагревается, и можно пройтись по нему босиком. Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев. Я думаю, что здесь бывают люди. У меня есть ощущение присутствия в этом лесу. Я слышу журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла. Я чувствую запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье. И.И. Шишкин помогает мне окунуться в мир прекрасной русской природы. Я благодарен художнику за точность в передаче красоты и уникальности нашего леса, который мы должны сберечь для потомков. |
3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его. 2. Слушать и слышать других. 3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
Духовно-нравственное воспитание 1. Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины). 2. Потребность в творчестве. Духовно-нравственное воспитание 1. Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины). 2. Потребность в творчестве. Личностные результаты 1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. 2. Интерес к созданию собственных текстов. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей. |
4. Написание сочинения на черновике. |
Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка. Физкультурная минутка «Напиши свое имя» (работа на воображение). Поднимаем правую руку, опускаем ее и представляем, что мы взяли в руку кисть для покраски стен, опускаем кисть в краску и медленно пишем воображаемой кистью свое имя. Точно такое же действие производим и левой рукой (повторяем 2 раза). |
4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме). |
5. Оформление работы на чистовике. |
Соблюдение абзацев, аккуратность и разборчивость написания. |
Осознание роли культуры письменной речи в формировании личности человека |
6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
Предлагаю оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью написанного ими сочинения (обращаем внимание на заключение работы, где каждый выражает своё мнение) 1.Закончить работу в чистовике. 2.Подготовиться к словарному диктанту на основе слов в рамке разделе: «Слово и его звуковая оболочка». |
Шулина Оксана Владимировна
Федяева Татьяна Геннадьевна