12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Инна265
Россия, Крым респ., Джанкой

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

Калиновский техникум механизации, сельского хозяйства и сферы обслуживания

 Тема: Проектная деятельность студентов

Доклад подготовила:

преподаватель иностранного языка

Селезнёва И. В.

2016

История метода проектов

«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании».

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу студента в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для студента, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с

разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко использоваться на практике.

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности студентов.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу ти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.

Слово «проект» заимствовано из латыни: причастие «projectus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

В современном понимании учебный проект - это и задание для студентов, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Основная идея проектного метода в обучении английскому языку, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Использование технологии проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.

В среднем специально учебном заведении технология проектного обучения приобретает особую значимость ещё и по следующим причинам:

1. студенты 1-2 курсов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью;

2. промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности студентов и повышению степени их самостоятельности;

3. на данной ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я»;

4. перед студентами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить студентам идею, обсудить ее со студентами. Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, студентам требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, студенты должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы студентов, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности студентов к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются обучающиеся разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны преподавателя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Презентация завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для студентов, так и для преподавателя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одногруппникам, защитить свой проект.

Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.

5. Подведение итогов проектной работы.

На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем будущих проектов. Преподаватель на данном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.

Таким образом, рассмотрев основные этапы работы над проектом и особенности каждого из них, необходимо отметить, что при поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации студенты используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Проекты могут выполняться индивидуально, парно или в группах и должны быть реализованы в течение определённого отрезка времени.

Можно выделить несколько видов проектов, в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности:

Первый вид - исполнительский проект (проект выполняется при непосредственном руководстве преподавателя, студенты последовательно следуют рекомендациям наставника о порядке действий). Такие проекты целесообразны на начальном этапе проектного обучения. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной, из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством преподавателя.

Второй вид – конструктивный проект. Этот вид возможен, когда студенты способны, обсудив с преподавателем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.

Третий вид – творческий проект. Студенты сами выдвигают идею, разрабатывают план и реализуют его, создав реальный, новый продукт.

Формы представления проекта определяются его темой, целью, содержанием, замыслом автора и поэтому могут быть:

устные (доклад, обзор, отчёт, сообщение, социологический опрос, сравнительный анализ);

письменные (брошюра, публикация, отчёт, реферат, учебное пособие, подборка задач, сборник);

наглядно – образные (видеофильм, презентация, макет, выставка, деловая игра, коллекция, плакат, оформление кабинета, стенгазета, чертёж).

Разумеется, могут быть и другие формы представления результатов.

Можно выделить основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов на уроке английского языка;

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Заключение:

Именно данный вид  деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умение работать в команде.

Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов и преподавателей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектирование помогает нам в осознании роли знаний в жизни и обучении, оно направлено на наше психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие, активизацию способностей, создаёт  условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальскова Н.Д Современная методика обучения иностранным языкам М.,2008

2. Копылова В.В Методика проектной работы на уроках английского языка М.,2003

3. Полат Е.С Метод проектов на уроках иностранного языка М.,2008

4. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. - Новосибирск: Наука, 2005.

Опубликовано


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 10.07.20 в 19:26 0Ответить Пожаловаться
Инна, большое Вам спасибо за такую полезную работу, отражающую суть проектной деятельности студентов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.