Статья «Проектная деятельность студентов как форма педагогического процесса»

2
0
Материал опубликован 7 December 2021 в группе

Мосин Константин Владимирович, преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж»

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Каким должен быть профессионал-специалист, которого мы учим сегодня? Каким должен быть профессионал-педагог, готовящий специалиста? Каким должен быть механизм их взаимодействия сегодня, чтобы наши педагогические цели были осознаны и приняты студентами? Какова должна быть форма организации обучения и воспитания, чтобы скука и шаблонность ушли с наших уроков?

Научной основой качественного совершенствования подготовки специалистов должны стать современные достижения психологии и педагогики, интенсификация процесса обучения с развитием творческих способностей студентов и опора на активные методы обучения.

Активные методы обучения подразумевают творческое развитие личности в обучении, которая обеспечивается дидактически и является одной из основных предпосылок достижения целей обучения, общего и профессионального развития личности будущего специалиста. Теоретический анализ передового педагогического опыта показывает, что наиболее характерным направлением повышения эффективности обучения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. В условиях современной жизни нашего общества, когда очевидно, что, как никогда, необходимо не только по-новому учить, но и по-новому учиться, и прежде всего учиться новому педагогическому мышлению.

Каждый преподаватель строит урок по-своему, исходя из задач предмета, целей, которые ставит для себя и студентов при изучении темы, раздела, курса, и не забывает, что основная цель любого предмета — это развитие и знание в своем неразрывном единстве.

Основное внимание при этом необходимо уделить разработке следующих методов обучения и форм проведения уроков.

учебно-познавательные и деловые игры, где на примере

моделируется производственная ситуация;

проблемное обучение;

лекционно-зачетные занятия;

информационные сообщения и доклады студентов;

деловые ситуации и контрольные работы делового плана;

технические диктанты;

самоопрос;

разгадывание кроссвордов;

уроки, викторины, соревнования;

самостоятельная работа с учебником;

перекрестный опрос и т.д.

Среди всех методов подготовки специалиста я хотел бы выделить проектный метод.

Проектный метод обучения подразумевает самостоятельную организацию студента, способствует раскрытию технических и творческих способностей. Это тот метод обучения, при котором студент продолжает процесс обучения во вне урочное время, при этом урок плавно перетекает в процесс самоподготовки и самостоятельного изучения материала.

Наверняка все были свидетелями того, что ребёнок заинтересованный компьютерной игрой может часами играть в понравившуюся игру, не замечая ход времени. Как сделать так чтоб учебный процесс, процесс изучения нового материала был настолько увлекательным, что студент был готов потратить всё свое личное время чтоб найти, изучить и что-то сконструировать, построить.

На мой взгляд, как раз этим методом является проектная, творческая деятельность.

Проективная деятельность может быть совершенно различна и охватывать как слабых, так и сильных учеников. Как одного, так и группу учеников. Более того, что слабый ученик в работе с более сильным техническим партнёром раскрывает свои способности, становиться более коммуникативным, раскрытым. Таким родом проективной деятельности может стать групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата. На ряду с групповым проектным методом широко применяется модель индивидуального проекта – это творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога, часто индивидуальный проект включает в себя две большие части проектной деятельности:

Информационный проект - проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Интересной идеей может стать практико-ориентированный проект - проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Например, для частного дома (выдается общая планировка дачного домика, этажа) требуется изготовить силовой щит. Такая задача захватывает студента. требуется сделать расчёт, подобрать оборудование, а для этого нужно изучить материал, характеристики и свойства оборудования, причём как потребителей, так и оборудования защиты. Такая техническая задача имеет практическую ценность и безусловно интересна любому студенту и позволяет глубоко освоить учебный материал.

Опираясь только на технические дисциплины, мы готовим специалистов для решения узкого круга задач, а это приведет к дефициту, к неумению управлять людьми, к неумению проводить коммуникации в группе.

Содержание общетехнических предметов построено по типу «энциклопедической совокупности», в нем дается теоретическое описание изучаемых объектов (технических устройств, технологий, материалов и т.п.). Такое знание не выполняет никаких других функций, кроме функций обучения.

Результаты проведённой работы позволяют сделать вывод, что занятия научно-техническим творчеством, проективным способом мышления способствуют развитию познавательной активности учащихся, творческого мышления, развитию коммуникативных качеств, повышению качества обучения по физике и электротехнике, а также по другим спец.дисциплинам, так как учащиеся свободнее и увереннее чувствуют себя на основных уроках, о чем свидетельствуют их хорошие и отличные результаты по техническим дисциплинам по итогам года.

Стране нужны кадры высокого уровня, способные к инновационной работе и ориентируемые не только на знания, умения и навыки, как это было раньше, но и на творческую деятельность.

Учить не просто что-либо делать, а подходить к любой работе творчески и, двигаясь к конечной цели, ориентироваться на высокий уровень.

Должно быть понимание что учиться придется всю жизнь.

Самое сложное при этом довести до сознания подростка, что он должен видеть не предел, а перспективы развития.

Хорошо, если он научится строить модели по образцу, но еще лучше, если он будет создавать проекты сам.

Инженерами будут не все, но если начать заниматься техническим творчеством, то это поможет ему двигаться вперед, создаст платформу, основываясь на которой, он будет развиваться всю жизнь.

Проектная деятельность – огромный стимул к более широкому изучению отдельных блоков или предметов программы.

Технологический бум последних десятилетий лишь усилил влияние профессионального и нравственного уровня каждого специалиста с особым вектором на благополучие и безопасность жизнедеятельности

В динамично развивающейся сфере техники и технологий от качества профессиональной подготовки специалистов напрямую зависит результативность их деятельности.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации