Выступление на тему «Творчество учителя. Из опыта работы»

1
1
Материал опубликован 30 March 2022 в группе

МКОУ ООШ №2 г. Пудожа РК

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Творчество учителя. Из опыта работы»

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

 

«Творчество учителя.

Из опыта работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель начальных классов

Соловьёва О.А.

Введение.

В современном мире, который динамично развивается, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное образование должно стать процессом личностного развития».

Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка его средствами.

Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик через овладение определенными мыслительными операциями;

4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

5) построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;

6) обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

7) проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Изучив литературу по проблемно – диалогической технологии, я пришла к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика начальных классов основана на формировании умений и навыков, и уходит на это очень много времени, а это репродуктивные этапы урока. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что–то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. И научить этому, можно только начиная с начальной школы.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

При проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и

найденных решений, догадок, озарений).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя

на этапе введения знаний. 

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

+Развивает творческое мышление

+ Максимально близок к жизненным ситуациям

- Ученики могут увести в сторону от темы

- Невозможно рассчитать время на уроке

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

+ Развивает логическое мышление

+ Просчитывается по времени

+ Ведет к нужному результату коротким путем

- Меньше творчества

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют 3 основных метода постановки учебной проблемы:

1 метод: Сообщение темы с мотивирующим приемом;

2 метод: Подводящий к теме диалог;

3 метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

1 метод самый простой. Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.

Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса".

Учитель: (Зачитывает фрагмент текста, сквозным героем которого является девочка Настя.) Настя с папой в воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль.

- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.

- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.

- А что значит "как пьеса"?

Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.

Такой прием постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.

2 метод: Подводящий к теме диалог.

Данный метод не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Русский язык, 3 класс

Логически выстроенная цепочка заданий и вопросов:

- Спишите слова: мороз, порог, сердце, тростник…

- Подчеркните согласные, которые требуют проверки.(это з,г,д,т)

- В каких частях слова они находятся? Обозначьте.

- Какое правило о проверке согласных вы уже знаете?

- Все ли слова можно проверить этим способом?

- Значит, какая сегодня будет тема урока?

Далее на уроке переходим к этапу поиска решений. Самый сложный путь – через выдвижение и проверку гипотез.

- Итак, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть гипотезы?(изменить форму слова)

- Изменились ли слова так, чтобы согласные стали произносимыми?

(Подобрать однокоренное слово)

- Во всех ли случаях проверка получилась?

- Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?

- Рассмотрите проверочное слово звезда – звездный.

- Так как же проверить непроизносимые согласные? (дети формулируют правило).

Последний метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог» является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления 4-х педагогических действий:

Создание проблемной ситуации;

Побуждение к созданию противоречия проблемной ситуации;

Побуждение к формулированию учебной проблемы;

Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Об этом как раз первая колонка.

Эмоциональное переживание возникает у школьников при столкновении с противоречием. Во второй колонке дается список противоречий и показывается, какие противоречия вызывают чувство удивления, а какие – затруднение учеников. В третьей колонке подробно расписаны приемы создания проблемной ситуации.

Приведу примеры побуждающего диалога на уроках.

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

1.Русский язык, 3 класс.

По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

2. Окружающий мир, 3 класс.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

3. Математика, 2 класс.

Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Сквозные герои - дети или сказочные персонажи - активно используются в учебниках комплекта образовательной системы "Школа 2100" и помогают ученику усваивать учебный материал.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Также на уроках русского языка я использую проблемную ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. При создании проблемной ситуации со столкновением мнений возможны разные формы организации класса. Наиболее резкая из них состоит в том, что все ребята выполняют практическое задание на листочках (не в тетрадях), а два ученика работают на левом и правом потаенных крыльях доски. Для проверки задания крылья доски сводятся, и тогда разброс мнений учеников виден совершенно отчетливо. Другой (тоже довольно острой) формой является вызов к доске одного ученика, с мнением которого фронтально работающий класс может не согласиться. Более мягкими формами создания проблемной ситуации являются групповая и парная работа: дается практическое задание на новый материал по группам (парам), а затем рабочие записи групп (пар) вывешивает на доске. Однако в какой бы форме ни создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания полученные результаты необходимо озвучить фронтально ( «Посмотрим, как вы справились с заданием»), чтобы разброс мнений стал очевидным для всех учащихся. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением.

1. Русский язык, 3 класс.

Два ученика за ширмой на доске, остальные на листочках пишут под диктовку слова: известный, грустный, яростный.

