Методические рекомендации «Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности. Практика наставничества «студент - обучающемуся»
Материалы Нетворкинг-встреч
«Педагогические копилки в помощь молодым»
в рамках работы областной стажерской площадки по теме:
«Наставничество как одна из форм профессионального, личностного и творческого развития педагогов и обучающихся»
Методические рекомендации
«Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности.
Практика наставничества «студент - обучающемуся»
Аннотация
В методическом пособии рассмотрены вопросы реализации практики наставничества на основе модели сетевого взаимодействия разных образовательных учреждений города.
Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации данной модели наставничества.
Предлагаемая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка» и Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в сфере общего, профессионального и дополнительного образования.
Объединение детского и молодежного движений, взаимопроникновение содержания их деятельности, привлечение больших, нежели в школе, возможностей вуза, введение института наставничества студентов по отношению к школьникам, позволяет создать единое воспитательное пространство, которое выводит гражданско-патриотическое воспитание участников обоих коллективов на новый уровень, создает условия для взаимообогащения в личностном плане всех сторон.
Целью внедрения модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности как наставника, так и наставляемого, необходимого для успешной личной самореализации в современных условиях.
Главные функции модели:
— упрощение получения информации в рамках проекта;
— передача информации и знаний;
— управление процессами, прогнозирование; диагностика.
Успешность организации социально значимой деятельности обучающихся всецело зависит от налаженного взаимодействия всех участников данного процесса. В предлагаемой модели центральная роль принадлежит студентам клуба «Патриот» СамГУПС. Для успешной реализации практики наставничества выбирается Координационный совет с представительством всех задействованных образовательных учреждений.
Методические рекомендации предназначены для специалистов учреждений высшего, общего и дополнительного образования: социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ПИЛИГРИМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ВИД ВОЛОНТЕРСКОЙ
(ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА
«СТУДЕНТ - ОБУЧАЮЩЕМУСЯ»
Составитель:
педагог
дополнительного образования
высшей категории
Куликова И.Г.
г. Самара
2020г.
Аннотация
В методическом пособии рассмотрены вопросы реализации практики наставничества на основе модели сетевого взаимодействия разных образовательных учреждений города.
Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации данной модели наставничества.
Предлагаемая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка» и Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в сфере общего, профессионального и дополнительного образования.
Объединение детского и молодежного движений, взаимопроникновение содержания их деятельности, привлечение больших, нежели в школе, возможностей вуза, введение института наставничества студентов по отношению к школьникам, позволяет создать единое воспитательное пространство, которое выводит гражданско-патриотическое воспитание участников обоих коллективов на новый уровень, создает условия для взаимообогащения в личностном плане всех сторон.
Целью внедрения модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности как наставника, так и наставляемого, необходимого для успешной личной самореализации в современных условиях.
Главные функции модели:
— упрощение получения информации в рамках проекта;
— передача информации и знаний;
— управление процессами, прогнозирование; диагностика.
Успешность организации социально значимой деятельности обучающихся всецело зависит от налаженного взаимодействия всех участников данного процесса. В предлагаемой модели центральная роль принадлежит студентам клуба «Патриот» СамГУПС. Для успешной реализации практики наставничества выбирается Координационный совет с представительством всех задействованных образовательных учреждений.
Методические рекомендации предназначены для специалистов учреждений высшего, общего и дополнительного образования: социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе
Введение
В период кардинальных социально-экономических изменений проблемы нравственности имеют решающее значение для формирования общественного сознания. Особое значение приобретает значение морально-нравственных ценностей, так как они имеют большой значение в становлении личности подростков.
В современных условиях в образовательной и воспитательной системе страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.
Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является наставничество и волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников. Развитие волонтерской деятельности в учреждениях образования, организация наставничества с детьми и подростками, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.
Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основании рекомендаций ведомственного проектного офиса национального проекта «Образование» для методической поддержки внедрения в субъектах Российской Федерации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – целевая модель наставничества), утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145.
Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации системы наставничества с детьми и подростками в образовательном учреждении.
