12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моисейкин Анатолий Викторович138
Моисейкин Анатолий Викторович - учитель информатики, физики. педагог дополнительного образования МБОУ СШ № 37 г. Липецка. Стаж работы - 30 лет. Имею высшую квалификационную категорию по должности учитель. В свободное время бегаю полумарафоны и марафоны.
Россия, Липецкая обл., Липецк

Из опыта работы

учителя информатики, физики

МБОУ СШ № 37 г. Липецка Моисейкина А.В.

 

 

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения предмета Информатика каждый ребенок должен научиться не только эффективно и с пользой работать на компьютере, но и научиться целенаправленно использовать возможности компьютера для познания и созидания окружающего нас мира.

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших компетенций деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, используя для этого весь набор современных средств и методов передовых технологий. Это добавляет к целям школьного образования ещё одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества.

Я работаю учителем Информатики в 7-9 общеобразовательных и в 10-11 в базовых и профильных группах.

В работе использую следующие формы деятельности: теоретические и практические занятия; организация индивидуальных занятий и консультаций для учащихся, проявляющих повышенный интерес к информатике, а также для отстающих; изучение дополнительного учебного материала; стимулирование самостоятельного изучения материала с последующим контролем; участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В последнее время актуальным стало и обучение с применением дистанционных технологий.

Как учитель, ставлю перед собою следующие цели педагогической деятельности:

формирование информационной культуры у учащихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

развитие у школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала с использованием для этого разноуровневого богатейшего компьютерного инструментария.

интеграция урочной и внеурочной деятельности для мотивации обучения при работе с детьми.

знакомство учащихся с понятиями система, информация, модель, алгоритм, языки программирования и их ролью в формировании современной информационной картины мира, учащиеся должны уметь давать определения этим понятиям, выделять на признаки и объяснять их, различать разновидности моделей, алгоритмов и т.д.;

раскрытие общих закономерностей информационных процессов в природе обществе, технических системах, объяснение сути информационных процессов, овладевать умениями измерять информацию;

формирование умения организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

формирование навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач и для будущей профессиональной деятельности;

формирование навыков безопасного использования сети Интернет

воспитания уважения к авторскому материалу.

Для реализации намеченных целей необходимо решить следующие задачи:

дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания информатики, сочетающих в себе разнообразные подходы к деятельности учащихся;

создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;

вызвать интерес к предмету у детей, научить их иметь собственное мнение.

При проектировании и осуществлении своей деятельности я руководствуюсь следующими концептуальными принципами:

1. Обучение информатики – это общение ребёнка с компьютером.

2. Учение есть не прямая производная обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.

3. Принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и способностями.

4. Опора на успех ребёнка в любой деятельности.

Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

Формирование устойчивой мотивации у учащихся разной категории;

Нахождение приёмов и методов формирования информационной культуры для разной возрастной категории учащихся;

Включение учеников в социально значимую деятельность (олимпиады, конкурсы, работа над школьными проектами).

Для реализации своих целей и задач я делаю процесс обучения и воспитания интересным и доступным, а главное результативным. Для того, чтобы ребенок поверил в себя, свои силы необходимо детально отслеживать маленькие шажки вверх по трудной лестнице приобретения знаний, поэтому я замечаю даже маленький успех, всегда готов придти на помощь ребенку, поощряю его стремление к самовоспитанию, выработке воли и характера. Приятно видеть как растет мой ученик. Чтобы не упустить ошибки, предотвратить спад мотивации к обучению, постоянно занимаюсь самоанализом, сверяю результаты своего труда с тем, что «должно быть».

Несмотря на внедрение новых форм обучения считаю урок основной формой учебных занятий, но тоже иду в ногу со временем - постоянно совершенствую методику его проведения. В своей практике использую различные формы уроков: лекции, семинары, практикумы по отработке навыков и закреплению теоретических знаний, элементы дидактической игры. Считаю, что успешное обучение - это обучение с помощью деятельности самого ученика. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению в кабинете накоплен богатый дидактический материал по всем классам, разделам, темам, который постоянно пополняется и обновляется. Наличие такого материала позволяет подобрать каждому ученику задание в соответствии с его способностями и, в то же время, в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольные, проверочные работы и задания для срезов знаний я стараюсь составлять в тестовом виде, внедряю электронные тестовые задания, что позволяет увеличить темп и объем выполняемых заданий на уроке, сосредоточить внимание учащихся на ключевых моментах, отработать навык выполнения тестовых заданий. Информатика дает учащимся умение применять свои знания не только в узком кругу предметов, инструменты информационных технологий позволяют выполнять интересные задания и по предметам гуманитарного цикла. Поэтому, большое количество умений и навыков, формируемых у учащихся на уроках информатики можно назвать надпредметными.