Проверяем:

- Кто из вас написал так же, как на доске? Кто по-другому? Что вас удивило?

Некоторые дети написали эти слова без буквы Т:

- Мы не знаем, когда надо обозначать на письме непроизносимый согласный звук.

- Какой будет тема урока?

2. Окружающий мир, 2 класс.

Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

3. Математика, 3 класс.

Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:

468 - 143,742 - 318,419-185. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 500 - 283.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: Да, решили.

Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие?

Ученики: Разные. Учитель: Почему?

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?

Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог. Для осознания учениками противоречия педагог произносит следующие реплики: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?». Далее сформулированная школьниками учебная проблема (вопрос для исследования или тема урока) фиксируется учителем на доске. На этом этап постановки проблемы завершается.

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

1.Окружающий мир, 2 класс.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле ( Шаг 2.)Обучающиеся испытывают удивление.

Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

2. Русский язык, 3 класс

Ученик (предпочтительно – способный сделать ошибку) пишет на доске под диктовку слово известный:

- Проверь написание по орфографическому словарю. Что тебя удивило?

- Ты думал вначале – как пишется это слово? А на самом деле?

- Какой у вас возникает вопрос (тема)?

Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

Урок окружающего мира в 3_м классе по теме «Принятие христианства при князе Владимире Святославиче».

Анализ

Учитель

Ученики

 

 

 

вопрос

«на ошибку»

 

– Видели в нашем городе новую церковь? Кто знает, чье имя она носит?

– Когда жил этот князь?

– А люди помнят его до сих пор!

Как вы думаете, почему помнят князя?

 

– Новая церковь носит имя князя Владимира Красное Солнышко.

– Давно, тысячу лет назад.

Он был хорошим человеком

или великим полководцем.

(Житейское представление.)

Постановкапроблемы

 

предъявление

научного

факта

сообщением

 

 

 

– Вот вам факты. Князь, говоря современным языком, нанял киллера, чтобы убить своего брата в борьбе за власть, был многоженцем и

одобрял человеческие жертвоприношения (это по поводу хорошего человека).

Теперь про великого полководца: во время одной битвы князь два дня просидел под мостом, потому что боялся

попасть в плен.

 

 

 

(Проблемная ситуация.)

 

 

 

побуждение к

осознанию

противоречия

 

 

– Что вы сказали сначала?

 

– А что оказывается на самом деле?

 

Князь был хорошим человеком или великим полководцем.

– И человеком был плохим, и

полководцем неважным.

(Осознание противоречия.)

побуждение к

проблеме

вопрос

– Какой же возникает вопрос?

 

Фиксирует вопрос на доске.

– Почему помнят князя?

(Вопрос.)

Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

2. Русский язык, 3 класс.

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -тель-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: учить - учитель, писать - писатель, мыслить - мыслитель.)

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: бежать, летать,кричать) Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.

Учитель:В чем затруднение?

Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -тель-.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -тель-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -тель-".)

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.

1. Математика, 2 класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

2. Русский язык, 3 класс

1.Назовите парные согласные в словах, объясните правописание: дубки, арбуз.

2.Подчеркните буквы непроизносимых согласных звуков, объясните правописание: известный, детский…(не можем объяснить).

- Почему не можете? В чем затруднения?

- Какая будет тема урока?

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.

2.Русский язык, 3 класс

- Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ.

- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)

- А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите? (таким же).

- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли их проверить данным способом?(нет).

- Смогли вы выполнить задание? Почему? (не знаем способа проверки.)

- Сформулируйте тему урока.

При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.

Даже работая на этапе минутка чистописания, я стараюсь создавать проблемную ситуацию, 2.Русский язык, 3 класс

- Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ.

- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)

- А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите? (таким же).

- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли их проверить данным способом? (нет).

- Смогли вы выполнить задание? Почему? (не знаем способа проверки.)

- Сформулируйте тему урока.

Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока.

На минутке чистописания использую занимательные задания, которые развивают мышление учащихся и способствуют активизации их познавательной деятельности.

– Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки.

В лесу живет,
Бурый цвет ему идет.

Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный – непарный по звонкости-глухости.

На доске записано слово.

Первая буква – окончание, втора –суффикс, третья последняя бука в корне.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:

Проблемно-диалогический метод, деятельностный метод обучения.

Организация проблемной ситуации на уроке.

Наряду с фронтальной и индивидуальной формами работы на уроке организация работы в парах, работы в малых группах.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.

Так же на уроках я использую технологию продуктивного чтения. (формирования типа правильной читательской деятельности).

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Фрагмент урока продуктивного чтения 3 класс

Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Тема: Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цели:

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• развитие умений делить текст на части, составлять простой план.

Работа с текстом рассказа.

1. Работа с текстом до чтения.

– Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г. Паустовского.

На доске размещены карточки со словами. Попробуйте собрать название произведении. ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО ДОМА

Кто они? Попробуйте предположить это, рассмотрев иллюстрацию и прочитав название произведения.

– Каким вы представляете старый дом? Где он может находиться? Чем он может быть интересен?

– Кто такие жильцы? Кто же может жить в старом доме? Слайд9

Как всегда

Внезапно

Пристальный взгляд

Нарушитель спокойствия

Твёрдые привычки

Жить как кошка с собакой

РАБОТА В ГРУППАХ Слайд11

Разбейтесь на группы по 4 человека посовещайтесь и попробуйте самостоятельно написать определение этих слов. ( ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ)

Первичное восприятие. Слушание. (дети следят по учебнику и подчеркивают главные слова)

- А сейчас поднимите зелёный кружок, если, по вашему мнению, вам всё понятно в содержании произведения.

Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над произведением.

Красный, если вам непонятно.

- Спасибо, продолжаем дальше. Сейчас ответьте на мои вопросы.

Вопросы после первичного прослушивания:

– О чём рассказывается? (Ученики кратко передают содержание).

– Понравилось ли вам произведение?

– Чье предположение совпало с сюжетом?

– Кто главные герои сказки?

– Кто вам симпатичен?

Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.

Дети читают 1 часть по цепочке, пытаются самостоятельно вести диалог с автором (в тексте учебника сделана соответствующая разметка).

Часть 1

- Какие герои вам встретились в этом отрывке?

Давайте сравним эти клички (слайд 12)

- Как вы думаете, почему автор назвал кота Степаном, а не Барсиком или Пушком?

- Почему таксу назвали Фунтик?

- Какие между ними были взаимоотношения?

- Чем занимался кот перед встречей с таксой?

- Что разозлило Степана? - Насколько сильно разлило?

- Какова была реакция Фунтика на неожиданную встречу?

- Кому принадлежат слова: «Ах! Вот как!»

- В каких произведениях разговаривают животные?

- Почему Паустовский вводит этот приём в рассказ?

- Как кот отреагировал на любопытство щенка? (Найдите и прочитайте)

- Кто же объявил войну?

- Почему жизнь Степана потеряла всякую прелесть?

- Но почему именно сейчас «усы вздрагивали от негодования»?

VII. Работа со 2 частью

- Прочитайте 2 часть самостоятельно. Подчеркните слова и выражения, значение которых вам непонятно.

- Какие слова были вам непонятны? Попробуем объяснить их вместе. Слайд 12

- С каким героем вы встретились во второй части? ( «петух Горлач»)

- Почему кот усмехнулся? Что он увидел?

- Что такого страшного сделала такса?

- Кто вступился за свою собственность?

- Почему у петуха такая кличка?

- Сильно ли разозлился Горлач?

- Как петух забрал хлеб?

VIII. Работа с текстом после чтения.

б) Вопросы и задания после чтения:

– Что узнали о главных героях?

– Расскажите, какими вы представляете себе героев. (Словесное рисование.)

– Почему не смогли поладить главные герои?

Работа с иллюстрацией.

– Какой момент действия отражён на иллюстрациях? (Ученики пересказывают текст выборочно.)

Рефлексия

– Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было интересно…

Мне на уроке было трудно…

Урок заставил меня задуматься о том, что…

- А сейчас поднимите зелёный кружок, если, вам всё понятно.

Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над сказкой.

Красный, если вам на уроке было трудно.

Хотелось бы отметить, что, работая на этапе «Словарная работа» я использую приём МНЕМОТЕХНИКИ, что так же является темой моего самообразования.

Мнемоника (от греческого mnemonika) - искусство запоминания, означает совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций [Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить? экзамены и карьера без проблем / - М.: Астрель: ACT, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - с.286].

К мнемоническим приёмам можно отнести такие стихи, рассказы, загадки, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Основан этот приём на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. А мышление у учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. он опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает образный тип памяти. Школьные психологи предлагают при изучении словарных слов использовать яркие зрительные образы [Ушакова B.C. Школьные психологи советуют. // Начальная школа. - 1996. - №8. - с. 56].

Требования к ассоциативному образу.

а) Ассоциативный образ должен быть обязательно связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету; - мecтy расположения; - форме; - звучанию; - действию; - вкусу; - материалу; - назначению; - количеству; и т. д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

При первом изучении словарного слова обращается внимание детей на признак, который присущ только этому слову, затем связывается этот признак с орфограммой, которую нужно запомнить. Например, изучаем слово БЕРЁЗА. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает берёзу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак:

Берёза - по цвету бЕлая

берёза - кудрявая нужен грЕбень-

чтобы расчесать -по форме, как букву Е. Результат: бЕрёза - бЕлая

- гребень (Е)

«НЕ навязывайте ученику свои ассоциации.

Для запоминания слов учащимися используются мнемонические приёмы:

Наиболее распространенными были такие приёмы:

Составление схемок: приём основан на создании у детей ярких ассоциаций, подбирая слово « помощник», которое будет способствовать лучшему запоминанию непроверяемой орфограммы. В этом приёме важно найти такое слово «помощник», чтобы оно не только вызывало определенные ассоциации, при проведении аналогии и сопоставлении, но и буква в этом слове, с помощью которой можно проверить орфограмму, должна быть под ударением и не вызывать сомнений при написании.

Например:

Слово коньки мы повторяли, проводя аналогии со словом конь. Здесь ни у кого не было сомнения, какое слово поможет нам составить схему, т.к. ребята сразу ассоциируют слово коньки со словом конь.

К

КОНЬКИ

Н

Ь

Вывод: Этот приём очень удобен при изучении слов с непроверяемыми написаниями, т.к. у детей не возникает больших затруднений в нахождении таких слов, которые помогают запомнить написания слов.

рисунок на букве: вместо непроверяемой орфограммы в словарном слове, учащиеся рисовали рисунок-ассоциацию. Это способствовало зрительному запоминанию непроверяемой буквы в слове.

Например:

1t1649241481aa.png . Вспоминая на уроке, как пишется слово мороз, мы говорили о том, как красиво зимой в морозные дни, о том, что мороз рисует узоры на окнах, что узоры бывают разной формы. Это вызвало у учащихся ассоциацию связанную с тем , что букву О в слове мороз тоже можно нарисовать в виде узора.

 

Стихи: Этот приём основан на лучшем запоминания слов. Вместе с детьми придуманы «стихи- правила»: учащиеся придумывали стихотворения, с помощью учителя сами связывали его с ассоциативным образом, т.е. создавали правило для запоминания. Суть приёма активизировать деятельность детей, дать им возможность самим участвовать в создании стихотворения - правила.

Например:

1. В слове пальто, после того как мы нашли слово «помощник» - ткань, вместе с детьми на уроке было придумано стихотворение, в котором мы связали два слова пальто и ткань. Учитель, начиная стихотворения, произнёс первую строчку, тем самым подтолкнув детей к мысли для создания стихотворения. Дальше работа заключалась в том, чтобы сами по очереди придумывали следующие строки. Затем собрав все вместе, и записав на доске, получилось стихотворение.

Шили мы пАльто из ткАни

А пАльто мы сшили сами

Взяли ткАнь и раскроили

Букву «А» мы смастерили

И запомним навсегда

Ведь пАльто же с буквой «А»

2. Слово АКТЁР

Наш актёр по сцене шёл

Букву О он не нашёл

Рассердился и тогда

Написал он букву А

3. При изучении слова заяц работа проходила также, только перед этим учащимися был сделан рисунок на букве, что подтолкнуло их к созданию такого стихотворения.

ЗаЯц прыгал по дорожке

И поранил обе ножки

Встал на ушки и пошёл

В букву «Я» он перешёл

И запомним все друзья

В слове заЯц буква «Я»

Вывод: Учащимся нравиться придумывать стихи-правила, они сами создают их, и это способствует лучшему усвоению и запоминанию написания слов. Небольшие трудности заключались в создании рифмы, т.к. детям ещё трудно рифмовать стихи.

Выделение опорного пункта в слове: используя, этот приём учащиеся выделяли одинаковые слоги в слове и сопоставляли их.

Учитель прочитал детям предложение и предложил им выбрать слова, которые начинаются с одинаковых слогов. Учащиеся сразу выделили слова ПАВЕЛ, ПАЛЬТО.

На вопрос, что общего в этих словах, дети ответили, что в обоих словах есть слог ПА, который пишется с буквой А.Затем учитель повесил табличку с этим предложением на доске и учащиеся записали его у себя в тетрадях.

