Практика наставничества «Проектная деятельность студентов-залог успешной самореализации»
Практика наставничества «Проектная деятельность студентов-залог успешной самореализации»
«Чтобы возглавить людей, иди рядом с ними…»
Выбор эпиграфа не случаен - первоопределяющим в общении куратора и группы должны быть отношения, основанные на полном доверии, уважении и требовательности. Если вы – не «над», а – рядом, значит, основа успешной работы с группой заложена.
Я – наставник учебной группы, второй год осваивающей профессию «Мастер по обработке цифровой информации». 3 года общения – трамплин, который позволит моим студентам сделать успешный прыжок во взрослую жизнь, жизнь 21 века.
А 21-ому веку нужны люди, способные ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющие извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Как заметил психолог Герберт Гёрджой, «…неграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать или писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Кроме того, 21 век – «век команд», когда наибольший эффект приносит командная работа. Значит, начинать надо с интерактивных методов, ориентированных на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Один из действенных актуальных интерактивных методов, обладающий большим – образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом – метод проектов.
Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
На 1 курсе в сентябре ребята из г. Шумиха разработали проект «Городок провинциальный…» - экскурсия по городу для студентов группы, проживающих в общежитии («не местных»). Цель: помочь приезжим одногруппникам адаптироваться в незнакомом городе, познакомить со знаковыми местами (поликлиника, МФЦ, почта, магазины и т.д.), дать полезные советы. Для меня же целью было позитивное общение студентов. Затем этот проект трансформировался в экскурсию по памятным местам города, которую готовили уже все студенты, работая в мини-группах, готовили рассказ об одном из мест. Экскурсию проводили для школьников и студентов.
Следующий проект «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». По имеющимся материалам мини-группы создали буклеты о 2-х преподавателях и 3- выпускниках и презентовали их. В ходе Недели памяти жертв Холокоста реализовали 2 мини-проекта - одна команда готовила газету о Холокосте, вторая – видеоролик «Жертвы Холокоста» (который занял 1 место в муниципальном конкурсе). Третья проектная команда, участвуя в Международной исторической программе «Память сердца: блокадный Ленинград», работала над проектом «Письма детей блокадного Ленинграда».
Итогом первого года нашего взаимодействия можно считать результаты участия во Всероссийском конкурсе проектов «Большая перемена-2021». Приняло участие 10 студентов группы, 7 стали полуфиналистами, 2 вышли в финал.
На втором курсе – учимся учиться. Часть студентов прошла обучающий курс по основам предпринимательской деятельности «Школа юного предпринимателя», кому-то был интересен курс социального проектирования "Эврика. Начало", кто-то выбрал Всероссийский генеалогический обучающий онлайн - курс «Моя семейная история». Проекты студентов стали более серьезными. Проект «Медиапульс» - 3 студента создали студенческий медиацентр, успешно прошли отбор на областной молодежный медиафорум «Медиа поток - 2021». Проект одного из студентов занял 3 место на Х областном конкурсе «Лучший молодежный проект по энергосбережению». Часть студентов завершает проект «Электронная версия музея».
Проекты студентов «Внимание, конкурс!» (обучение созданию видеороликов начинающих участников конкурса «Большая перемена»), «Билет в будущее. Медиаподдержка» (создание и распространение достойного профориентационного контента), «Играй по-русски» (обучение школьников играм «Лапта» и «Городки») были представлены экспертам для участия во Всероссийском грантовом конкурсе молодежных проектов на форуме «За Уралом». Проект «Играй по-русски» вошел в число лучших и был представлен на форуме. Грант, к сожалению, не выиграли, значит, есть к чему стремиться.
Моя главная цель, как наставника, заложить в каждого подопечного установку на развитие. Насильно этого сделать нельзя. Поэтому завершить хочется одним из принципов глобальной образовательной экосистемы: «Переход к подлинному образованию на протяжении всей жизни предполагает, что: качество самого процесса научения и связанные с этим человеческие эмоции, такие как радость, любовь, доверие и принятие, должны вновь встать в центр образования».