Из опыта работы с одаренными детьми

"Свои способности человек может узнать,только попытавшись приложить их."

Луций Анней Сенека

Опыт работы творческого коллектива «Лицеисты»


 

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

Иоганн Вольфганг Гете говорил: «Человек, обладающий врожденным талантом,   испытывает величайшее счастье тогда,  когда использует этот талант». В лицее №33 одаренные дети могут развить свои способности, став участниками коллектива "Лицеисты".

Детский хор «Лицеисты» – это творческий коллектив учащихся разных классов лицея №33 города Иваново от 10 до 18 лет, которых объединяет любовь к музыке, к пению, к искусству. За годы существования коллектив стал настоящей лабораторией, формирующей и раскрывающей творческий потенциал учащихся, дающей возможность проявить себя каждому участнику хора в приоритетных для него (помимо основной в лицее -учебной деятельности) направлениях. В коллективе занимаются активные, инициативные ребята, которые любят хорошую музыку, хоровое пение. Руководитель коллектива – единственный учитель музыки в огромной школе (почти 1200 человек) Елена Юрьевна Игнатьева, 28 лет отдавшая работе в стенах Лицея №33.

Но хор "Лицеисты" - это лишь один из видов работы педагога с одаренными детьми. В нашем Лицее знают, что "Лицеисты" - это целый творческий коллектив. Его появление в нашем Лицее происходило постепенно. В процессе внеклассной работы сформировалась творческая группа заинтересованных людей из числа учеников и преподавателей, которая и явилась основой для будущего коллектива. Стоит отметить ряд особенностей:

1. Фактор мобильности, быстрое реагирование на любую жизненную ситуацию

Жизнь лицея № 33, одного из самых престижных учебных заведений города, динамична и требует высокого уровня участия, как в внутришкольных, так и в городских, областных мероприятиях. До существования коллектива данный процесс представлял собой достаточно сложную схему (написание сценария, подбор артистов, репертуара, и т.д.) В настоящее время во главу угла ставится идея: мобильная творческая группа вырабатывает план действий, отбираются необходимые наработки и результат выдается незамедлительно. Иногда один праздник или мероприятие трансформируется в несколько разноуровневых выступлений. Например, наши концерты к 9 мая прошли в стенах школы для педагогов и учащихся, на заводе им. Королева для ветеранов в рамках социального партнерства (это ежегодная традиция вот уже более 15 лет), на площади Победы и в ТЦ "Ясень" для городской общественности, для учителей-ветеранов города (по заданию УО г. Иваново) и в интернате для ветеранов в м. Лесное. В настоящий момент, уровень развития коллектива настолько высок, что данная ситуация не вызывает трудностей ни у руководителя, ни у участников коллектива«Лицеисты»

2. Разновозрастность

В своем стремлении соответствовать высокому статусу учебного заведения, наш творческий коллектив привлекает все имеющиеся ресурсы. Коллектив «Лицеисты» объединяет ребят разных возрастов. ( с 1 по 11 класс!) Малыши вовлекаются в общий творческий процесс, становятся более серьезными, ответственными и демонстрируют готовность работать на уровне старших ребят. Во многих лицейских мероприятиях с удовольствием принимают участие наши выпускники, бывшие участники коллектива, сделавшие музыку и творчество своей второй профессией.

3. Рациональное распределение обязанностей

Четкое распределение обязанностей обеспечивает единство действий, позволяет охватить все участки работы, создает возможность равномерно распределить нагрузку и учесть склонности членов коллектива. Одна группа участников реализует себя в постановочном процессе, другая группа выступает в актерском составе, существует даже группа поддержки, так называемые поклонники, которые присутствуют на концертах, делают красочные фотографии, снимают видео, пишут статьи в школьную газету. Дети с ярко выраженными певческими способностями являются самыми активными участниками вокальных конкурсов. Ежегодно они становятся победителями и призерами (см. приложение ). Немаловажную роль играют ребята – технические специалисты, которые грамотно работают с музыкальной аппаратурой, ищут и «режут» фонограммы, транспонируют минуса. Такая запланированная четкость в организации обеспечивает высокий уровень достижений коллектива.


