12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глухова Светлана Николаевна4656
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Просто о развитии орфографической зоркости.

Глухова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы.


Аннотация:

Статья посвящена вопросу обучения грамотному письму. Показано, что при соблюдении совокупности методических и психолого-педагогических условий эффективности формирования орфографической зоркости у школьников будет проходить более успешно и уровень орфографической грамотности повысится. Выделены две составляющие успешного овладения орфографическими навыками. Описаны условия эффективного обучения грамотному письму.​​​​​​​


Статья.
PDF / 208 Кб

Ключевые слова: орфография, орфографическая зоркость, грамотное письмо, мотивация, виды памяти, стратегия орфографии.


Когда речь идёт о грамотности, обычно говорят о навыках: письменная речь предполагает высокий уровень автоматизации определённых компонентов речевой деятельности в её письменной форме. Поэтому не случайно у учителя возникают вопросы: Как учить, чтобы правила были не самоцелью, а служили бы средством формирования навыков? Какой должна быть система упражнений, чтобы навыки орфографии складывались в соответствии с содержанием правил, а не произвольно? На отработку каких конкретно умений должен быть направлен учебный процесс, чтобы знания служили практике письма и выполняли бы свою функцию?

Все эти вопросы учителю приходится решать в ходе преподавания. Несомненно, одним из путей их решения является работа над ведущими умениями, при формировании которых синтезировались бы процессы приобретения учеником знаний и становления необходимых навыков. Но самое главное, на мой взгляд, необходимы два главных условия успешного овладения орфографической грамотностью, без которых выполнение самых интересных и полезных упражнений будет неэффективным, — это мотивация обучающихся и развитие у них всех видов памяти.

Прежде чем изучать правила и выполнять упражнения, необходим положительный настрой на изучение орфографических правил. Одна из главных проблем обучения грамотности состоит в том, что большинство детей уже испытали неприятные переживания из-за безграмотного письма и успели смириться с этим. И поэтому при любом диктанте появляются неприятные воспоминания, заставляющие ребенка плохо себя чувствовать. Если ребёнок чувствует себя некомфортно, то ему немногому удается научиться. Но если отрицательная реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи даже определяют ее как “орфографическую фобию”. Поэтому необходимо учителю снять эту «фобию». Перед тем как это сделать, важно узнать ожидания обучающихся от занятий. Здесь уместно использование вопросов “хорошо сформулированной цели”.[ подробнее представлено на сайте https://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/tekhniki/897-tekhnika-khorosho-sformulirovannyj-rezultat.html]

Существует ряд техник, направленных на изменение ситуации неуспеха в обучении грамоте. Самый простой способ, который рекомендуют М.А. Павлова в своей книге «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП», снять неприятные ощущения, связанные с обучением русскому языку. Он заключается в следующем: на доске слева необходимо записать сложноподчиненное предложение, выделить орфограммы, составить схему. По реакции детей можно почти безошибочно определить, у кого из них есть “фобия” на русский язык. Потом предложите детям закрыть глаза и подумать о каком-то очень приятном испытанном переживании, например, об ожидании чудесного подарка на день рождения или предвкушении интересной поездки в каникулы (важно, чтобы ожидание действительно сбылось), т.е. о какой-то ситуации, в которой они чувствовали себя возбужденно и заинтересованно. Затем предложите открыть глаза, чтобы одну-две секунды посмотреть на запись на доске. После этого попросите закрыть глаза и вернуться к тому восхитительному опыту. Снова попросите посмотреть на доску на несколько секунд дольше и опять вернуться к приятному переживанию. Проделайте чередование еще несколько раз, пока эти два переживания не закрепятся прочно. Проверьте результат - предложите детям отвернуться и подумать о любом нейтральном переживании, а после этого пусть они посмотрят на доску и поделятся с вами своими чувствами. Удивительно, но это действительно работает! Эта техника называется по-другому “интеграцией якорей”.

Поэтому, если вы хотите достичь успеха в обучении школьников грамотному письму, всегда связывайте начало обучения с радостью и удовольствием. С приятными и неприятными переживаниями связаны и особенности памяти. Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Так работает память. Представьте, если в начале урока ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то чтобы вспомнить впоследствии изученное, он должен вернуться в то состояние. И поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит.

