Выступление на тему «Из опыта работы»

5
0
Материал опубликован 19 August 2017

Инклюзивное образование в средней школе.

Из опыта работы.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах, так называемое - инклюзивное образование.

(Инклюзивное франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года и т. д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Это теоретические выкладки, которые нам с вами давно известны. Что же мы имеем в реальности в условиях небольшой сельской школы. (Все школы прокуратура заставила соорудить пандусы, иначе мы нарушаем права инвалидов. Как будто инвалиды-колясочники стоят в очереди в каждую школу. К сожалению, мы все время живем какими-то акциями по освоению государственных средств.)

В нашей школе инклюзивное образование ведется уже достаточно давно. Сейчас в классе занимается девочка - инвалид по слуху, ребенок носит слуховые аппараты и дети совершенно спокойно это воспринимают, нет насмешек, даже опекают одноклассницу. Есть дети с проблемами зрения, речи - и все они являются полноправными членами школьного коллектива. Дети с умеренной умственной отсталостью (программа 8 вида и 7 вида) также занимаются в классе со сверстниками. Некоторые из них вполне адаптировались в социуме класса, некоторые в статусе изгоев. Надо признаться, что образовательная функция учреждения для таких детей в наших условиях заканчивается именно на социализации, ну и на умении читать и писать и считать на пальцах (не всегда осознанно и не всегда правильно). Ведь согласитесь, когда в классе полтора десятка детей с другими образовательными потребностями, учитель физически не в состоянии уделить должное внимание ребенку с особым развитием. Вот и сидят они, что-то переписывают, что-то перерисовывают, что-то запоминают.

Конечно, мы понимаем, что даже занимаясь индивидуально с такими детками, многого не достигнешь. Поэтому, повторюсь, главная задача - социализация. Надо, чтобы и дети с особым развитием не боялись остальных и дети с общеобразовательной программой не шарахались от таких деток.

Я работаю с особыми детьми как в классе, так и индивидуально. Положительным результатом своей работы считаю то, что мои девочки с УУО имеют возможность ощутить присутствие детского коллектива. Они посещают школьные вечера, они уже без меня могут пойти в столовую, они самостоятельно могут открыть кабинет. Как только прозвенит звонок, стремятся на перемену в коридор, в детский поток. Некоторые дети подходят к ним, спрашивают «как дела?», вовлекают их в игру в «догонялки». И мои девочки заходят на урок радостно-возбужденные, рассказывают с кем они бегали. Буквы мы выучили, но до сих пор не научились читать, мне все кажется, что вот-вот это произойдет, но увы… Иногда берет отчаяние, но я понимаю, что навыки чтения для них может и не самое главное, а важно, что у них есть детство - они смеются, они играют, общаются.

В этом году мы по рекомендации опеки и с согласия опекуна девочку, занимавшуюся в классе, перевели на индивидуальное обучение в мою группу. Это как раз тот случай, когда ребенок в классе был изгоем, на уроках просто сидела, часто ничего не делала. Ребенок просто расцвел: она смеется, веселая, общается с одноклассницей, разговаривает со мной. Очень любит физкультуру, хорошо бегает, хорошо бросает мяч в кольцо, научились с ней маршировать, разучили комплекс упражнений. На уроках письма пишет очень аккуратно, с желанием рисует. Научились с ней владеть иголкой, шьет тоже очень аккуратно. В школу ходит с желанием, нет ни одного пропуска. А ведь в прошлом году начала сбегать с занятий, т.к. сидела бедняга в полной изоляции, словом перекинуться было не с кем. Мы с администрацией школы понимаем, что поступили правильно, изменив образовательный маршрут ребенка.

Из своего многолетнего опыта могу сказать, что инклюзия у нас должна заключаться в обучении детей в школе, но в специальных индивидуальных группах. Дети не оторваны от родителей (как в случае специализированных школ-интернатов), не изолированы от детского коллектива (как в случае индивидуального обучения на дому), имеют возможность развиваться сообразно своим способностям (чего они лишены в общеобразовательном классе). Конечно, не всегда это возможно из-за нашей системы финансирования, индивидуальное обучение «оттягивает» средства из бюджета школы.

Апрель 2017г.

Васенина Г.В.- учитель 1 категории МКОУ Дупленской СОШ имени героя Советского Союза Дергача А.Н.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.