 

4. Участие в олимпиадном и конкурсном движении


 

Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности.

Участие в конкурсах вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Эта деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества наши воспитанники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Художественный конкурс дает возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

За 2 последних учебных года года воспитанники коллектива «Лицеисты» приняли участие творческих мероприятиях разного уровня.

Вокальные конкурсы: победы во Всероссийской вокально-хоровой ассамблее -2015году, в 6 Всероссийском конкурсе вокалистов "Россия начинается с тебя", в межрегиональных конкурсах "Россия начинается с тебя" -2015г. и "Весны звенящая капель" -2016 г, региональных: "Звонкие голоса России"2015, региональных конкурсах школьных хоров: "Молодые голоса "- в 2015 и 2016году, "Поющая школа" в 2017 году , в городских вокальных конкурсах "Мелодии детских сердец" и "Россия начинается с тебя" (где наши ребята стали Лауреатами в 2 номинациях),

Выступления агитбригад и творческих команд: разносторонне одаренные ребята, представившие нашу область в работе 5 Межрегионального полевого лагеря "Юный пожарный" и отлично выступившие во всех конкурсных испытаниях, команда "Удар", отлично выступающая ежегодно в городской военно-спортивной игре "Юные защитники Отечества"), команда КВН "Нефть"-победитель городского конкурса "Тин-Бум", агитбригады (городской проект "Разведка" -1 место, конкурс "Есть такая профессия" -1 место, на городском конкурс чтецов, где наши ребята, выступающие с мелодекламацией традиционно становятся призерами

Олимпиады: не остаются в стороне и желающие развивать академическую одаренность и попробовать свои силы в дистанционных олимпиадах (в 2015 году три победы в Международной олимпиаде проекта "Интолимп" (см. Приложение, в 2016 году - 2 победы в 1 Международном конкурсе по музыке "Мириады открытий" и 1-е место во Всероссийской олимпиаде "Музыкальный олимп")

Данная активная позиция явилась одним из определяющих факторов, обуславливающих выход Лицея на первое место в рейтинге общеобразовательных учреждений города Иваново за прошедший учебный год.

5. Общественно-полезная значимость, социальная направленность достижений


 

Яркой эмблемой «Лицеистов» является разносторонняя социальная направленность коллектива.

Предметом особой гордости для нас являются концерты ко Дню Победы, проводимые для ветеранов ВОВ на территории завода им. Королева уже более 15 лет. Значимость данного мероприятия трудно переоценить. Для ветеранов выступление детей является ярким, незабываемым событием. Они делятся с ними воспоминаниями, важными для общества и подрастающего поколения ценностями.

Выступления лицеистов всегда ждут и в интернатах для ветеранов и инвалидов в м. Богородское и Лесное.

Давно стали традицией наши концерты в рамках акции "Ты нам нужен и "Весенняя неделя добра", выступления для ребят с ограниченными возможностями здоровья, для воспитанников детского дома "Звездный".

6. Авторство

Успех коллектива во многом зависит от такого немаловажного фактора, как авторство его участников. Практически все выступления (агитбригады, капустники, концерты, мюзиклы, лицейские праздники и др.) проходят по авторским сценариям и разработкам. Данная работа носит индивидуальный характер и рассчитана на определенный подбор артистов, на конкретную ситуацию. Повторы не приветствуются. Изначально инициатива исходила от педагогов-организаторов , по мере роста коллектива, появляются авторы-сочинители и в ученической среде. Ребята пишут тексты песен, как самостоятельно, так и в соавторстве. разрабатывают сценария концертов. Авторами аранжировок и музыкальными редакторами минусовок наших выступлений также часто являются учащиеся и выпускники лицея.

****

В настоящий момент коллектив «Лицеисты» полон творческих планов: идет подготовка выступлений на празднике Первого звонка, готовится проект Дня музыки. Идет планомерный отбор репертуара для хора и солистов- вокалистов, пополняется копилка идей для театрализованных конкурсов и агитбригад.

Репетиции, выступления, поездки сблизили, породнили всех участников коллектива. Он стал похож на большую семью, один живой организм, позволяющий ставить перед собой серьезные творческие задачи, и идти по пути их достижения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.