Методические рекомендации предназначены для специалистов учреждений общего и дополнительного образования: социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Теоретические аспекты наставничества в работе с детьми
Концептуальные основы наставничества
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Основная конечная цель образования – приобретение определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенн неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия добровольчества – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: оказать позитивное влияние на наставляемых при выборе ими жизненных ценностей.
Положение, цель и задачи наставничества
С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха… Наставничество невероятно мощная форма личного развития, которая может привести к реальным результатам. Наставничество применяется различными людьми для разных целей.
Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь. Метод наставничества – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка). Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:
строить социальные отношения;
применять на практике свои моральные и религиозные принципы;
получать новые навыки;
найти поддержку и друзей;
почувствовать себя способным что-то совершить.
Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:
-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;
-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;
-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;
-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь
Основные принципы работы наставника
Основными принципами наставничества являются:
Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;
Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;
Объективность подхода к подростку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);
Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого- педагогического сопровождения (администрацией образовательного учреждения, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;
Неразглашение информации о ребенке и его семье;
Уважение достоинства и культуры всех народов;
Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства;
Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;
Стимулирование чувства ответственности
Наставник может научит подростка:
- видеть и понимать проблему;
- принимать ее;
- разрешать ее;
- или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.
Девиз наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я».
Задача наставника: «Научить подростка «ходить» самостоятельно, при этом надо показать ему «свет в конце туннеля». Другими словами подростку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. У подростка, оказавшего в трудной жизненной ситуации должна быть возможность обратиться за помощью к значимому человеку, которым чаще является сверстник или референтная группа сверстников, родители и учителя зачастую в этот критический период для подростка группы риска не являются авторитетными. Наставник способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. На основе доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги сотрудничества.
Шаги сотрудничества
1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравиться, чтобы он хотел изменить;
2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет;
3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.
4. Наставнику иногда приходиться самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.
5. Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.
6. При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.
7. Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.
8. Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.
9. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику
1.3. Этические нормы, права и обязанности наставников
Стандарты этического поведения наставников:
Стремитесь понять уникальность каждого подростка и те условия, которые определяют его поведение и характер оказываемой ему помощи.
Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.
Используйте свой жизненный опыт и профессиональный опыт старших наставников при разработке основных направлений программ психолого-педагогического сопровождения подростка .
Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем подростка и объясняйте их.
Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия, как в качестве частного лица, так и в качестве наставника.
Права и обязанности наставников:
Активно поддерживайте свои ассоциации, будьте преданным их целям и осведомленным об их политике и деятельности.
Стремитесь, в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выработанные программы.
Сотрудничайте со своими коллегами по наставничеству в духе взаимопонимания и взаимного уважения.
Не уклоняйтесь от новых знаний.
Не разглашайте конфиденциальную информацию.
Уважайте права человека и основные принципы наставничества.
Кураторы должны:
обеспечивать разумную регламентацию деятельности наставников,
определять пределы добровольческого сотрудничества, ясно формулировать задачи и уважительно относиться к функциям каждого;
поручать каждому деятельность, которая ему больше всего подходит;
обеспечивать регулярное подведение итогов деятельности и их обнародование;
обеспечить всеобщий доступ к наставнической деятельности;
предусмотреть методы прекращения наставниками своей деятельности, как по инициативе организаторов , так и по их собственной.
Особенности организации наставничества с детьми
3.1. Формы и методы деятельности наставников
В процессе взаимодействия с несовершеннолетними наставник подбирает наиболее эффективные формы работы, это могут быть индивидуальная, групповая и смешанная формы работы с несовершеннолетним.
Формой деятельности наставников является деятельность по социальному проектированию
Методы работы наставника с детьми:
наблюдение;
курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;
тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации личностного бытия наставляемого
Социальная деятельность наставника направлена на вовлечение подростка в различные социальные институты, привлечения подростка к социально одобряемым формам деятельности.
3.2. Институт наставничества
Для успешной реализации программы сопровождения наставник должен обладать гибким и критическим мышлением, коммуникативными и организаторскими способностями; быть толерантной и эмпатийной личностью; иметь развитую интуицию и рефлексию, быть личностью эмоционально устойчивой.
Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться от одного способа действий на другой.
Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, способность подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».
Коммуникативные способности мы рассматриваем, как умение говорить простым понятным для подростка языком о сложных вещах, быть открытым и искренним при общении, уметь слушать и слышать собеседника.
Толерантность – терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного, даже неприемлемым для наставника.
Эмпатийность – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Наставник не должен обладать высоким уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически воспитанными подростками, которые могут воспользоваться их добротой для реализации собственных целей. Наставнику необходимо иметь специальную подготовку по психолого-педагогическим дисциплинам.
Интуиция – своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно.
Рефлексивность – способность к осмыслению собственной деятельности
Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Наставниками могут быть студенты 3-5 курсов
4. Особенности социального проектирования с подростками в образовательных учреждениях
Подростковый возраст – наиболее плодотворный период для становления гуманистического мировоззрения. Для перевода знаний о гуманистических нормах морали в убеждения необходимо, чтобы они приобрели жизненную актуальность и личностный смысл. Обрести его можно в процессе практической социальной деятельности и межличностных отношений, которые формируются в ней. Гуманитарные знания переходят в гуманистическое мировоззрение тогда, когда происходит процесс осознания их ценностей и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении, отстаивать их в любых жизненных позициях. Объединившись с личным опытом деятельности и общения, они составляют систему принципов жизнедеятельности человека и являются его мировоззрением.
Во все времена находились люди, бескорыстно творящие добро, приходящие на помощь. Наставники – это волонтеры. Волонтеры – это люди, добровольно идущие на помощь. Главной целью волонтерской работы является приобщение к общечеловеческим ценностям, духовное самосовершенствование и самореализация личности. Волонтерская деятельность позволяет раскрыть лучшие человеческие качества, демонстрирует зрелость личности, приносит реальную пользу личности.
Выделяют основные личностные качества волонтера, необходимые для осуществления волонтерской деятельности. Это гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренные чувства добра и справедливости, собственного достоинства и уважения, достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
В результате проводимых исследований, выделены основные качества наставника - волонтера: общительность, интеллигентность, бескорыстность, сострадание, доброта, образованность, сила воли.
Выделяются также следующие качества наставника
Умение выслушать человека, расположить к себе, корректность, выдержка, терпение, внимание, сочувствие, сострадание, ответственность и честность.
Признание равной важности личной и коллективной ответственности.
Отсутствие личных пристрастий и оценок, компетентность, пунктуальность, внимательность, опрятность, доброжелательность, тактичность.
Стремление совершенствовать свои знания, умения, навыки.
Не выходить за рамки обязанностей волонтера, не превышать своих полномочий.
Умение воздерживаться от создания конфликтных ситуаций.
Тесно связано с волонтерской деятельностью понятие милосердия. Анализ научной литературы позволяет говорить о милосердии как о нравственном качестве личности, в основе которой лежат интеллектуально-эмоциональные связи, сочетающие в себе взаимосвязь нравственных представлений, соответствующих чувств, поведения. Критериями проявления милосердия выступают:
Ориентация на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими и осмысления сущности милосердия как общечеловеческой ценности.
Сформированность представлений о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия.
Восприимчивость к чувствам других людей, потребность и целенаправленное выражение чувств сострадания, человеколюбия и др.
Бескорыстная забота о людях, умение сопереживать.
Важной характеристикой проявления милосердия является эмпатия.
Формы и методы социального проекта, который выбирают ребята, исходят из их личностных особенностей и индивидуальных предпочтений.
