Статья «Из опыта воспитательной работы в общежитии»

0
0
Материал опубликован 12 July 2019

Из опыта воспитательной работы в общежитии.

Воспитание – великое дело,

Им решается участь человека.

В.Г. Белинский.

В нашем современном мире, в обществе наблюдается крайне острый дефицит нравственности, воспитанности. С чем это связано?! Говорить и рассуждать по этому поводу можно очень долго и много. Поэтому мне кажется, что цель каждого родителя, педагога, да и моя, как воспитателя, состоит в том, чтобы заполнить этот образовавшийся вакуум. Помочь подрастающему поколению, у которого в 15-17 лет происходит становление характера, в правильности выбора истинных и мнимых нравственных ценностей. Зачастую наши студенты – это дети из не очень благополучных, неполных семей, порой замкнутые, недоверчивые и, как правило, невсегда понимающие, что же в действительности хорошо, а что плохо.

Поэтому, я считаю, что воспитание – это внимательное изучение жизненных установок молодых людей и педагогическая корректировка их воспитателем, активом общежития, преподавателями и мастерами производственного обучения. Воспитывать должен коллектив и, в первую очередь, на личном примере. Очень важно, чтобы процесс воспитания был построен методически грамотно, чтобы студенты сами осознали необходимость перенять трудовой и жизненный опыт старших, их этические, эстетические нормы.

Планируя воспитательную работу в общежитии, я стараюсь проводить не просто отдельные мероприятия, а строить систему мероприятий, глубокого продуманных и методически правильно организованных. Это означает, что все они должны быть разнообразные по содержанию, форме, подходам, эмоциональной окраске, должны иметь внутреннюю связь, дополнять и продолжать друг друга и, по существу, быть нацеленными на решение главной в данное время и в данных условиях воспитательной задачи. Это формирование нравственного самосознания юношей и девушек их эмоционально-волевой сферы, развитие нравственных и эстетических качеств и привычек поведения, просвещение в области физического здоровья и т.д. .

В начале каждого учебного года работу начинаю с выявления лидеров среди вновь прибывших студентов, проживающих в общежитии. Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость необходимо направить в правильное русло, чтобы это помогало, а не тормозило воспитательный процесс.

Надо помочь каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Необходимо убеждать в том, что каждый несёт ответственность за свои поступки и действия. В формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности студента большую роль играет участие, с первых дней проживания в общежитии, в налаживании нормальных бытовых условий. Подобное участие способствует формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, повышении его культуры, как в настоящее время, так и в будущей семейной жизни.

На втором месте находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у студентов коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие. Новые отношения в общежитии формируют самосознание, побуждают осмыслить опыт окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в становлении нравственных установок личности.

Воспитателю иногда приходится пользоваться далеко не педагогическими методами (этими методами то же надо пользоваться): ворчать, кричать, отчитывать, угрожать, наказывать, но в душе, для самого себя, снисходительно относится к любому проступку, упущению и вине студента.

Да, студент провинился, потому что «не знал, не подумал, не устоял перед соблазном, подговариванием, пробовал, не мог по-другому». Трудно будет работать педагогу-воспитателю тому, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на воспитанника за то, что он есть то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала семья, школа, жизнь.

Нельзя относиться с пренебрежением к студенту. Он знает о себе больше, чем мы о нем. Мы его лишь отгадываем. Нельзя относиться к подросткам свысока. Среди десятков юношей и девушек всегда найдется на редкость разумные, наблюдательные, способные к критике, настороженные, с односторонним опытом, ироничные, склонные к каверзам и мстительные. Конечно, всё это очень сложно увидеть, понять, принять, но по-другому нельзя. Это великий труд, который требует от воспитателя неимоверного терпения, большой любви к детям и, несомненно, профессионализма. «А результат?», - скажите вы.

Студенты, по истечении времени, будут благодарны за такое участие в их судьбе, за помощь и подсказку, за добрый совет, за умное, но не назойливое развитие их культурных интересов и духовных потребностей. Однако надо помнить и о том, что насильно заставить заниматься тем или иным делом в свободное время – значит, оттолкнуть её от этого дела. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому студенту, учитывать его потребности и интересы, увидеть за пассивностью некоторой части истинные устремления, предложить сферу применения сил, заставить поверить в себя, научить жить, более наполнено и интересно.

Итак, обобщая выше сказанное, я убеждена в том, что воспитательная работа в общежитии, да и в учебном заведении в целом, должна строиться на базе фундаментальных духовно-чувственных ценностей, имеющих важнейшее значение в личностном и общественном развитии. Она должна быть направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Воспитательная работа должна проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и, прежде всего с учётом того, что студенты, в дальнейшем, становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

Особое внимание обращается на комплексный процесс формирования нравственных и трудовых качеств ценностной личности.

Воспитателю необходимо владеть методами индивидуального подхода к студентам, уметь убеждать. Весь образ жизни и поведения воспитателя должны быть для его воспитанников примером высокой нравственности. Человек, работающий с детьми, должен обладать широким кругозором, чтобы суметь оказать помощь в развитии их творческих способностей, удовлетворении растущих интересов и потребностей в разумной организации свободного времени.

В каждом человеке от природы заложена активная сила для саморазвития, необходимо только помочь ей проявиться и целенаправленно развиваться. Тесно взаимодействуя с окружающей средой, проявляя при этом самостоятельность мышления, человек в значительной степени сам формирует себя.

Понятие “ человек сам себя воспитывает” должно стать жизненным правилом каждого студента, осознающего, что без определенных усилий стать воспитанным человеком нереально и невозможно.

А.С Макаренко утверждал: наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно потому, что так привыкли. И воспитание этих привычек гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.