ПАвел пришёл в ПАльто

РАб РАботает бесплатно.

Вывод: Использование этого приёма помогло учащимся увидеть и сопоставить слова, с одинаковыми написаниями отдельных слогов, это показало им то, что слово пальто можно проверить ещё и словом Павел.

Загадки: Загадки создаются для того, чтобы дети могли оперировать своими ассоциациями, подключали свое воображение.

Слово коньки ассоциировалось у учащихся со словом конь. Поэтому на основе этого мы и попытались придумать загадку.

Два братца похожи на коней.

Несут по льду меня быстрей (коньки)

2. Слово Мороз и вызванные с ним ассоциации, подтолкнули к созданию загадки.

Холод он зимой приносит

И узоры на окнах рисует (мороз)

Вывод: Эта форма работы оказалась самой трудоёмкой, но интересной для детей. Учащиеся, опираясь на представленный ими ассоциативный образ, могли придумывать загадки, хотя это получалось ещё не совсем точно и правильно, но происходило это с большим трудом и желанием.

Сначала при повторении слова молоко были проведены аналогии с такими словами как бочка и кот. Речь шла о том, где можно хранить молоко. Предлагая различные варианты ответов, учащиеся говорили и о том, что молоко можно хранить в бочке и что бочка сама круглая как буква О. Поставив ударение и выяснив, что ударная буква в этом слове О, мы смогли найти первое «слово-помощник» к слову молоко. Затем речь шла о том кто любит молоко (сначала дети стали говорить «Я не люблю», « А я люблю», но также они давали другие ответы: мама, папа, звери, животные) Сказав о том, что молоко любят звери и животные, учитель спросил: « А какие животные любят молоко?» (ответов на вопрос было много) Выяснив то, что молоко любят кошки, котята и коты, мы выбрали самый простой вариант слово КОТ, это слово пишется с буквой О и она ударная.

Затем на основе двух слов БОЧКА и КОТ мы составили схемку.

Б К

М О Л О К О

Ч Т

К

А

Выяснив учащимися, что слова помощники в слове МОЛОКО — это бочка и кот, вместо этих букв были выполнены рисунки.

t1649241481ab.png

М Л К О

 

При ознакомлении учащихся с некоторыми словами используется прием возвращения в забытую этимологию слова, для создания ассоциативного образа

1. При знакомстве со слово Пенал представлена этимология этого слова. Поэтому для создания определенного слова помощника, учитель обратил внимание учеников к этим данным.

Пенал – это коробочка, в которой раньше хранили перья. А перо по лат. « ПЕННА». Хотя теперь мы перьями не пишем, название слова «ПЕНАЛ» сохранилось. Выяснив, что слово ПЕНАЛ происходит от слова ПЕННА была составлена схемка.

П П Е Н А Л

Н

Н

А

2. Для выделения опорного слова при изучении слова корова, внимание учащихся было обращено на то чего нет у нас, а есть у коровы. Выяснив, что это рога, детям были представлены некоторые устаревшие данные.

«Кор» означает РОГ, поэтому КОРОВУ называют рогатой, то есть, которая имеет рога.

Р

К О Р О В А

Г

Стихи и двустишия.

После того, как дети узнали, что в слове корова первый слог КОР означает РОГ, было придумано двустишие:

КОрова с рОгами подружилась

И буква О в неё вместилась

Вывод: Приём сочинения стихов, очень интересен и трудоёмок, его использование на уроке (если стихи-правила придумывать вместе с детьми) занимает много времени, поэтому его невозможно использовать на каждом уроке.

• мнемонические приемы способствуют осознанному и долговременному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями;

• уроки, проведенные с использованием разнообразных мнемонических приемов, вызывают интерес у учащихся к рассматриваемому языковому материалу;

• очень важно само знакомство с мнемоническими приемами, которые недостаточно используются в начальной школе. На мой взгляд, необходимо предложить учащимся информацию о данных приемах и помочь овладеть ими.

В работе с детьми я провожу такие уроки как: урок КВН, урок - дискуссия (на уроках – повторения), урок - исследование, путешествия, игры, на уроках использую моменты театрализации, Кино-, теле-, видеоуроки

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,  деятельностный, компетентностный

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с урокомсвободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3.     «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД: - личностные, -познавательные, -регулятивные, -коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

Контрольный урок

Коррекционный урок

Комбинированный урок

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» -пишет Надежда Егоровна Щуркова.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

 

 

17

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет публикации.

30 March 2022