Статья «Проектная деятельность как средство формирования компетенций студентов»
Проектная деятельность как средство формирования компетенций студентов
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности студента были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.
Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности на уроках иностранного языка. Практическое применение проектной деятельности доказывает эффективность интерактивного обучения, её влияние на формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа.
Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.
Проектирование представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании [3].
Считаем, что основным предназначением метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть проектной технологии – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования обучающихся.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
К основным принципам проектной работы, по мнению Т.В. Душеиной, относятся [2]:
Вариативность. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.
Решение проблем. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранный язык для решения проблем.
Когнитивный подход к грамматике. Не все обучающиеся легко усваивают правила или структуры. Проекты помогают самостоятельно поработать с грамматическими структурами, обучающиеся лучше усваивают её логическую систему.
Личностный фактор. Посредством проектной работы обучающимся предоставляется возможность думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.
Адаптация заданий. Нельзя предлагать задание, которое студент не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.
Одним из компонентов профессиональной компетентности будущего учителя можно считать готовность к межкультурной коммуникации, как специфической формы взаимодействия двух или более представителей различных культур. Направлять и передавать социальный опыт, культурно-исторические обычаи, традиции и знания о духовной жизни другого народа, нравственных установках, мировоззренческих представлениях, организовывать совместную деятельность, транслировать культурные ценности – вот основные задачи, которые возможно решить через общение культур.
Остановимся на организации учебных проектов на уроках иностранного языка. В своей работе придерживаемся последовательности выполнения проекта [1].
Этапы |
Задачи |
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
I Целеполагание II Планирование III Выбор методов проверки принятых гипотез IV Выполнение V Защита проекта |
Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Представление результатов проектирования. Оценка результатов. |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. |
Мотивирует обучающихся Объясняет цели. Наблюдает. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Наблюдает. Направляет процесс анализа Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования. |
Каждая ступень обучения проектной деятельности имеет свои особенности.
Первая ступень обучения проектной деятельности - студенты I курса специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». На данном этапе для студентов разработаны специальные памятки с разъяснениями при выполнении проектов, обучающиеся знакомятся с «Положением об индивидуальном проекте студента». Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей профессиональной деятельности.
Целью учебных проектов по дисциплине «Иностранный язык» является развитие и совершенствование языковых навыков и речевых умений, а также усиление мотивации изучения предмета.
Для студентов важно определение темы, цели и задач исследования, разработка плана исследования, поиск материала по проекту, распределение задач внутри группы, наконец, презентация готового проекта и анализ работы. Каждый этап этой работы требует от обучающихся полной концентрации внимания и умственного напряжения.
Защита проектов проходит обычно на заключительном уроке по теме или в рамках внеклассного мероприятия. Вот лишь некоторые из проведённых нами проектов на I курсе: «Традиции и праздники Великобритании/Германии», «Мой родной /любимый город», «Спорт в нашей жизни», «Народные промыслы Белозерья».
Вторая ступень обучения проектной деятельности - II курс. Повышается мотивация к обучению, формируется обобщённая форма самосознания. На втором курсе студентам предлагаются следующие проекты: «Иностранный язык в нашей жизни», «Мой друг», «Мои каникулы», «Страна, которую я бы хотел посетить», «Земля моей мечты».
В ходе изучения раздела «Средства массовой информации» студенты разрабатывают проект «Моя газета», выбирают тематику, целевую аудиторию, определяют тематические рубрики, представляют дизайн страниц газеты. При изучении темы «Телевидение» студенты презентовали свои проекты в форме телепередачи: студенты выбирали формат, обосновывали актуальность, рассказывали, кого бы они пригласили на свою передачу, составляли вопросы для интервью или беседы.
Третья ступень обучения – III, IV курсы. На первый план выдвигается блок качеств, связанных с профессиональным самоутверждением. Именно профессиональная ориентация выступает ведущим фактором формирования мотивации обучения иностранному языку. На данном этапе обучения информационно-исследовательский тип проекта занимает важное место, так как усложняется технология работы с информацией. Продукт исследования по- прежнему является личностно-ориентированным. Информационно- исследовательский проект становится межпредметным, что способствует расширению общего кругозора. Повышается уровень языковой компетенции,
развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Обучающиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов. Профильно-ориентированные проекты включают следующие темы: «Моя будущая профессия», «Мой колледж», «Система образования в России и Германии» и др.
В рамках изучения учебной дисциплины «Иностранный язык в начальной школе» студенты также выполняют проектные работы по методике.
Результаты проектной деятельности обучающиеся представляют на ежегодной студенческой научно-практической конференции, конкурсах, педагогических чтениях. Так на общероссийский конкурс «Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка» был представлен проект студентки III курса Микшиной А. по теме «Моя будущая профессия» (2014); студентка II курса Лушкова Е. представила свою работу по теме «Мой родной город» на общероссийский педагогический конкурс «Исследовательские работы и проекты на современном уроке» (2015); в программу Третьих Всероссийских научных Чтений памяти протопресвитера А.А. Желобовского «За Веру и Отечество» был включен проект по теме «Рождество в Германии и России» студентки I курса Комаровой Л. (2016).