С каждым годом в учебный процесс внедряются современные компьютерные технологии. Появляются новые средства обучения. Благодаря национальному проекту «Образование», наша школа получила возможность приобрести интерактивные доски, одна из них установлена в кабинете информатики. Владение ИКТ позволяет мне использовать многообразие мультимедийных средств и цифровых продуктов в разных целях:

как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование);

для индивидуализации ученого процесса (можно дать двум учащимся задания, разграничив для этого поле интерактивной доски);

для организации коллективной и групповой работы ( выполнение проектов, которые потом защищаются представителями групп);для организации обратной связи (использую систему голосования SMART Board Response LE);

как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Применяя новые информационные технологии, я пришел к выводу:

у учащихся повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

можно легко осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

за один и тот же промежуток времени объем выполнения работы увеличивается;

автоматизируется процесс контроля и оценки знаний;

прививается культура учебной деятельности (планирование, самоконтроль, взаимоконтроль).

Работая с большим количеством технических устройств, важно понимать, что использование ИКТ не решит всех учебных проблем. Можно иметь все мыслимые и немыслимые дивайсы, но не видеть самого главного – ученика, который прежде всего в учителе видит наставника. У меня был пример, когда ученик, не имея дома компьютера, выигрывал муниципальный этап олимпиады по информатике. Поэтому считаю чрезвычайно важным для эффективной работы учителя и достижения высоких результатов оптимальный выбор методов обучения. При проведении уроков применяю разнообразные методы и приемы обучения. Для повышения внимания к изучаемому предмету использую словесные, наглядные методы, методы стимулирования учения. Большим подспорьем для этого служит инструменты интерактивной доски. Практические методы применяю для развития практических умений и навыков. Это лабораторные и практические, творческие работы. Если материал довольно сложный для простого восприятия, то вначале изучения материала не отказываюсь от репродуктивных методов, что позволяет учащимся с недостаточной мотивацией, продвигаться вперед. Если материал доступен для самостоятельного изучения, то для развития навыка самостоятельной работы, формирования навыков учебного труда применяю методы самостоятельной работы, например, работа с источником, в сети Интернет. Для развития мышления, творчества, креативности – метод проектов.

Большое значение придаю закреплению учебного материала – это позволяет не только выяснить, достигли ли мы цели урока, но и диагностировать, предупреждать, корректировать возможные «пробелы», неточности. Своевременная корректировка облегчает домашнее задание, стимулирует познавательную деятельность. Проверка результатов обучения, воспитания и развития учащихся даёт важные критерии для оценки и совершенствования своей деятельности и указывает на допущенные ошибки. Считаю, что нельзя понять материал новой тем, если нет пропедевтики. Сэтой целью проверяю и корректирую результаты учебной деятельности методом устного контроля, путём индивидуального, фронтального опроса, осуществляю текущий, тематический и итоговый контроль. Провожу и письменный контроль: самостоятельные работы, срезы, работа с карточками, выполнение тестов, практических заданий на отработку навыков работы по изученной теме урока, а также самоконтроль и взаимоконтроль. Стараюсь, чтобы каждый ученик был «в теме», как говорит сейчас молодежь на каждом уроке. Не ставлю сразу оценок, которые не удовлетворяют запросам учащихся, даю возможность учащимся подготовится лучше и сдать материал на более высокую оценку. Для этого веду ежеурочный мониторинг успешности каждого учащегося.

Результаты моей педагогической деятельности за последние 5 года выглядят следующим образом: у меня нет неуспевающих учеников. Это означает, что каждый ученик овладел базовыми компетенциями предмета. Важным критерием успешности для каждого учителя служат результаты независимой оценки, в частности – результаты ЕГЭ и ОГЭ. В 2018-2019 учебном году ОГЭ по Информатике сдавали 65% учащихся школы. 90% из них получили отметки «4» и «5». Средний балл ЕГЭ в 2017 году - 91 (сдавало 5 человек). Ежегодно мои учащиеся принимают участия в школьной олимпиаде, в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников по информатике, в международном конкурсе по информатике «Инфознайка», где показывают достойные результаты, третий год подряд наши ученики находятся в десятке лучших программистов города.

Считаю, что цифровизации образования не возможна без обучения детей основам алгоритмизации и программирования. Поэтому придаю разделу «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе Информатики большое значение. Доля этого курса в образовательных классах в часах невелика. Как преподнести довольно непростой материал и получить желаемый результат? Моя задача – помочь ученикам начать программировать с той целью, чтобы они имели равные возможности с выпускниками профильных классов при сдаче ОГЭ, ЕГЭ, чтобы при поступлении в технический вуз у них были соответствующие знания. В целях пропедевтики веду элективные курсы с учащимися младших классов, учу разбивать задачу на отдельные этапы, строить несложные модели, писать собственные, пусть пока простые программы». С 7 класса мои ученики начинают знакомство с языками программирования. Вначале это язык Паскаль, затем даю на выбор язык С++, или Python. Сам постоянно знакомлюсь с новинками в области педагогической науки и информационных технологий. Полученные знания использую в своей работе с детьми, при подготовке и проведении уроков.

Работая учителем более 30 лет, я пришел к выводу, чтобы стать хорошим учителем, нужно иметь не только отличные теоретические и практические знания по преподаваемому предмету, но и огромное желание работать с детьми, любить детей и отдавать детям все, что умеешь и знаешь.

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.04.20 в 01:08 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный опыт работы, Анатолий Викторович!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.