Художественные способности, усидчивость, сосредоточенность, умение использовать свой прошлый опыт и опыт других людей. Распространение наглядных материалов во время тематических акций. Коммуникабельность, умение входить в контакт с незнакомыми людьми, тактичность и доброжелательность, сохранение хорошей ориентации при большом количестве людей. Организация дискуссий, викторин, конкурсов. Умение держаться на сцене, хорошая дикция, умение чувствовать аудиторию. Ведение групповых занятий в малых коллективах. Способность к эмпатии, умение воспринимать состояние другого человека, сенситивность, чуствительность. Умение слушать, тактичность и сосредоточенность, непосредственность, умение аргументированно говорить. Театрализованные представления, аудио- и видео постановки. Артистичность и непосредственность, умение держаться на сцене и перед камерой. Для каждого вида работы ребята проходят тщательную подготовку, с выработкой и закреплением навыков для того или иного вида деятельности. Таким отлаженная, многоуровневая система, особенностью которой является то, что работу ведут подростки на добровольной основе, дает видимые результаты.
Список литературы
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145
Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов /Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др. /Под общей ред. Е.Н. Панченко – Москва-Майкоп, 2006.,180 с.
Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога.М.: ТЦ Сфера,2004.- 480с.
Психогимнастика в тренинге // под Н.Ю. Хрящевой СПб.: Речь, 2000.
Скурская Н.В. Воспитание в общности — традиция отечественной педагогики [Текст] /Н.В.Скурская // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. - Науч. журн.[Текст] . - 2008. - № 33 (73). - С.182-189.
Хухлаева О.В. Психология подростка: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
Глоссарий
Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении людям, в готовности жертвовать своими интересами и личным благом ради блага другого.
Альтруистическое поведение является высоким уровнем готовности помочь ближнему, и определяется как сознательное и целенаправленное поведение, имеющее самостоятельную ценность, с целью сделать добро ближнему, исходящее из веры в мораль и справедливость и не рассчитывающее на внешнее вознаграждение.
Волонтерство - это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи.
Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов.
Добро – нравственно-положительный мотив в поведении, отношениях людей, их моральных качествах, а также социальных явлениях.
Добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.
Доброволец - человек, не имеющий каких-либо особых для добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно передавать определенную информацию, обладающий социальными жизненными навыками необходимыми для успешной адаптации в современном мире, способные делиться своим опытом и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.
Милосердие – деятельное сострадание и выражаемая доброта по отношению к нуждающимся и обездоленным, готовность помочь нуждающимся.
Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).
Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь.
Про-социальное поведение - добровольная деятельность на благо ближнего, не имеющая внешних материальных стимулов.
Эмпатия – способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании ему, постижении его эмоционального состояния, проникновении, в чувствовании переживаний другого. Проявлять эмпатию – значит принимать во внимание поведение другого, уметь поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с точки зрения другого.
Приложения
Приложение 1
Формы индивидуальной работы наставника с детьми
1. Универсальные, которые в зависимости от ситуации, могут выступать как составляющие компоненты более сложных индивидуальных форм:
- беседа;
- совет;
- рекомендация;
- обсуждение (разбор) проблемы;
- предложение;
- поручение;
- включение в совместную работу, и т.д.
2. Поддержка становления индивидуальности ребенка
- провести заочную экскурсию;
- оказать помощь в выборе кружков;
- рекомендовать посещение спортивных секций;
- поручить выполнить какое-то задание в соответствии с его увлечениями
2. Содействие в проявлении индивидуальности
- попросить показать то, что ребенок делает хорошо (сначала обсудить вдвоем, а потом показать для всех);
- устроить на родительском собрании выставку лучших поделок;
- провести творческий отчет об участии ребенка в каком-то мероприятии;
- подготовить ребенка для участия в конкурсе или мероприятии;
- помочь подготовить выступление на классном часе по теме своего увлечения или о культуре народа, к которому ребенок принадлежит;
- дать творческое задание по подготовке к общему делу;
- беседа с ребенком о его достижениях в той или иной сфере, помочь ему составить «Лестницу своих достижений»;
- дать возможность проявить свои способности через выполнение поручения
3. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей
- рекомендовать прочитать книгу, имеющую отношение к проблеме ребенка и содержащую воспитательный потенциал;
- помочь научиться правильно и самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций;
- оказать помощь в составлении режима дня;
- дать возможность ребенку проявить свои организаторские способности (придумать поручение);
- проанализировать с ребенком причины появления и проявления в его поведении агрессии, грубости;
- подготовить сюрприз на День рождения ребенка и научить его делать добрые сюрпризы-поздравления для своих друзей.