На XII областной студенческой научно-практической конференции «Исследование и практика обучающихся – путь к знаниям» индивидуальный проект по теме «Начальное образование в Германии» презентовала Пальцева М. (2016). Программа XIII областной студенческой научно-практической конференция была представлена такими индивидуальными проектам как «Deutsche Familientraditionen», «Deutschland in Olympischen Spielen», «Die deutsche Küche» (2017).
Один из учебных групповых проектов по теме «Belosersk ist eine Hansestadt» был представлен студенткой II курса Фёдоровой К. в заочном областном конкурсе исследовательских и проектных работ студентов профессиональных образовательных организаций в номинации «Профессионально-ориентированный проект» (2017).
Благодаря участию в различных мероприятиях у студентов сформирована положительная мотивация к предмету, появился интерес к проблемам разных направлений, повысилась успеваемость, возникло желание решать творческие задания. Используя метод проектов на протяжении нескольких лет работы, приходим к выводу, что данную технологию можно с успехом применять при изучении любых тем в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, так как она характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Оценивание проектов также имеет ряд особенностей. Здесь оценивается не только владение учебным материалом. Проекты следует оценивать по совокупности критериев. При оценке работы используем такие критерии как актуальность темы, возможность применения работы на практике, оригинальность проекта, логичность изложения материала, уровень владения иностранным языком при защите проекта, отсутствие лексических и грамматических ошибок, оформление слайдов, логика выводов, соответствие их теме проекта и т.д.
Самоанализ результатов применения современных педагогических технологий в практической деятельности преподавателя представлен в таблице, данные которой свидетельствуют о результативности использования проектной технологии на уроках иностранного языка. Результатом работы является стабильность качества знаний по дисциплине «Иностранный язык».
Ниже представлены данные защиты проектов одной и той же группой студентов за три учебных периода/учебный год. Средний балл успеваемости через реализацию проектной технологии увеличивается, отмечается стабильность в успеваемости.
учебный год |
группа |
количество студентов |
название проекта |
«5» |
«4» |
«3» |
средний балл |
2014/2015 |
1А |
10 |
Моя семья |
- |
2 |
8 |
3.4 |
2015/2016 |
2А |
10 |
Мой родной край |
1 |
5 |
4 |
3.7 |
2016/2017 |
3А |
11 |
Природа и человек |
2 |
7 |
2 |
4.0 |
Включение студентов педагогического колледжа в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Компетенция (от competere - соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», который предусматривает формирование как общих, так и профессиональных компетенций студентов. В данной таблице представлены общие компетенции как педагогические условия и результаты формирования этих компетенций через реализацию проектной технологии [4].
код ОК |
виды деятельности для развития компетенций |
результат |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность |
ОК 3. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
развивают исследовательские умения |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
учатся презентовать свои проекты |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
учатся совместному труду |
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
результат выполнения заданий |
Проектная технология в рамках изучения предмета «Иностранный язык» реализуется не только в учебном процессе (учебные, творческие проекты как краткосрочного, так и долгосрочного характера), курсовом и дипломном проектировании, а также во внеклассной работе (составление сценариев внеклассных мероприятий, реализация проектов «Дети-детям» и др.).
Практико-ориентированный проект «Дети-детям» представлен на базе МОУ «Средняя школа №2 имени С.С. Орлова» г. Белозерска.
Конечным продуктом данного проекта являются различные мероприятия, конкурсы, презентации, встречи и др.
Студенты нашего колледжа активно сотрудничают с МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека». На базе районной библиотеки представлен групповой творческий проект к юбилейной дате со дня рождения У. Шекспира «Встречи в литературной гостиной» (2015), «Фрагмент огромной исповеди», устный журнал, посвящённый И.В. Гёте, презентовали студенты II курса. На семинаре сельских библиотекарей в рамках Недели литературы «Из Года Культуры в Год Литературы» был представлен индивидуальный проект студентки III курса Сидорко А., конечным продуктом которого явились творческие переводы стихов немецких поэтов.
Большим традиционным проектом в колледже является проведение Недели иностранного языка, в рамках которой проводятся различные конкурсы, внеклассные мероприятия, праздники.
В данной таблице представлены профессиональные компетенции, которые формируются через реализацию проектной технологии во внеклассной деятельности студентов [4].
код ПК |
виды деятельности для развития компетенций |
результат |
ПК 2.1 |
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. |
умение планировать, самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников |
ПК 2.2 |
Проводить внеурочные занятия. |
используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность |
ПК 2.3 |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
результат выполнения заданий, учатся презентовать свои проекты |
ПК 2.4. |
Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. |
развивают исследовательские умения |
Массовый охват обучающихся проектной деятельностью повышает интерес к изучению иностранного языка. У студентов появляется мотивация к практическому владению различными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, направленная на общее повышение культурного уровня. Кроме того, у ребят вырабатывается ответственность за выполнение добровольно взятых на себя поручений.
Включаясь в проект студент любого курса получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое воображение и критическое мышление. Участникам проекта требуется воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина. Фактически речь идёт об обучении (воспитании) действием и в действии.
Таким образом, проектная деятельность на уроках иностранного языка придает дисциплине профессионально ориентированный характер и направлено на подготовку профессионально компетентных специалистов, которые могут самостоятельно применять ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию коммуникативной компетенции.
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции. которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.
Литература
Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе.- 2003. - №5.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. / Электронный ресурс // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/m/документы/923