Исходя из вышесказанного, мотивируйте его на обучение, учитывая при этом способность ребенка видеть внутренние образы. Предложите представить картинку, в которой он испытывает удовольствие от того, что его хвалят, например, за грамотно и красиво написанное поздравление или стенгазету. Пусть он рассмотрит своё выражение лица на картинке, услышит чьи-то благодарности. Спросите, что чувствует ребенок. Уточните, действительно ли ему приятно видеть, как хвалят его в картинке. Пусть он “повернет ручку настройки” и сделает чувство максимально ярким и сильным. Спросите, хочется ли ему на самом деле побывать в такой ситуации. А теперь попросите ребенка “войти” в картинку и пережить это радостное состояние. Иногда ребенок упрямо твердит, что он никогда не сможет оказаться в подобной ситуации. В подобном случае уместно использование рамки “Как если бы это случилось”. [1].

Следующее, что надо помнить, помогая учащимся в овладении приёмами грамотного письма, это о развитии всех видов памяти. Мы знаем о существовании и зрительной памяти, и слуховой, и двигательной, и речедвигательной. Но чтобы они помогали, надо о них заботиться: тренировать и развивать. Подробно о развитии всех видов памяти мы можем прочитать в книге Гранник Г.Г. и др. «Секреты орфографии» [2 стр.101 -109]. Мне кажется полезным одно упражнение, которое я рекомендую выполнять своим учащимся, особенно тем, кто испытывает большие трудности в правописании. Это упражнение помогает вооружить против трудных слов сразу всех помощников: глаза, уши, голос и руку. Важное условие: выполнять упражнение каждый день с одним или двумя предложениями.

Задание:

Прочитайте предложение вслух, отчётливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам (орфографическое чтение).

Второй раз прочитайте предложение про себя.

Просмотрите его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные.

Закройте глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами напишите каждое слово, при этом проговаривайте трудные слова по слогам.

Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его ещё раз и снова проделайте ту же самую работу (см. 1-4)

Помогут и полезные подсказки для развития орфографических навыков:

1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.

2. Закройте глаза и подумайте о чем-то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.

3. Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное

написание во внутреннем взоре. (Если вам трудно внутренне

визуализировать слово, начните с маленьких и простых слов.).

4. Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.

5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед (справа налево). Проверьте написание. Если есть ошибки, вернитесь на три ступени.

В конце статьи хотелось бы ещё раз выделить условия ЭФФЕКТИВНОГО обучения грамотному письму

1. Начните урок с позитивного настроя. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно.

2. Мотивируйте на обучение. Создайте причину для учебы, связанную с положительными эмоциями самого ребенка.

3. Используйте состояния непонимания. Кто-то, когда не понимает, злится и теряет информацию, а кто-то использует это состояние. Не бойтесь ошибиться – это тоже результат деятельности. Непонимание - дверь к пониманию.

4. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ.

5. Определите «будущее» полученных знаний. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое.

6. Развивайте все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, и речедвигательную.

7.Завершите урок метафорой. Но не анализируйте её содержание с детьми. Объяснив смысл метафоры, вы непременно сузите ее, ограничите контекст, тогда как без объяснения каждый воспримет рассказанную историю так, как это удобно и важно для него. Метафоры активизируют мышление, задействуют глубинные структуры памяти, устанавливают индивидуальные связи.

Метафора “Все в твоих руках”.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Все в твоих руках...”

Несмотря на огромное количество пособий, методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль обучения грамотному письму, свой подход.  Но я считаю, что без описанных выше условий, любые попытки научить ребёнка грамотно писать окончатся неудачей.

Библиографический список

М.А. Павлова «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП», Москва, «Совершенство», 1997 г. – 240 стр.

Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая «Секреты орфографии», Москва, «Просвещение», 1991 г. – 224 стр.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.06.22 в 21:31 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную работу!
Легоцкая Вера Сергеевна, 02.06.22 в 22:07 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна, с интересом прочитала Вашу работу.
Фролова Елена Николаевна, 03.06.22 в 00:57 3Ответить Пожаловаться
Отличная статья! Информация преподнесена четко и ясно!
Глухова Светлана Николаевна, 03.06.22 в 07:08 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо вам за оценку моей работы!
Фалина Ирина Валериевна, 04.06.22 в 11:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна. Думаю, что условия эффективного обучения грамотному письму можно использовать при изучение тем не только по русскому языку, но и по другим предметам. Очень важно создать позитивный настрой на обучение, а потом его удержать. И как биолог согласна с вами, что использование разных видов памяти повышает эффективность усвоения информации.Хорошая статья!
Глухова Светлана Николаевна, 04.06.22 в 17:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв! Я согласна с вами, что моя статья будет полезна любому учителю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.