4. Помощь в решении проблем ребенка и его семьи
- организовать индивидуальные консультации для ребенка и его родителей;
- ходатайствовать перед органами социальной защиты о выделении целенаправленной разовой помощи для решения важной проблемы ребенка;
- помогать ребенку правильно понимать поведение и требование родителей;
- помогать родителям правильно понимать состояния и переживания ребенка,
осуществлять родительскую поддержку.
5. Групповые формы работы индивидуально-ориентированного характера
- провести игру «добрая почта»;
- поздравлять детей и их родителей с важными событиями их жизни;
- организовать конкурс «Восходящие звездочки»;
- провести конкурс-рейтинг «человек месяца (года, недели и т.д.);
- организовать тренинги личностного роста, коммуникации, конструктивного
поведения в конфликте;
- альбом-эстафета «Мир наших увлечений»;
- концерт или благотворительная акция для ветеранов, воспитанников детского дома;
- концерт для родителей;
- первенство группы (класса) по спортивным или творческим, интеллектуальным видам действий;
- коллективно-твореские дела.
Приложение 2
Причины включения подростков в социальное проектирование:
желание изменить мир к лучшему, сделать его здоровым и безопасным;
внутренняя психологическая потребность быть нужным;
потребность в общении;
подтверждение взрослости и самостоятельности;
интерес (работа волонтера связана с нестандартными подходами и новыми возможностями);
антураж (начинающих волонтеров больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат);
материальные соображения (волонтер работает не ради денег, но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме);
карьера, авторитет и самореализация;
возможность попробовать себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии;
желание победить собственные пагубные привычки или поделиться своим опытом преодоления табачной, алкогольной или наркотической зависимости;
защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
Существует несколько привлекательных для молодежи идей:
социальная значимость предлагаемого;
общение и интересное времяпрепровождение;
карьерный рост и улучшение своего социального положения;
слава и известность;
дух свободы («Приходи, не понравится − уйдешь»);
опыт предыдущих участников (необходимо показать молодым людям, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще лучше);
всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры);
пропаганда мысли о том, что если ты не волонтер – с тобой «что-то не так».
Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются позже, когда молодые люди уже включаются в деятельность.
Приложение 3
Реализация практики наставничества на основе модели сетевого взаимодействия разных образовательных учреждений
Главные функции модели:
— упрощение получения информации в рамках проекта;
— передача информации и знаний;
— управление процессами, прогнозирование; диагностика.
Успешность организации социально значимой деятельности обучающихся всецело зависит от налаженного взаимодействия всех участников данного процесса. В предлагаемой модели центральная роль принадлежит студентам клуба «Патриот» СамГУПС.
Реализация практики наставничества на основе модели сетевого взаимодействия разных образовательных учреждений
Учреждение, организующее
сетевое взаимодействие
Клуб «Патриот» СамГУПС
Учреждения, принимающие участие в сетевом взаимодействии
МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим»
МБОУ Лицей «Созвездие» №131
МБОУ Гимназия «Перспектива»
Для успешной реализации практики наставничества выбирается Координационный совет с представительством всех задействованных образовательных учреждений.
Координационный совет является постоянно действующим, совещательным, экспертно-консультативным коллегиальным органом. В него приглашаются представители всех образовательных учреждений, а также учреждений - социальных партнёров, заинтересованных в поддержке инициатив.
При реализации конкретных проектов организационные функции выполняют временные творческие группы, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями - партнёрами по реализации конкретной инициативы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2000.-160с.
2. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002
3. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2002. -208с.
4. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2002. — 236с.-с.57
5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2002. -128с.
6. Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно — практическое пособие.-М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 1996.-76с.
7. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,-М.: ООО «Ритм», 2004. -128с.
8. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
9. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/
10. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 20026. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.27. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
11. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennomobrazovanii
Трефилова Раиса Поликарповна
Куликова Ирина Геннадьевна
Трефилова Раиса Поликарповна