Статья «Система работы патронажа семьи из опыта работы»
Система работы патронажа семьи на базе МБДОУ
«ЦРР - детский сад №28»
Дошкольный возраст - период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социумом. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости - компетентности, определяется траектория развития и успешной адаптации к меняющимся условиям. Эффективность этого периода обеспечивается ранним началом воспитательно-образовательной работы с ребенком, подбором средств методов и приемов деятельности, оказанием своевременной педагогической помощи семье и ребенку.
К сожалению, на данный момент не все дети дошкольного возраста охвачены дошкольным учреждением, а родителям недостаточно компетентны в вопросах воспитания и образования детей, к тому же растет количество семей, дети которых не посещают детские сады в силу разных причин. Исходя из этого организация такой формы дошкольного образования, как семейный патронаж, является современным шагом в сферу расширения форм оказания образовательных услуг
С 2011 года в нашем детском саду начал свою работу семейный патронаж двух детей 5 и 3 лет. Дети из неполной семьи, воспитываются мамой.
Цель семейного патронажа: оказание помощи родителям, дети которых не посещают дошкольное образовательное учреждение, подготовка неорганизованных детей к школе.
Задачи патронажа:
1) Привлечь внимание родителей неорганизованных детей к необходимости педагогического воздействия на ребенка;
2) Способствовать выявлению и устранению психолого-медико-педагогических нарушений у неорганизованных детей;
3) Поддерживать и стимулировать деятельность родителей и специалистов при работе с неорганизованными детьми;
4) Способствовать созданию банка данных неорганизованных детей с ограниченными возможностями здоровья в районе.
Для эффективной работы с семьей необходимо было организовать взаимодействие со специалистами. В нашем ДОУ такую роль выполняют педагоги детского сада, которые решают вопросы о виде и характере помощи семье. Работа педагогов с семьей дает высокую эффективность и положительные результаты. Работа с семьей строилась поэтапно:
1) Сбор информации о семье от других субъектов;
2) Работа над мотивацией по принятию семьи и помощи;
3) Установка договорных отношений с семьей.
Первый шаг являлся очень важным при работе с семьей. Педагогу-психологу приходилось осуществлять интервенцию. Цель интервенции – войти в семью и расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы. Поэтому наши педагоги шли в семью с добрыми намерениями, завоевать доверие (стать приятными для этой семьи).
Педагогу-психологу приходилось брать на себя выполнение нескольких ролей, в зависимости от ситуаций и целей. Это означало то, что на первоначальном этапе педагогу-психологу приходилось выполнять ведущую роль в играх, где мама и ее сын 5 лет были только наблюдателями.
Занятия с детьми проводились один раз в неделю по месту жительства детей воспитателем, зам. зав. по ВМР, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по ФК. У каждого педагога была составлена своя рабочая программа для данных детей, где за основу была взята программа «Радуга». Рабочие программы были подобраны индивидуально с учетом возможностей и способностей патронажных детей. Во время занятий специалисты использовали пособия, стимульный материал, компьютерные презентации.
Помимо занятий дети с удовольствием посещали праздники, спектакли, спортивные мероприятия, которые проводились в детском саду и с удовольствием принимали в них участие.
На втором этапе проводилась диагностика и анализ проблем в работе с патронажной семьей. Один раз в месяц педагоги собираются, для обсуждения планов дальнейшей работы и оценки полученных результатов.
Главной задачей третьего этапа является не только взять на патронат семью, а научить маму самостоятельно обращаться к специалистам ДОУ.
Таким образом, психолого-педагогический патронаж является важным направлением деятельности ДОУ, посредством которого педагоги оказывают помощь в социальной и педагогической адаптации детям, не получающим дошкольное образование и их семьям в вопросах воспитания, обучения и развития.
Новые альтернативные формы работы дают возможность подготовить ребенка к поступлению в образовательное учреждения, помочь взрослым в воспитанию ребенка. Насыщение дошкольного образования развивающими и многообразными формами деятельности и обеспечения оптимальными услугами для развития детей служат гарантией формирования полноценной психологической помощи к обучению в школе.
Список литературы:
- Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитания. – М.: Академия, 1999
- Современные информационные технологии в ДОУ: управления образование, воспитания//Обруч. – 2009. - №6
- Амибекова З.Н. Ценности семейного воспитания. – М.: Владос, 2003